корпус подводного аппарата

Классы МПК:B63B3/13 корпуса, рассчитанные на гидростатическое давление, при полном их погружении в воду, например корпуса подводных лодок 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Попков Иван Иванович
Приоритеты:
подача заявки:
1997-08-26
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования корпусов подводных аппаратов. Корпус подводного аппарата имеет несколько обшивок, которые образуют между собой полости, заполненные легким минеральным маслом, спиртом или другой жидкостью. Каждая полость имеет расчетное давление, зависящее от предельной глубины погружения. Действие гидростатического забортного давления на стенки полостей аппарата распределяется ступенчато, снижаясь в сторону внутренних. Каждая полость разделена на два и более отсеков в зависимости от максимальной глубины погружения и размеров аппарата маслонепроницаемыми перегородками. Достигается повышение прочности корпуса подводного аппарата. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Корпус подводного аппарата, содержащий ряд обшивок, образующих между собой полости, заполненные жидкостью и имеющие расчетное давление, зависящее от предельной глубины погружения, которое имеет ступенчатое снижение в каждой следующей внутрь аппарата полости, отличающийся тем, что корпус содержит три и более обшивок, а в качестве жидкости используется минеральное масло или спирт, причем полости разделены на отсеки маслонепроницаемыми перегородками.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования корпусов подводных аппаратов.

Известен корпус подводного аппарата, содержащий обшивку (см. авторское свидетельство СССР N 1309469, кл. B 63 B 3/13, 07.12.91).

Недостатками известного корпуса подводного аппарата являются:

- наличие подвижных элементов, соприкасающихся с забортной водой, которые вследствие этого подвержены коррозии, а следовательно, увеличивается риск заклинивания этих элементов и создания аварийной ситуации;

- большая металлоемкость из-за наличия силовых поршней, стаканов с нажимными поршнями, поперечных переборок и горизонтальных платформ;

- недостаточно высокая прочность корпуса из-за того, что разгрузка подводного аппарата от гидростатического забортного давления осуществляется только в отдельных его местах, а не по всей поверхности.

Наиболее близким аналогом изобретения является корпус подводного аппарата, содержащий ряд обшивок, образующих между собой полости, заполненные жидкостью и имеющие расчетное давление, зависящее от предельной глубины погружения, которое имеет ступенчатое снижение в каждой следующей внутрь аппарата полости (см. авторское свидетельство СССР N 27299, кл. B 63 B 3/13, 31.07.32).

Наличие в данном корпусе диафрагм во внутренних обшивках не обеспечивает достаточной его прочности при больших глубинах погружения.

Техническим результатом изобретения является повышение прочности корпуса для обеспечения увеличения предельной глубины его погружения.

Он достигается тем, что корпус подводного аппарата, содержащий ряд обшивок, образующих между собой полости, заполненные жидкостью и имеющие расчетное давление, зависящее от предельной глубины погружения, которое имеет ступенчатое снижение в каждой следующей внутрь аппарата полости, содержит три и более обшивок, а в качестве жидкости используется минеральное масло или спирт, причем полости разделены на отсеки маслонепроницаемыми перегородками.

На чертеже схематически изображен корпус подводного аппарата в сечении по вертикальной осевой плоскости.

Корпус подводного аппарата представляет собой, например, сферу, образованную четырьмя обшивками 4, 5, 6, 7, между которыми находятся сферические полости 1, 2, 3. Каждая полость может быть разделена на два и более отсеков, в зависимости от максимальной глубины погружения аппарата, а следовательно, и его размеров, маслонепроницаемыми перегородками 8. Каждая полость под определенным расчетным давлением заполнена легким минеральным маслом, спиртом или другой жидкостью. В обшивке аппарата имеются отверстие входного люка 9 и отверстие под иллюминатор 10.

Подобным образом может быть выполнен корпус сферического батискафа или батисферы. Давление в трех сферических полостях аппарата разное и выбирается каждый раз в зависимости от глубины погружения аппарата: полость 1 заполняется жидкостью под давлением, равным половине гидростатического давления на максимальной глубине, а в полостях 2 и 3 оно соответственно равно 1/4 и 1/8 частям его первоначальной величины. При этом каждая обшивка корпуса будет нагружена следующим образом: обшивка 4 будет нести 1/2 часть максимального гидростатического давления, обшивка 5 - 1/4 часть, а обшивка 6 и 7 - 1/8 часть. Так, при погружении аппарата на глубину 100 м в наружной полости давление постепенно нарастает до 10 атм, в средней - соответственно до 5 атм, во внутренней - до 2,5 атм.

Таким образом, действие гидростатического забортного давления на обшивки полостей аппарата распределяется ступенчато, снижаясь к внутренним камерам, т. е. к центру сферы, и, следовательно, толщину внутренних обшивок корпуса аппарата, выполненных из листовой стали, можно равномерно уменьшать. Все это значительно уменьшит вес корпуса аппарата.

Класс B63B3/13 корпуса, рассчитанные на гидростатическое давление, при полном их погружении в воду, например корпуса подводных лодок 

обладающая положительной плавучестью рама подводного телеуправляемого аппарата и способ ее изготовления -  патент 2518869 (10.06.2014)
судно снабжения подводной нефтедобывающей платформы -  патент 2498923 (20.11.2013)
способ изготовления цилиндрической оболочки прочного корпуса подводного аппарата из стеклометаллокомпозита -  патент 2497709 (10.11.2013)
способ изготовления цилиндрической оболочки прочного корпуса подводного аппарата из стеклометаллокомпозита -  патент 2491202 (27.08.2013)
способ повышения живучести корпуса подводного судна -  патент 2489306 (10.08.2013)
корпус подводной грузовой лодки -  патент 2482009 (20.05.2013)
корпус подводной лодки -  патент 2482008 (20.05.2013)
корпус подводного грузового судна -  патент 2482006 (20.05.2013)
способ повышения живучести корпуса подводной лодки -  патент 2482004 (20.05.2013)
корпус батискафа -  патент 2481227 (10.05.2013)
Наверх