способ спасения людей с помощью винтокрылого летательного аппарата и винтокрылый летательный аппарат

Классы МПК:B64C27/00 Винтокрылые летательные аппараты; несущие винты для них
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Научно-производственное объединение машиностроения
Приоритеты:
подача заявки:
1998-01-28
публикация патента:

Используется для спасения людей из высотного здания во время пожара. Винтокрылый летательный аппарат осуществляет подлет к вертикальной стенке здания выше места нахождения пострадавших. Жестко закрепляют на ней летательный аппарат, останавливают его воздушные винты, пострадавших закрепляют на тросе лебедки, установленной на корпусе летательного аппарата, и транспортируют лебедкой в безопасное место. На корпусе летательного аппарата установлены выдвигаемое причальное устройство, а в нижней части корпуса - жесткие воздушные винты с оградительным устройством, носовая часть кабины снабжена откидывающейся дверью для выхода по ней спасателя, на верхней части корпуса установлено пиротехническое устройство для дистанционного разрушения стекол здания, а по бортам установлены лебедки с тросами. В результате повышается вероятность спасения пострадавших и увеличивается производительность при осуществлении спасательных работ. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Способ спасения людей из высотного здания с помощью винтокрылого летательного аппарата, включающий подлет к месту аварии, доставку пострадавших в безопасное место, отличающийся тем, что подлет летательного аппарата осуществляют к вертикальной стенке здания выше места нахождения пострадавших, жестко закрепляют на ней летательный аппарат, останавливают его воздушные винты, пострадавших закрепляют на тросе лебедки, установленной на корпусе летательного аппарата, и транспортируют лебедкой в безопасное место.

2. Винтокрылый летательный аппарат, содержащий корпус с установленными на нем силовой установкой, воздушными винтами, шасси, системами пневматической, электрической, управления и спасения, отличающийся тем, что на корпусе летательного аппарата установлены выдвигаемое причальное устройство, а в нижней части корпуса - жесткие воздушные винты с оградительным устройством, носовая часть кабины снабжена откидывающейся дверью для выхода по ней спасателя, на верхней части корпуса установлено пиротехническое устройство для дистанционного разрушения стекол здания, а по бортам установлены лебедки с тросами.

3. Винтокрылый летательный аппарат по п.2, отличающийся тем, что выдвигаемое причальное устройство содержит выдвигаемые балки, расположенные внутри них телескопические секции с замками для их фиксации в выдвинутом положении и приводами для поворота и выдвижения, а также содержит газогенераторы, которые установлены на приводах, причем выдвигаемое причальное устройство содержит пиромеханизм для отделения его от летательного аппарата.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиации, а более конкретно к винтокрылым летательным аппаратам, предназначенным для выполнения спасательных работ на вертикальных стенах высотных зданий.

Известны способы и устройства для спасения людей с помощью винтокрылых летательных аппаратов. Наиболее широко применяется способ, когда летательный аппарат "зависает" над пострадавшими и из него опускается на тросе спасатель. Пострадавший крепится спасателем к тросу, его поднимают на борт летательного аппарата, а затем транспортируют в безопасное место ("Политехнический словарь" изд. "Советская энциклопедия", Москва, 1980 г., с. 77).

Известны также летательные аппараты с более сложными подвесными системами ("Вертолетная система", Авторское свидетельство SU, 1821417A1, 15.06.93).

Основным недостатком этих решений является практическая невозможность проведения спасательных работ, если потерпевшие находятся на вертикальной стенке на большом удалении по высоте от "зависшего" над ними летательного аппарата, например при пожаре на средних этажах высотного здания.

Наиболее близким техническим решением является "Винтокрылый летательный аппарат для выполнения спасательных работ" (Заявка RU, 95102362, 20.11.96).

В этом техническом решении летательный аппарат подлетает непосредственно к терпящим бедствие на вертикальной стенке и затем с помощью подвижных кресел забирает их на борт.

Существенными недостатками этого решения являются:

- низкая безопасность проведения спасательных работ, так как летательный аппарат вовремя находится в сложных условиях полета вблизи здания;

- низкая производительность спасательных работ, обусловленная ограниченной грузоподъемностью летательного аппарата ;

- высокая стоимость спасательных работ, так как летательный аппарат для размещения на борту спасаемых должен быть достаточно большим.

Целью изобретения является разработка способа и конструкции летательного аппарата, которые позволили бы провести надежное спасение большого числа пострадавших с промежуточных этажей высотного здания и снизить стоимость выполнения спасательных работ.

Поставленная цель достигается тем, что в способе спасения людей из высотного здания с помощью винтокрылого летательного аппарата, включающем подлет к месту аварии, доставку пострадавших в безопасное место, подлет летательного аппарата осуществляют к вертикальной стенке здания выше места нахождения пострадавших, жестко закрепляют на ней летательный аппарат, останавливают его воздушные винты, пострадавших закрепляют на тросе лебедки, установленной на корпусе летательного аппарата, и транспортируют лебедкой в безопасное место.

В винтокрылом летательном аппарате, содержащем корпус с установленными на нем силовой установкой, воздушными винтами, шасси, системами пневматической, электрической, управления и спасения, на корпусе летательного аппарата установлены выдвигаемое причальное устройство, а в нижней части корпуса - жесткие воздушные винты с оградительным устройством, носовая часть кабины снабжена откидывающейся дверью для выхода по ней спасателя, на верхней части корпуса установлено пиротехническое устройство для дистанционного разрушения стекол здания, а по бортам установлены лебедки с тросами.

Выдвигаемое причальное устройство содержит выдвигаемые балки, расположенные внутри них телескопические секции с замками для их фиксации в выдвинутом положении и проводами для поворота и выдвижения, а также содержит газогенераторы, которые установлены на приводах, причем выдвигаемое причальное устройство содержит пиромеханизм для отделения его от летательного аппарата.

На приведенных чертежах показан предлагаемый летательный аппарат. На фиг. 1, 2, 3 показана схема летательного аппарата. На фиг. 4, 5 - причальное устройство.

Летательный аппарат содержит корпус 1, силовую установку 2, центроплан 3, подсосы 4, хвостовое оперение 5, шасси 6, причальное устройство 7, жесткие несущие винты 8, с оградительным устройством 9, катапультируемые кресла пилота 10 и спасателя 11, откидывающую дверь спасателя 12, лебедки 13 с тросами 14, оснащенными узлами 15 для крепления спасательных поясов 16, редуктор основной 17, редуктор раздаточный 18, пиротехническое устройство для дистанционного разрушения стекол здания 19, посадочное устройство для аварийной посадки 20, откидывающие поручни 21. Причальное устройство содержит выдвигаемые балки 22 и телескопические секции 23, 24, 25, которые в сложенном положении находятся внутри балки. На балке установлены приводы с газогенераторами 26, 27 ,для выдвижения балки из летательного аппарата и поворота телескопических секций на 90o. На корневой телескопической секции 23 установлен непосредственно газогенератор 28. Для фиксации телескопических секций в открытом положении они снабжены замками 29. В корневой части балки установлены пиромеханизмы 30 для отделения причального устройства от летательного аппарата.

Спасение пострадавших на средних этажах высотного здания осуществляется следующим образом.

Легкий летательный аппарат подлетает к месту пожара, обнаруживает пострадавших, разбивает стекла здания с помощью пиротехнического устройства 19 выше места нахождения пострадавших, и закрепляется на стенке здания с помощью причального устройства 7. Затем происходит остановка воздушных винтов 8 и переход спасателя по откинутой двери 12 из летательного аппарата в здание. Спасатель спускается к пострадавшим по лестнице, если это возможно, или с помощью лебедки 13, при этом он доставляет пострадавшим несколько спасательных поясов 16. После этого начинается эвакуация пострадавших. Спасатель поочередно надевает на пострадавших спасательные пояса и закрепляет их на узлах 15 тросов лебедок. Лебедки, управляемые пилотом по радиокоманде спасателя, опускают людей на землю. При обратном движении поднимают новых спасателей, противопожарное оборудование и дополнительные спасательные пояса.

После завершения эвакуации летательный аппарат с экипажем отделяется от причального устройства и улетает на место базирования.

Закрепление летательного аппарата к стене здания происходит следующим образом. После касания летательным аппаратом стенки здания выдвигаются балки 22 причального устройства, поворачиваются на 90o, находящиеся внутри балок, телескопические секции 23, 24, 25, затем телескопические секции раздвигаются до упора в горизонтальные перекрытия здания.

Движение балки и телескопических секций происходит с помощью газогенераторов, установленных на приводах 26, 27 и непосредственно на телескопической секции 28. В открытом положении подвижные соединения фиксируются замками 29, причем фиксация верхней телескопической секции 25 осуществляется в нескольких положениях, в зависимости от высоты потолочного перекрытия.

Отделение причального устройства от летательного аппарата осуществляется пиромеханизмами 30 по команде пилота.

Нижние телескопические секции 31, 32 работают аналогично верхним при наличии в здании подоконников.

Причальное устройство после полной ликвидации пожара демонтируют, подвергают дефектации и после устранения обнаруженных повреждений используют вновь.

Таким образом, предлагаемые способ спасения людей и конструкция летательного аппарата позволяют надежно спасать большое количество людей с труднодоступных мест высотного здания и снизить стоимость спасательных работ.

Предлагаемое техническое решение является актуальным в предверии расширения строительства высотных зданий в крупных городах России.

Класс B64C27/00 Винтокрылые летательные аппараты; несущие винты для них

турбовинтовая силовая установка разнесенной винтовой схемы с переключающими реактивными и винтовыми типами тяг воздушного летательного аппарата -  патент 2529737 (27.09.2014)
электронная система управления полетом для летательного аппарата, выполненного с возможностью висения -  патент 2529573 (27.09.2014)
криогенный электрический вертолет-самолет -  патент 2529568 (27.09.2014)
лопасть несущего винта летательного аппарата -  патент 2529065 (27.09.2014)
способ управления вертолетом и стабилизации реактивного момента без хвостового винта -  патент 2527602 (10.09.2014)
беспилотный вертолет-самолет с гибридной силовой установкой (варианты) -  патент 2527248 (27.08.2014)
привод хвостового винта вертолета -  патент 2526331 (20.08.2014)
способ регулирования скорости движения гибридного вертолета -  патент 2525357 (10.08.2014)
винт вертолета и вертолет (варианты), содержащий этот винт -  патент 2525356 (10.08.2014)
регулируемая трансмиссия винтокрылого летательного аппарата -  патент 2525353 (10.08.2014)
Наверх