парусно-моторная яхта

Классы МПК:B63H9/04 применение парусов и тп
B63H9/00 Движители, приводимые в действие ветром; их размещение
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Селезнев Николай Васильевич
Приоритеты:
подача заявки:
1998-02-05
публикация патента:

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при постройке парусно-моторных яхт для перевозки пассажиров по морям и озерам. Парусно-моторная яхта имеет корпус с палубой и судовой двигатель, а также вертикальный цилиндр с консолью. Этот цилиндр установлен в средней части палубы. Палуба выполнена с прямолинейными боковыми очертаниями. В конце консоли на расстоянии, равном половине ширины палубы от центра цилиндра, прикреплена поперечная приставка. Прямоугольный парус с нижним краем шарнирно присоединен к этой приставке с возможностью его поворота от вертикального до горизонтального положения. Канат и лебедка предназначены для такого поворота. Консоль соединена с прямоугольным парусом частично сжатой пружиной. Парус имеет размеры, равные размерам средней части палубы. Технический результат от реализации изобретения заключается в упрощении соединения консоли с парусом и управления им с обеспечением безопасности управления парусом. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Парусно-моторная яхта, содержащая корпус с палубой, судовой двигатель, вертикальный цилиндр с консолью и прямоугольный парус, отличающаяся тем, что вертикальный цилиндр установлен в центре средней части палубы, имеющей прямолинейные боковые очертания, к концу консоли на расстоянии, равном половине ширины палубы от центра цилиндра, прикреплена поперечная приставка, парус нижним краем шарнирно присоединен к этой приставке с возможностью поворота его от вертикального до горизонтального положения с помощью каната и лебедки, а консоль соединена с парусом частично сжатой пружиной, причем парус имеет размеры, равные размерам средней части палубы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для перевозки пассажиров по морям и озерам.

Широко известны яхты, имеющие высокие вертикальные мачты, несущие паруса разной формы (см. , например, "Морской словарь", стр. 322, изд. "Водный транспорт", 1965 г). Недостатком этих яхт является трудность постановки и уборки парусов из-за большой высоты мачт.

Известна яхта, содержащая корпус и вертикальный цилиндр с консолью, к которой прикреплены две рейки, соединенные с прямоугольным парусом (патент Германии N 2431710, 1974 г. - прототип). Недостатком такой яхты является сложность соединения консоли с парусом посредством промежуточных реек, необходимость их сборки и разборки до и после использования, а также сложность управления ими, так как трудно и опасно удерживать рейки с парусом в наклонном положении.

Цель изобретения - упрощение соединения консоли с парусом и управления им с обеспечением безопасности управления парусом.

Эта цель достигается тем, что вертикальный цилиндр установлен в центре средней части палубы, имеющей прямоугольные боковые очертания, к концу консоли на расстоянии, равном половине ширины палубы от центра цилиндра, прикреплена поперечная приставка, парус нижним краем шарнирно присоединен к этой приставке с возможностью поворота его от вертикального до горизонтального положения с помощью каната и лебедки, а консоль соединена с парусом частично сжатой пружиной, причем парус имеет размеры, равные размерам средней части палубы.

Яхта схематически изображена на фиг. 1 - вид сверху и фиг. 2 - поперечный разрез А-А (в увеличенном масштабе).

Яхта представляет собой корпус 1 с палубой 2 и надстройкой 3. В центре средней части палубы 2, имеющей прямолинейные боковые очертания (между носовой и кормовой частями, имеющими криволинейные обводы), установлен вертикальный цилиндр 4 с возможностью его вращения вокруг своей оси. Нижняя часть цилиндра 4 размещена в углублении палубы 2, а верхняя часть пропущена через отверстие в потолке надстройки 3.

К верхней части цилиндра 4 прикреплена консоль 5 с поперечной приставкой 6, расположенной на расстоянии, равном половине ширины палубы 2 от центра цилиндра 4. К приставке 6 по ее концам шарнирно присоединен нижним краем парус 7. Такое соединение не позволяет парусу поворачиваться в его плоскости, но дает возможность его поворота от вертикального до горизонтального положения. Консоль 5 соединена с парусом 7 частично сжатой пружиной 8. К парусу 7 присоединен канат 9, заведенный через направляющий ролик 10 и отверстия, предусмотренные в цилиндре 4, на прикрепляемую к нему лебедку 11. К цилиндру 4 также прикреплен рычаг 12.

Кроме указанных элементов, яхта имеет руль и судовой двигатель (мотор). В корпусе 1 размещены пассажирские и служебные каюты, а в надстройке 3 - штурвал и навигационные приборы.

Парус 7 выполнен в виде жесткой ребристой дюралюминиевой рамы с прикрепленным к ней полотнищем, изготовленным из прозрачной ткани или тонких алюминиевых листов. Такая конструкция при своей легкости обладает высокой прочностью. Все другие элементы яхты выполнены из обычных материалов, применяемых в судостроении.

В нерабочем состоянии парус 7 находится над палубой 2 в горизонтальном положении, как это показано на фиг. 2 штриховыми линиями. В таком положении парус 7 не выступает за пределы корпуса 1 благодаря тому, что его край присоединен к приставке 6 на расстоянии от центра цилиндра 4, равном половине ширины палубы 2, а размеры паруса равны размерам средней ее части. При таких размерах получается большая площадь паруса, который, находясь в вертикальном (рабочем) положении и воспринимая на себя давление ветра, создает большую силу, приводящую яхту в движение.

Для начала движения под парусом яхта с помощью судового двигателя устанавливается свободным краем горизонтально расположенного паруса против ветра, после чего канат сматывается с лебедки 11, а парус 7 под действием пружины 8 поворачивается и занимает вертикальное положение, как это показана на фиг. 1 и 2 сплошными линиями. Затем парус 7 устанавливается под разными углами к направлению ветра в зависимости от направления движения яхты. При движении яхты курсом, совпадающим с направлением ветра, парус 7 устанавливается поперек яхты, как это показано на фиг. 1 штриховыми линиями, а при движении ее тем же курсом, но при ветре справа, парус поворачивается влево, как это показано пунктирными линиями. При ветре слева парус 7 аналогично поворачивается вправо. Изменение направления движения яхты производится поворотами паруса 7 и руля. Парус поворачивается вращением цилиндра 4 с помощью рычага 12, а руль - вращением связанного с ним штурвала, находящегося в одном помещении с цилиндром 4. Благодаря расположению лебедки 11 и рычага 12 ниже консоли 5 в закрытом помещении - надстройке 3 обеспечивается безопасность управления парусом 7.

Максимальная скорость хода яхты достигается при вертикальном положении паруса 7. Для уменьшения скорости парус 7 натяжением каната 9 с помощью лебедки 11 отклоняется от вертикали, а для прекращения движения он приводится в горизонтальное положение, сжимая пружину 8. При таком положении паруса яхта движется против ветра или в штиль в любом направлении с помощью судового двигателя. В последнем случае в жаркую солнечную погоду парус 7 служит солнцезащитным тентом для пассажиров, находящихся на палубе.

Применение предлагаемой яхты позволяет сократить расход топлива, уменьшить вредные выбросы от его сгорания и повысить комфорт для пассажиров.

Класс B63H9/04 применение парусов и тп

складной парус-зонт -  патент 2441801 (10.02.2012)
яхта -  патент 2426670 (20.08.2011)
парусное вооружение -  патент 2378151 (10.01.2010)
аэродинамическое судно -  патент 2178757 (27.01.2002)
парусное судно -  патент 2178756 (27.01.2002)

Класс B63H9/00 Движители, приводимые в действие ветром; их размещение

Наверх