аварийно-сигнальная система

Классы МПК:B64D25/00 Аварийные устройства, не отнесенные к другим группам
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Шенгардт Александр Сергеевич,
Джамгаров Степан Григорьевич,
Селиханович Аркадий Григорьевич,
Столяров Юрий Евгеньевич,
Шишмарев Анатолий Васильевич
Приоритеты:
подача заявки:
1997-09-17
публикация патента:

Аварийно-сигнальная система используется в авиации. В ее состав входит радиобуй с парашютом, расположенные в нише на летательном аппарате, механизм вывода радиобуя из ниши и блок определения экстремальной ситуации, управляющий механизмом вывода радиобуя из ниши. Радиобуй снабжен датчиком наличия воды, надувным плавательным средством и устройством расцепления. Радиобуй соединен с конструкцией летательного аппарата буксировочным фалом, что обеспечивает расположение радиобуя в непосредственной близости от терпящего бедствие летательного аппарата. Увеличивается надежность поиска как на суше, так и на море. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Аварийно-сигнальная система, содержащая радиобуй с парашютом, расположенные в нише на летательном аппарате, механизм вывода радиобуя из ниши и блок определения экстремальной ситуации, управляющий механизмом вывода радиобуя из ниши, отличающаяся тем, что радиобуй соединен с конструкцией летательного аппарата буксировочным фалом.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что радиобуй снабжен датчиком наличия воды, надувным плавательным средством и устройством расцепления.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам, применяющимся для определения мест катастроф летательных аппаратов.

Известны системы поиска пропавших (потерпевших катастрофу) летательных аппаратов, работающие в Международной космической системе обнаружения, терпящих бедствие КОСПАС-САРСАТ, использующие в своей основе аварийный радиобуй (см. "Аварийный авиационный катапультируемый радиобуй "Вешка-Р", Разработчик НИИ точных приборов. г.Москва).

Однако применение данного устройства предполагает наличие пиротехники, что противоречит требованиям безопасности и снижает надежность поиска, препятствуя таким образом его использованию на пассажирских самолетах.

Известны также аварийно-сигнальные средства, применяемые на самолетах (см. "Руководство по технической эксплуатации самолета ТУ-154М, раздел 025.64.00 стр. 3, 4, издания АНТК им.А.Н.Туполева.") и входящие в комплект аварийно-спасательного оборудования, используемого в случае вынужденной посадки самолета на сушу или на воду. Это переносные радиомаяки и аварийные радиостанции, размещаемые в гардеробе экипажа, вероятность разрушения которых при столкновении самолета с землей очень велика. Соответственно низка надежность поиска при использовании этих устройств.

Задачей предлагаемого решения является повышение надежности поиска при соблюдении требований безопасности и сокращение затрат при поиске потерпевших катастрофу летательных аппаратов. Поставленный технический результат достигается тем, что в аварийно-сигнальной системе, содержащей радиобуй с парашютом, расположенные в нише на летательном аппарате, механизм вывода радиобуя из ниши и блок определения экстремальной ситуации, управляющий механизмом вывода радиобуя из ниши, радиобуй соединен с конструкцией летательного аппарата буксировочным фалом и снабжен датчиком наличия воды, надувным плавательным средством и устройством расцепления.

Преимущества предлагаемой системы - вывод из специальной ниши радиобуя и включение средств радиосвязи буя происходит не в момент соприкосновения с землей, а заблаговременно, при возникновении аварийной ситуации, при этом время работы радиобуя увеличивается, а вероятность повреждения его при столкновения с землей снижается.

Если катастрофической ситуации удалось избежать, радиобуй с парашютом, буксируемый за самолетом, не помешает завершению полета.

На фиг. 1 представлена система в рабочем состоянии.

На фиг. 2 показаны элементы системы в убранном положении.

На фиг. 3 - то же, в момент выталкивания радиобуя из специальной ниши.

На фиг. 4 - то же, при полностью раскрытом парашюте, вытягивающем радиобуй в рабочее положение.

Система включает в себя радиобуй 1 с упором 2, толкателем 3, узлом 4 соединения строп 5, парашют 6, размещаемые в специальной нише 7 летательного аппарата 8; управляющий блок 9, принимающий сигналы датчиков (на фиг. 1-4 не показаны), фиксирующих параметры полета, и соединенный с тумблером, расположенным в кабине экипажа (на фигурах не показан); механизм вывода 10 с замком 11; буксировочный фал 12, соединенный с конструкцией летательного аппарата узлом 13 и с радиобуем посредством устройства расцепления 14.

Парашют состоит из подпружиненных пластин 15 с фиксатором 16, а радиобуй снабжен датчиком наличия воды 17 и надувным плавательным средством 18.

Система работает следующим образом.

При возникновении аварийной ситуации, которая характеризуется критическими значениями ряда параметров полета летательного аппарата 8 (например, запредельными величинами углов, скоростей снижения, недопустимых перегрузок и опасного сближения с землей), управляющий блок 9, приняв сигнала от соответствующего датчика или непосредственно от пилота, включившего тумблер, формирует сигнал на срабатывание механизма вывода 10. При этом открывается замок 11 и в результате воздействия на толкатель 3 механизма вывода 10 радиобуй 1, соединенный в узле 4 со стропами 5 парашюта 6 и скрепленный упором 2 с фиксатором 16 подпружиненных пластин 15 парашюта 6, выталкивается из специальной ниши 7. Раскрывшийся посредством подпружиненных пластин 15 парашют 6 вытягивает радиобуй 1, удаляя последний от летательного аппарата на длину буксировочного фала 12. Буксировка радиобуя продолжается до момента столкновения летательного аппарата с землей или с водной поверхностью. Одновременно, с выводом из специальной ниши 7 включаются средства радиосвязи буя, подающие сигналы бедствия в систему космической связи КОСПАС-САРСАТ. При контакте с водной поверхностью установленный в радиобуе датчик наличия воды 17 формирует сигнал на раскрытие надувного плавсредства 18, а в случае полного погружения корпуса радиобуя в воду - на срабатывание устройства расцепления 14, разъединяя, таким образом, радиобуй с летательным аппаратом.

Ожидается широкое использование предложенного технического решения аварийно-спасательными службами гражданской и военной авиаций.

Класс B64D25/00 Аварийные устройства, не отнесенные к другим группам

способ обеспечения переносимости космонавтами эксплуатационных и аварийных перегрузок в космическом летательном аппарате -  патент 2527615 (10.09.2014)
кресло космонавта -  патент 2527603 (10.09.2014)
кресло транспортного средства -  патент 2514281 (27.04.2014)
кресло энергопоглощающее -  патент 2509284 (10.03.2014)
амортизационное кресло транспортного средства -  патент 2509005 (10.03.2014)
способ торможения катапультного кресла и система для его осуществления -  патент 2500583 (10.12.2013)
энергопоглощающее кресло летательного аппарата -  патент 2500582 (10.12.2013)
аварийно-спасательная система спасения пассажиров -  патент 2491207 (27.08.2013)
авиационное аэрозольное устройство и способ маркирования места происшествия -  патент 2486593 (27.06.2013)
газогенератор -  патент 2486002 (27.06.2013)
Наверх