способ определения инерционных характеристик судна

Классы МПК:B63B9/00 Способы проектирования, строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации или определения характеристик водных транспортных средств, не отнесенные к другим группам
B63B9/08 определение характеристик судов с точки зрения стабильности или уравновешенности
B63H25/00 Управление судами: уменьшение скорости хода, осуществляемое иными средствами, чем движители; динамическая постановка на якорь, те расположение судов с помощью основных или вспомогательных движителей
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Горелкин Виктор Иванович,
Палагушкин Борис Владимирович
Приоритеты:
подача заявки:
1998-01-27
публикация патента:

Изобретение относится к судовождению и может быть использовано при определении инерционных характеристик судна с учетом конкретных условий плавания, загрузки судна и технического состояния его корпуса, винта и двигателя. Способ определения инерционных характеристик судна основан на том, что в конкретных условиях работы судна измеряют цикловую подачу топлива и частоту вращения вала двигателя. В функции от них определяют крутящий момент двигателя. С помощью этого момента решают дифференциальное уравнение работы двигателя совместно с дифференциальным уравнением движения судна. Технический результат от внедрения изобретения заключается в упрощении и повышении точности определения инерционных характеристик судна в конкретных условиях плавания. 1 ил., 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Способ определения инерционных характеристик судна, основанный на решении дифференциального уравнения движения судна, отличающийся тем, что в конкретных условиях работы судна измеряют цикловую подачу топлива и частоту вращения вала двигателя, в функции от которых определяют крутящий момент двигателя, с помощью которого решают дифференциальное уравнение работы двигателя совместно с дифференциальным уравнением движения судна.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судовождению и может быть использовано при определении инерционных характеристик судна к конкретных условиях плавания.

Основой определения инерционных характеристик является решение системы дифференциальных уравнений движения судна и работы двигателя

способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849

способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849

где m - масса судна с учетом присоединенной массы воды, кг;

v - скорость судна, м/с;

P - сила упора винта, Н;

R - сила сопротивления воды, Н;

J - момент инерции вращающихся масс с учетом присоединенного момента инерции воды, кгспособ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849м2;

способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849 - угловая скорость вала двигателя, рад/с;

Mд - крутящий момент двигателя, Нспособ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849м;

Mв - момент сопротивления винта, Нспособ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849м.

В практике определения инерционных характеристик решается одно уравнение (1). При этом, как правило, считается, что судно находится в хорошем техническом состоянии и движется по глубокой спокойной воде с полным грузом или в балласте.

Недостатком данного способа является то, что не учитываются конкретные условия плавания (глубина и ширина судового хода, наличие и сила течения и ветра, движение под углом дрейфа), загрузка судна (осадка, наличие дифферента и крена), техническое состояние корпуса судна, винта и двигателя, изменение присоединенных массы и момента воды, взаимодействие винта с корпусом судна.

Имеются расчетные методы, позволяющие учитывать осадку и глубину судового хода.

Наиболее близким к предлагаемому являются экспериментально-расчетные способы определения инерционных характеристик судна и, в частности, способ С.И.Демина (С.И.Демин, Е.И.Жуков, Н.А.Кубачев и др. Управление судном: Учеб. для вузов. / Под ред. Снопкова В.И. - М.: Транспорт, 1991, 359 с.).

С. И. Демин предложил вариант экспериментально-расчетного метода определения элементов как пассивного, так и активного торможения с использованием переходных коэффициентов для пересчета результатов обработки двух натурных экспериментов на любые другие условия торможения.

Недостатком данного способа является, во-первых, проведение двух довольно-таки сложных натурных экспериментов, при выполнении которых приходится определять скорость судна и момент остановки его относительно воды. Во-вторых, после выполнения экспериментов приходится выполнять расчеты по определению инерционных характеристик, которые будут учитывать конкретные условия плавания, загрузку судна, техническое состояние корпуса судна, винта и двигателя и взаимодействие винта с корпусом судна только на момент проведения эксперимента. При изменении условий плавания или технического состояния судна данному способу будут присущи недостатки всех существующих способов определения инерционных характеристик.

Цель предлагаемого изобретения - определение инерционных характеристик судна с учетом конкретных условий плавания, загрузки судна и технического состояния корпуса судна, винта и двигателя.

В основе предлагаемого метода лежит расчет инерционных характеристик по уравнениям (1) и (2) в практически возможном диапазоне режимов работы главного двигателя и всего судового комплекса. Крутящий момент двигателя Mд при этом определяется как функция цикловой подачи топлива qц и частоты вращения n. Режим работы двигателя определяется взаимным расположением внешних и винтовых характеристик, которыми автоматически учитываются условия плавания, техническое состояние двигателя, параметры винта, взаимодействие винта с корпусом судна и т.д.

Возможные режимы работы двигателя находятся на поле (см. чертеж), ограниченном слева винтовой характеристикой 1 швартового режима, справа - винтовой характеристикой 3 при движении судна (состава) порожним с учетом попутного ветра, сверху - внешней характеристикой 4 заградительной по топливному насосу, снизу - частичной характеристикой 6, соответствующей минимально устойчивой частоте вращения.

Номинальный установившийся режим работы двигателя определяется точкой пересечения внешней характеристики 5 номинальной мощности Nео и частоте вращения no. Для этого режима обычно и рассчитывают инерционные характеристики. Для грузовых теплоходов инерционные характеристики определяют также для установившегося режима, определяемого номинальной частотой вращения вала двигателя при ходе в балласте.

Установившихся режимов работы двигателя очень много (некоторые из них на чертеже показаны точками). Теоретически инерционные характеристики должны быть рассчитаны для всех установившихся режимов.

Чтобы охватить все поле возможных установившихся режимов, сократить объем вычислений и получить необходимую точность, расчеты надо вести с определенным интервалом способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849n, способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849qц и способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849t в реальном диапазоне изменения указанных параметров.

Главная особенность предлагаемого метода в том, что в судовом комплексе двигатель - винт - корпус только двигатель находится в отрегулированном и известном нам техническом состоянии, потому что корпус обрастает, загрузка судна меняется, винт может иметь дефекты, о которых также судят по работе двигателя. Поэтому при расчете инерционных характеристик судна следует исходить из условий определения параметров двигателя.

Результаты расчета могут быть представлены в виде таблиц. Для определения инерционных характеристик судна при разгоне такая таблица имеет вид табл. 1.

Цифра "0" в таблице показывает, что разгон судна начинается из состояния полного покоя. Начальные значения скорости, пути и времени равны нулю. Винтовая характеристика соответствует работе двигателя на швартовом режиме. Частота вращения способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849 в шапке табл. 1 соответствует точке пересечения внешней характеристики (для заданного значения способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849 и винтовой характеристики швартовного режима (см. чертеж). По мере разгона судна значения ti, способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849i, Si, ni будут возрастать.

Значения способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849i, Si, ti соответствуют максимально достижимой скорости порожнего судна при работе двигателя по внешней характеристике, соответствующей заданному значению способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849 Значения ti и Si показывают время, за которое будет достигнута максимальная скорость, и проходимый судном за это время путь.

Для определения инерционных характеристик судна при выбеге таблица будет иметь вид табл. 2.

Размер табл. 2 определяется достижением значения способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849i= 0,05способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849o. В левом столбце граф при ti= 0 указана установившаяся скорость судна при заданных значениях цикловой подачи и частоты вращения вала двигателя (последняя косвенно характеризует загрузку судна и условия плавания).

Таблицы для инерционных характеристик судов при активном торможении аналогичны табл. 2.

Для определения инерционных характеристик судна по табл. 1 и 2 необходим небольшой эксперимент - на установившемся режиме работы определить цикловую подачу топлива и частоту вращения вала двигателя.

Специальные приборы позволяют считывать с цифровой шкалы значения qц и n непосредственно в штурманской рубке, что значительно упрощает эксперимент. Полученные параметры qц и n характеризуют режим работы двигателя, загрузку судна и условия плавания. Они являются аргументами (исходными данными) для определения инерционных характеристик судна по табл. 1 и 2.

В клетке табл. 1 на пересечении значений способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849 и способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849 считывают значение скорости, соответствующее заданному установившемуся режиму, путь, проходимый судном при разгоне из состояния покоя, и время прохождения этого пути. Изменение скорости и пути в зависимости от времени с начала разгона представлено в строке, соответствующей данным значениям способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849 и способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849 от нуля до значения параметров установившегося режима.

В каждой строке, соответствующей полученным из эксперимента данным qц и n, в табл. 2 приведены значения скорости и проходимого судном пути в текущий момент времени от начала маневра (остановки главных двигателей) до остановки судна (способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849i= 0,05способ определения инерционных характеристик судна, патент № 2130849o).

В случае изменения условий плавания (волнение, ветер, глубина судового хода) эксперимент следует повторить и определить новые исходные данные для табл. 1 и 2, характеризующие изменившиеся инерционные характеристики.

Класс B63B9/00 Способы проектирования, строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации или определения характеристик водных транспортных средств, не отнесенные к другим группам

способ монтажа зонального блока в отсеке судна -  патент 2527251 (27.08.2014)
способ формования крупногабаритных несущих конструкций малых судов -  патент 2526399 (20.08.2014)
способ возведения железобетонного палубного перекрытия с большим пролетом -  патент 2522712 (20.07.2014)
установка для испытания двигательно-движительного комплекса судна -  патент 2520705 (27.06.2014)
морская гравитационная платформа -  патент 2512783 (10.04.2014)
способ определения веса судна и аппликаты его центра тяжести -  патент 2499722 (27.11.2013)
плавучая топливозаправочная станция, цистерна для плавучей топливозаправочной станции и способ изготовления плавучей топливозаправочной станции -  патент 2489304 (10.08.2013)
устройство для измерения характеристик нестационарных сил, возникающих на модели движительного комплекса типа "винт-насадка" -  патент 2487814 (20.07.2013)
способ сборки конструкции судна с металлическим корпусом -  патент 2486097 (27.06.2013)
способ постройки плавучего средства, преимущественно речного или морского судна -  патент 2483965 (10.06.2013)

Класс B63B9/08 определение характеристик судов с точки зрения стабильности или уравновешенности

Класс B63H25/00 Управление судами: уменьшение скорости хода, осуществляемое иными средствами, чем движители; динамическая постановка на якорь, те расположение судов с помощью основных или вспомогательных движителей

система управления -  патент 2527570 (10.09.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
подруливающее устройство -  патент 2519610 (20.06.2014)
способ автоматического управления судном по курсу и интеллектуальная система для осуществления способа -  патент 2519315 (10.06.2014)
способ управления движением судна по широте и долготе -  патент 2516885 (20.05.2014)
устройство для управления подводным аппаратом -  патент 2515632 (20.05.2014)
устройство для формирования траектории перевода судна на параллельный курс с соблюдением ограничений на диапазон изменения сигнала управления -  патент 2515006 (10.05.2014)
способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине -  патент 2513157 (20.04.2014)
способ управления движением судна по заданной траектории -  патент 2509679 (20.03.2014)
способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования -  патент 2509032 (10.03.2014)
Наверх