способ разрушения ледяного покрова

Классы МПК:B63B35/08 ледоколы
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Институт машиноведения и металлургии Дальневосточного отделения РАН
Приоритеты:
подача заявки:
1998-10-19
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом. Изобретение направлено на повышение эффективности разрушения льда. Технический результат достигается за счет повышения точности определения резонансной скорости. Подводное судно перемещают подо льдом с резонансной скоростью, соответствующей максимальной амплитуде изгибно-гравитационных волн. Данную скорость определяют и поддерживают по максимальному отклонению отраженного от ледяного покрова ультразвукового сигнала. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ разрушения ледяного покрова путем возбуждения во льду изгибно-гравитационных волн при движении судна подо льдом с резонансной скоростью, отличающийся тем, что упомянутую скорость определяют при помощи ультразвуковых сигналов, исходящих от излучателя, которые отражаются от ледяного покрова и воспринимаются приемниками ультразвуковых сигналов, для чего излучатель и приемники устанавливают на верхней палубе судна, а резонансную скорость определяют по максимальному отклонению отраженного сигнала.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, в частности к под водным судам, разрушающим ледяной покров резонансным методом (1. Козин В.М. "Резонансный метод разрушения ледяного покрова." Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук в форме научного доклада. -Владивосток, ИАПУ, 1993, 44 с.).

Известно техническое решение (2. Козин В.М., Онищук А.В. "Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна. " ПМТФ, Новосибирск: изд-во ВО "Наука", 1994, N2, с. 78-81), в котором предлагается разрушать ледяной покров подводным судном путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн Vспособ разрушения ледяного покрова, патент № 2137663, т.е. со скоростью, при которой амплитуда возбуждаемых изгибно-гравитационных волн (ИГВ) максимальна. Величина Vспособ разрушения ледяного покрова, патент № 2137663 при этом определяется при помощи датчиков давления, установленных на поверхности льда.

Недостатком способа является сложность и трудоемкость замеров параметров ИГВ в натурных условиях, т.к. для определения Vспособ разрушения ледяного покрова, патент № 2137663 требуется предварительная установка на лед датчиков перемещения.

Сущность изобретения заключается в разработке способа определения Vспособ разрушения ледяного покрова, патент № 2137663 при разрушении льда подводным судном резонансным методом.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения льда подводным судном резонансным методом.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: ледяной покров разрушается подводным судном путем возбуждения во льду ИГВ при его движении с резонансной скоростью.

Отличительные: резонансную скорость определяют при помощи ультразвуковых сигналов, исходящих от излучателя и отражающихся от ледяного покрова; отраженные ультразвуковые сигналы воспринимаются приемниками; излучатель и приемники ультразвуковых сигналов устанавливают на верхней палубе судна; значение резонансной скорости определяют по максимальному отклонению отраженного от ледяного покрова ультразвукового сигнала.

Для этого на верхней палубе судна устанавливают один излучатель и за ним по длине судна несколько приемников ультразвуковых сигналов. При отсутствии деформации во льду или малости амплитуды ИГВ (нижняя поверхность ледяного покрова горизонтальна) ультразвуковой сигнал, отразившись от льда, вернется в место, близкое к расположению излучателя. По мере развития ИГВ вследствие приближения скорости судна V к резонансной Vспособ разрушения ледяного покрова, патент № 2137663 будет возникать отклонение направления отраженного сигнала и воспринимать его будут более удаленные от излучателя приемники. При V= Vспособ разрушения ледяного покрова, патент № 2137663 амплитуда ИГВ и соответствующее отклонение сигнала достигнут наибольшей величины, что будет свидетельствовать о наступлении изгибно-гравитационного резонанса.

Способ осуществляется следующим образом.

Под ледяным покровом начинают перемещать подводное судно, скорость которого постепенно увеличивают от нуля. Одновременно с началом движения судна включают излучатель и приемники ультразвуковых сигналов. По месту расположения приемника, воспринимающего наиболее интенсивный отраженный от льда сигнал, судят о величине отклонения направления отражения. Как только величина отклонения достигает максимальной величины, дальнейшее увеличение скорости судна прекращают и продолжают движение с этой найденной скоростью.

Изобретение поясняется графически, где на чертеже показана схема реализации предлагаемого решения.

Под ледяным покровом 1 начинает движение подводное судно 2. На верхней палубе судна устанавливают излучатель 3, а за ним по длине судна несколько приемников 4-7 ультразвуковых сигналов. При малых деформациях льда (см. кривую 8) отклонение сигнала способ разрушения ледяного покрова, патент № 21376631 будет наименьшим, поэтому наиболее интенсивный отраженный сигнал воспримет приемник 4. По мере развития ИГВ величина отклонения будет увеличиваться и при наступлении равенства V = Vспособ разрушения ледяного покрова, патент № 2137663 достигнет своего максимального значения способ разрушения ледяного покрова, патент № 21376632, что будет соответствовать наступлению резонанса (см. кривую 9). Дальнейшее движение судна осуществляют с данной скоростью, т. к. во льду будут возникать ИГВ максимальной амплитуды. Если скорость судна V станет больше Vспособ разрушения ледяного покрова, патент № 2137663, то амплитуда ИГВ, а соответственно и отклонение сигнала способ разрушения ледяного покрова, патент № 2137663 начнут уменьшаться.

Таким образом, по отклонению отраженного от ледяного покрова сигнала определяют резонансную скорость Vспособ разрушения ледяного покрова, патент № 2137663

Класс B63B35/08 ледоколы

судно или плавучая конструкция, работающая в покрытых льдом водах, и способ его использования -  патент 2526119 (20.08.2014)
корпус морской ледостойкой платформы -  патент 2522672 (20.07.2014)
морская технологическая ледостойкая платформа -  патент 2522628 (20.07.2014)
судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях -  патент 2522201 (10.07.2014)
морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа -  патент 2510756 (10.04.2014)
буксируемое устройство для разрушения ледового покрова при формировании судоходного канала во льдах -  патент 2508224 (27.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506194 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
кормовая оконечность судна ледового плавания -  патент 2494911 (10.10.2013)
Наверх