способ выработки навигационных параметров и вертикали места

Классы МПК:G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Беленький Владимир Аронович
Приоритеты:
подача заявки:
1998-05-18
публикация патента:

Способ может быть использован для обеспечения навигации движущихся объектов. Осуществляют колебания гироплатформы с заданными частотными характеристиками с помощью следящих двигателей. Измеряют составляющие кажущегося ускорения при помощи акселерометров. Определяют составляющие абсолютной угловой скорости приборного трехгранника. Навигационные параметры и вертикаль места вырабатывают по сигналам трех акселерометров и трех измерителей составляющих угловой скорости. Обеспечивается повышение точности за счет колебаний измерителей. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ выработки навигационных параметров и вертикали места, включающий измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, определение составляющих абсолютной угловой скорости приборного трехгранника, связанного с гироплатформой, выработку навигационных параметров и вертикали места, отличающийся тем, что осуществляют колебания гироплатформы с заданными частотными характеристиками с помощью следящих двигателей, а навигационные параметры и вертикаль места вырабатывают по сигналам трех акселерометров и трех измерителей составляющих угловой скорости приборного трехгранника.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано для обеспечения навигации движущихся объектов.

Известен способ выработки навигационных параметров и вертикали места [1] . Этот способ включает измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, формирование сигналов управления гироплатформой, определение составляющих абсолютной угловой скорости приборного трехгранника при помощи гироскопов, выработку навигационных параметров вертикали места.

Недостатком этого способа является ограниченность точности выработки выходных параметров.

Целью изобретения является повышение точности выработки выходных параметров.

Цель достигается тем, что удержание гироплатформы в плоскости горизонта и колебания гироплатформы обеспечивают следящие двигатели по сигналам вычислителя, решающего навигационные задачи и задачи управления гироплатформой по сигналам трех акселерометров и трех измерителей составляющих абсолютной угловой скорости приборного трехгранника, установленных на гироплатформе.

Проиллюстрируем предлагаемый способ на следующем примере. На чертеже представлена функциональная схема гироскопической системы, где приняты следующие обозначения;

1 - блок управления и выработки выходных параметров;

2 - гироплатформа в двухосном карданном подвесе;

3, 4, 5 - гироскопы измерители составляющих абсолютной угловой скорости;

6, 7, 8 - акселерометры;

9, 10 - следящие двигатели;

11, 12 - датчики углов поворота гироплатформы;

13 - блок колебаний гироплатформы;

14 - дополнительная навигационная система.

Гироскопическая система содержит блок управления и выработки выходных параметров 1 с блоком колебаний 13, гироплатформу 2. На гироплатформе расположены гироскопы 3, 4, 5 - измерители составляющих абсолютной угловой скорости (ИСАУС). При этом ИСАУС или датчики абсолютной угловой скорости могут быть построены на различных физических принципах (волоконные гироскопы, лазерные, твердотелые и др.). А также гироскопическая система содержит акселерометры 6, 7, 8 (акселерометры 6, 7, 8 могут быть установлены вне гироплатформы, например, на палубе), по осям карданного подвеса установлены следящие двигатели 9, 10 с датчиками углов поворота гироплатформы.

Гироскопическая система функционирует следующим образом. Гироплатформу 2 с помощью следящих двигателей 9, 10 по сигналам, вырабатываемым в блоке управления и выработки выходных параметров 1 с учетом сигналов блока колебаний 13 поворачивают с заданными частотными характеристиками или колеблют вокруг осей, лежащих в плоскости гироплатформы с заданными амплитудами и с разными заданными частотными характеристиками. По сигналам акселерометров и гироскопов [2] вырабатывают составляющие абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу и его ориентацию относительно приборного трехгранника, связанного с гироплатформой, учитывая показания датчиков углов поворота гироплатформы, вырабатывают углы качек объекта.

По составляющим абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу определяют навигационные параметры: К - курс объекта; способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018 - широту места; способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018 - долготу места; V - путевую скорость и т.д.; способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 21380181 и способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 21380181 - углы качек.

С объектовым (корабельным) трехгранником Дарбу свяжем правую систему координат XYZ. Ось OZ - вертикальная. С колеблющимся основанием свяжем систему координат X1Y1Z1. Система координат X1Y1Z1 образуется из XYZ поворотом на угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018 вокруг оси OX и на угол способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018 вокруг OY1. Направляющие косинусы между системами координат XYZ и X1Y1Z1 будут:

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018

Тогда

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018

Углы способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018 и способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018 задают блоком колебаний. В сигналах составляющей абсолютной угловой скорости трехгранника Дарбу будут присутствовать составляющие погрешности ИСАУС.

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018

способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018

где способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018 - погрешности ИСАУС.

При колебани основания по заданному закону, например, способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018 = способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018osinспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 21380181t способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018 = способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018osinспособ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 21380182t способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018o и способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018o могут быть порядка 10 - 20o.

Тогда все вырабатываемые навигационные параметры, а также значения способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018x, способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018y, способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 2138018z будут содержать погрешности ИСАУС, моделируемые на частотах способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 21380181 и способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 21380182 .

Сравнивая в блоке (1) одноименные параметры, выработанные по данному способу и дополнительной навигационной системой, погрешности которой не меняются с частотами способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 21380181 и способ выработки навигационных параметров и вертикали места, патент № 21380182, можно выделить и оценить погрешности рассматриваемой системы и дополнительной. В качестве дополнительной системы может быть использована гироскопическая или любые другие навигационные системы (лаг, спутниковая и др.).

Источникик информации

[1] В.А. Беленький - Патент РФ N 2000544.

[2] П. В. Бромберг - Теория инерциальных систем навигации. Москва, "Наука", 1979 г. стр. 185-188.

Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00

способ определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода -  патент 2527902 (10.09.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
навигационная система -  патент 2526740 (27.08.2014)
навигационное устройство, способ управления работой и мобильное оконечное устройство -  патент 2526470 (20.08.2014)
углоизмерительный прибор -  патент 2525652 (20.08.2014)
активный ультрафиолетовый солнечный датчик для системы ориентации малоразмерного космического аппарата -  патент 2525634 (20.08.2014)
способ персональной автономной навигации -  патент 2523753 (20.07.2014)
способы, устройства и картографические базы данных для прокладки "зеленого" маршрута -  патент 2523192 (20.07.2014)
эффективный способ привязки местоположения -  патент 2523171 (20.07.2014)
Наверх