способ разрушения ледяного покрова

Классы МПК:B63B35/08 ледоколы
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Институт машиноведения и металлургии Дальневосточного отделения РАН
Приоритеты:
подача заявки:
1998-10-19
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда. Технический результат достигается за счет увеличения высоты изгибно-гравитационных волн. Для этого во время движения подводного судна дополнительно осуществляют отсос забортной воды внутрь судна. Воду выбрасывают за пределы подводного судна с помощью насоса. Насос расположен внутри судна в водопроточном канале. Водозаборная часть канала располагается в верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы изгибно-гравитационной волны. Выход канала направлен вертикально вверх и расположен в верхней кормовой части судна в месте расположения вершины изгибно-гравитационной волны. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ разрушения ледяного покрова подводным судном, заключающийся в возбуждении изгибно-гравитационных волн при движении судна подо льдом с резонансной скоростью, отличающийся тем, что во время движения судна дополнительно осуществляют отсос забортной воды внутрь судна с последующим ее выбросом за пределы с помощью насоса, расположенного внутри судна в водопроточном канале, при этом водозаборная часть канала располагается в верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы изгибно-гравитационной волны, а выход канала направлен вертикально вверх и расположен в верхней кормовой части судна в месте расположения вершины изгибно-гравитационной волны.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду.

Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами (ИГВ) определенной высоты, возбуждаемыми подводным судом (В.М.Козин, А.В. Онищук. Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна. -ПМТФ, Новосибирск, ВО "Наука", 1994, N2, с. 78-81) [1].

Известный способ осуществляется следующим образом. Судно всплывает на безопасную глубину и движется подо льдом с резонансной скоростью способ разрушения ледяного покрова, патент № 2137668p т.е. со скоростью, при которой высота возбуждаемых ИГВ максимальна.

Недостатком способа является ограниченность высоты ИГВ, т.е. их ледоразрушающей способности, которая при резонансной скорости судна определяется заглублением и водоизмещением последнего [1].

Задачей заявляемого изобретения является повышение эффективности разрушения ледяного покрова.

Технический результат, достигаемый в процессе решения поставленной задачи, заключается в увеличении высоты ИГВ при не меняющейся резонансной скорости и величины заглубления судна.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: ледяной покров разрушается подводным судном путем возбуждения во льду ИГВ при движении судна подо льдом с резонансной скоростью.

Отличительные: во время движения судна дополнительно осуществляют отсос забортной воды внутрь судна с последующим ее выбросом за его пределы с помощью насоса, расположенного в водопроточном канале: водозаборная часть канала расположена в верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы ИГВ, а выход канала направлен вертикально вверх и расположен в верхней кормовой части судна в месте расположения вершины ИГВ.

Отсос забортной воды увеличивает скорость обтекания корпуса, что в свою очередь в соответствии с законом Бернулли (p+способ разрушения ледяного покрова, патент № 2137668способ разрушения ледяного покрова, патент № 21376682/2 = const, где P - давление в жидкости, способ разрушения ледяного покрова, патент № 2137668 - - плотность воды, способ разрушения ледяного покрова, патент № 2137668 - - скорость жидкости) приведет к уменьшению давления в области формирования подошвы ИГВ. Понижение давления под ледяным покровом в месте расположения подошвы ИГВ увеличит прогиб льда, т.е. высоту ИГВ.

Выброс воды вертикально вверх в кормовой части судна в месте расположения вершины ИГВ увеличивает давление в этой области за счет появления подо льдом скоростного напора способ разрушения ледяного покрова, патент № 2137668способ разрушения ледяного покрова, патент № 21376682/2 с вектором скорости способ разрушения ледяного покрова, патент № 2137668, направленным перпендикулярно нижней поверхности ледяного покрова. Повышение давления в месте расположения вершины ИГВ увеличивает высоту волны.

Способ осуществляется следующим образом. Под ледяным покровом начинают перемещать подводное судно с резонансной скоростью [1]. Если высота возбуждаемых ИГВ окажется недостаточной для разрушения льда, то включают насос, расположенный внутри судна в водопроточном канале. Водозаборную часть канала выполняют в верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы ИГВ. Выход канала выполняют направленным вертикально вверх и располагают в верхней кормовой части судна в области формирования вершины ИГВ. Расположение водозаборной части канала под подошвой ИГВ увеличит скорость обтекания корпуса судна в этом месте и приведет к падению давления, что в свою очередь увеличит прогиб льда. Расположение выхода канала, направленного вертикально вверх, в области формирования вершины ИГВ увеличит давление в этом районе за счет появления подо льдом скоростного напора, что увеличит высоту ИГВ. В результате амплитуда ИГВ возрастет при неизменной ее длине, что вызовет рост изгибных напряжений и соответствующее увеличение ледоразрушающей способности судна.

Изобретение поясняется графически, где на чертеже показана схема реализации предлагаемого решения.

Под ледяным покровом 1 начинает движение подводное судно 2 с резонансной скоростью способ разрушения ледяного покрова, патент № 2137668p. Если высота возбуждаемых ИГВ h1 окажется недостаточной для разрушения льда, то включают насос 3, расположенный внутри судна в водопроточном канале 4. Отсос забортной воды внутрь судна увеличит скорость обтекания верхней части судовой обшивки в месте расположения подошвы ИГВ, что вызовет увеличение прогиба льда в этой области.

Выброс воды за пределы корпуса судна осуществляют в верхней кормовой части судна через канал 5, направленный вертикально вверх и расположенный в месте формирования вершины ИГВ. Появление подо льдом скоростного напора, скорость которого направлена перпендикулярно нижней поверхности ледяного покрова, повысит давление в этой области и увеличит высоту гребня ИГВ. В результате отсоса забортной воды в носовой и выброса воды в кормовой частях судна высота ИГВ возрастет от h1 до h2 при неизменной ее длине, что повысит ледоразрушающую способность судна.

Класс B63B35/08 ледоколы

судно или плавучая конструкция, работающая в покрытых льдом водах, и способ его использования -  патент 2526119 (20.08.2014)
корпус морской ледостойкой платформы -  патент 2522672 (20.07.2014)
морская технологическая ледостойкая платформа -  патент 2522628 (20.07.2014)
судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях -  патент 2522201 (10.07.2014)
морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа -  патент 2510756 (10.04.2014)
буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах -  патент 2508224 (27.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506194 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
кормовая оконечность судна ледового плавания -  патент 2494911 (10.10.2013)
Наверх