способ управления судном

Классы МПК:B63H25/06 управление с помощью рулей
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Таланов Борис Петрович
Приоритеты:
подача заявки:
1998-05-19
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам управления судном. Способ управления судном заключается во взаимодействии поворотных плоскостей рулевого устройства с набегающим потоком водной массы при отклонении положения плоскостей относительно оси судна и размещения их в кормой оконечности судна. Устанавливают дополнительную поворотную плоскость между носовой оконечностью судна и центром ее масс и выполняют ее выдвижной вниз. Закрепление ее на поворотном валу осуществляют с разделением площади плоскости преимущественно на равные части. Достигается увеличение отклонения судна на одном и том же участке длины движения судна.

Формула изобретения

Способ управления судном, заключающийся во взаимодействии поворотных плоскостей рулевого устройства с набегающим потоком водной массы при отклонении положения плоскостей относительно оси судна и размещении их в кормовой оконечности судна, отличающийся тем, что устанавливают дополнительную поворотную плоскость между носовой оконечностью судна и центром его масс и выполняют ее выдвижной вниз, а закрепление ее на поворотном валу осуществляют с разделением ее площади преимущественно на равные части.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам управления судном.

Изобретение может быть использовано на военных судах для маневра в боевой обстановке, а также на гражданских судах при возникновении аварийной ситуации.

Известен способ управления судном, заключающийся во взаимодействии поворотных плоскостей рулевого устройства с набегающим потоком водной массы при отклонении положения плоскостей относительно оси судна и размещения их в кормовой оконечности судна (см. авт.свид. СССР N 1731683, кл. B 63 H 25/06, публ. 07.05.92).

Недостатком известного способа является то, что вращающий момент для осуществления поворота судна прикладывается у кормовой оконечности судна. Такое приложение вращающего момента не позволяет осуществить быстрое изменение курса движения судна, а это приводит к аварии.

Техническим результатом изобретения является увеличение углового отклонения судна на одном и том же участке длины движения судна.

Он достигается тем, что в способе управления судном, заключающемся во взаимодействии поворотных плоскостей рулевого устройства с набегающим потоком водной массы при отклонении положения плоскостей относительно оси судна и размещении их в кормовой оконечности судна, устанавливают дополнительную поворотную плоскость между носовой оконечностью судна и центром его масс и выполняют ее выдвижной вниз, а закрепление ее на поворотном валу осуществляют с разделением ее площади преимущественно на равные части.

Вне зависимости от скорости при прочих равных условиях будет меняться радиус поворота, а центральный угол относительно условного центра поворота будет один и тот же с незначительными отклонениями из-за гидравлического сопротивления судна. Это объясняется тем, что этот угол будет определяться отношением сил движущих и отклоняющей, которые зависят только от квадрата скорости движения, которая сократится в отношении. Сама же сила приложена у кормовой части судна и далеко от центра масс, что и определяет медленный разворот, в особенности при малой скорости. Это приводит к значительному временному отрезку на осуществление маневра и возможности пересечения курса с объектом столкновения.

При размещении плоскости рулевого управления между центром масс и носовой оконечностью получим благоприятное приложение сил для осуществления поворота. Действительно, "толкающая" сила от двигателя будет приложена по оси судна на задней кормовой части его, а сила от взаимодействия с водной набегающей массой будет приложена перед центром масс, что позволит увеличить момент относительно центра масс из-за уменьшения плеча приложения силы.

Рулевое управление у кормовой оконечности может остаться, чтобы осуществлять обычный маневр, который не требует его ускорения. Плоскость выполняется выдвижной между центром масс и носовой оконечностью, чтобы не снижать проходимость на мелководье.

При необходимости быстрого ускоренного поворота, когда на пути возникает неожиданное препятствие, разворачивают обе плоскости, получают удвоенный (по крайне мере) момент разворота и быструю смену курса. Крепление дополнительной плоскости с разделением ее площади поровну связано с тем, чтобы устранить момент на валу поворота пластины и получить большую подвижность его в угловом направлении.

Наверх