дорожная одежда

Классы МПК:E01C3/00 Основания под покрытия дорог
E01C5/06 из элементов, изготовленных с применением цемента или других вяжущих материалов 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственный дорожный научно-исследовательский институт (СоюздорНИИ)
Приоритеты:
подача заявки:
1998-05-14
публикация патента:

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть применено при строительстве автомобильных дорог. Сущность изобретения состоит в том, что в дорожной одежде, содержащей асфальтобетонное покрытие и основание, согласно изобретению основание выполнено из скрепленных между собой стальных гофрированных полос с заполнением борозд между гофрами (ребрами) сдвигоустойчивым и несжимаемым материалом, причем гофрированные полосы между собой в поперечном направлении скреплены тягами на болтах или дюбелях, а в продольном направлении уложены внахлест для восприятия изменений длины полос при суточных или сезонных перепадах температуры и передачи сдвигающих усилий от колесной нагрузки на последующие по ходу движения полосы. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в возможности сокращения толщины асфальтобетонного покрытия, а также снижения транспортных расходов по подвозу материалов, что обеспечивает общее снижение трудоемкости и стоимости изготовления при повышении долговечности. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

Дорожная одежда, включающая асфальтобетонное покрытие и основание, отличающаяся тем, что основание выполнено из скрепленных между собой стальных гофрированных полос, борозды между ребрами которых заполнены сдвигоустойчивым и несжимаемым материалом, причем гофрированные полосы в поперечном направлении скреплены тягами, а в продольном уложены внахлестку.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при строительстве автомобильных дорог.

Известны конструкции дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием на цементобетонном основании, недостатком которых является высокая стоимость и трудоемкость, большой расход материалов, низкая морозостойкость основания в зоне трещин (1).

Наиболее близкой к предлагаемой конструкции по технической сущности и по достигаемому результату является дорожная одежда с асфальтобетонным покрытием на основании из сборных железобетонных и бетонных плит, изготовляемых на заводах ЖБК (2).

Недостатками этой конструкции также являются высокая стоимость из-за высокой стоимости плит и больших транспортных расходов по их подвозу, высокая общая трудоемкость и низкая морозостойкость плит из-за их пропаривания.

Целью изобретения является снижение стоимости дорожной одежды, трубоемкости ее изготовления и повышение ее долговечности.

Поставленная цель достигается тем, что в дорожной одежде, содержащей асфальтобетонное покрытие и основание, согласно изобретению основание выполнено из скрепленных между собой стальных гофрированных полос с заполнением борозд между гофрами (ребрами) сдвигоустойчивым и несжимаемым материалом, причем гофрированные полосы между собой в поперечном направлении скреплены тягами, а в продольном направлении уложены внахлестку.

На фиг. 1 показана конструкция дорожной одежды, план (без покрытия), на фиг. 2 - продольный разрез по 1-1, на фиг. 3 - поперечный разрез по II-II для варианта с волнистыми поперечными тягами, на фиг. 4 показан вариант разреза I-I, на фиг. 5 - вариант разреза III-III с тягами в виде гофрированных полос, на фиг. 6 - вариант разреза I-I с тягами в виде гладких полос.

Конструкция дорожной одежды содержит слой асфальтобетонного покрытия 1, под которым расположены стальные гофрированные полосы 2, соединенные между собой в одном направлении внахлестку с перепуском 3, в другом - скреплены тягами 4 в виде полос (волнистых, гофрированных или гладких), прикрепленных к низу гофрированных полос 2 болтами или дюбелями 5. Причем скрепленные между собой гофрированные полосы могут быть уложены как в продольном направлении (направление ребер 6 полос совпадает с направлением движения по покрытию), так и в поперечном направлении (ребра 6 ориентированы перпендикулярно направлению движения). На гофрированных полосах 2 имеются сливные или анкерные отверстия 7. В бороздах (углублениях) 8 между ребрами 6 в верхней части полос 2, примыкающих к асфальтобетонному покрытию 1, помещен сдвигоустойчивый и несжимаемый (например, цементогрунт, черный щебень) или теплоизоляционный (объемный, листовой) материал 9, а в нижней части полос 2 - материал основания 10, например, зола уноса, песок, сухая цементно-песчаная смесь и пр.

Для поглощения без трещинообразования температурных деформаций в слое асфальтобетонного покрытия 1 над перепусками 3 могут быть установлены известные армирующие сетки, полосы изоляции 9. Гофрированные полосы 2 защищаются от коррозии оцинкованием, оксидированием и применением в заполнителях борозд и в основании цемента.

При применении тяг 4 из поперечных гофрированных полос возможна укладка на слабый подстилающий слой (основание), а при применении в бороздах теплозащитного материала - непосредственно на грунт 10 в районах вечной мерзлоты, без отсыпки земполотна.

Конструкция работает следующим образом.

При приложении колесной нагрузки верхней слой асфальтобетонного покрытия 1 передает давление от колеса на гофрированные полосы 2 и вместе с заполнителем 9 защищает верхние части ребер 6 от смятия, от коррозии и от сжимающих деформаций между ребрами при изгибе полос от нагрузки. Гофрированные полосы 2 при нагружении за счет высокой жесткости в направлении ребер работают как узкие балки на упругом основании. В поперечном направлении жесткость полос небольшая, при изгибе внизу ребра стремятся разойтись. Для повышения поперечной жесткости служат тяги 4, прикрепленные к ребрам болтами или дюбелями 5. Конструкция тяг зависит от жесткости основания. При высокой жесткости применяются тяги в виде ровных полос, при средней жесткости - волнистые тяги и при низкой жесткости - тяги в виде гофрированных полос.

При изменении температуры температурные деформации поглощаются нахлестом полос 2 с перепуском 3. Длина этих перепусков определяется из условия сохранения удельных давлений на основание от колесной нагрузки в местах перепусков на допускаемом из устойчивости основания уровне. На жестких основаниях длина перепусков меньшая, на слабых - большая. Снижению удельных давлений на основание способствуют также тяги в виде гофрированных полос - см. фиг. 2. Температурные напряжения в покрытии над перепусками снижаются за счет применения в слое асфальтобетона армирования и за счет изоляции в зоне перепусков слоя асфальтобетона от гофрированных полос.

Снижение стоимости дорожной одежды и трудоемкости ее изготовления достигается за счет толщины асфальтобетонного покрытия, за счет низкой стоимости гофрированных полос по сравнению со стоимостью основания из бетона или щебня, а также за счет снижения транспортных расходов по подвозу материалов.

В районах вечной мерзлоты экономия достигается также от экономии на устройстве земполотна. Долговечность повышается за счет применения прочных и долговечных стальных конструкций.

Источники информации:

1. Инструкция по проектированию жестких дорожных одежд. ВСР 197-91. Минтрансстрой, М., 1992 г., 84 с., п. 2.15.

2. То же, п. 2.23.

Класс E01C3/00 Основания под покрытия дорог

конструкция дорожной одежды -  патент 2528073 (10.09.2014)
способ осушения торфяных болот при строительстве взлетно-посадочных полос аэродромов -  патент 2527033 (27.08.2014)
композиция для устройства оснований дорожных одежд и других сооружений -  патент 2520118 (20.06.2014)
дорожная конструкция -  патент 2516603 (20.05.2014)
дорожная конструкция -  патент 2516408 (20.05.2014)
автомобильная дорога -  патент 2508428 (27.02.2014)
композиция для устройства дорожной одежды автодорог -  патент 2505638 (27.01.2014)
гибкая укрепляющая лента, используемая для армирования грунтовых сооружений -  патент 2503778 (10.01.2014)
способ закрепления грунта или фундамента -  патент 2503768 (10.01.2014)
дренажная система земляного полотна дороги -  патент 2495194 (10.10.2013)

Класс E01C5/06 из элементов, изготовленных с применением цемента или других вяжущих материалов 

безопасная автомобильная дорога и способ ее эксплуатации -  патент 2521012 (27.06.2014)
автомобильная дорога и способ ее эксплуатации -  патент 2520667 (27.06.2014)
дорожная плита -  патент 2520102 (20.06.2014)
автомобильная дорога с покрытием плитами и способ ее эксплуатации, плита для покрытия дороги -  патент 2515789 (20.05.2014)
автомобильная дорога с покрытием плитами и способ ее эксплуатации, плита для покрытия дороги -  патент 2515654 (20.05.2014)
автомобильная дорога с жестким покрытием плитами и способ ее эксплуатации -  патент 2474639 (10.02.2013)
автомобильная дорога с жестким покрытием плитами и способ ее эксплуатации -  патент 2462547 (27.09.2012)
дорожная плита -  патент 2433219 (10.11.2011)
демченкова дм. петр. аэродромная взлетно-посадочная полоса (двпп) -  патент 2418906 (20.05.2011)
способ и конструкция строительства и ремонта автомобильной дороги с твердым колеезащищенным покрытием -  патент 2418128 (10.05.2011)
Наверх