способ определения параметров наземных препятствий при полете летательных аппаратов на малой высоте

Классы МПК:G01S13/72 для двухкоординатного слежения, например для слежения по углу и дальности, радиолокационные сканирующие системы сопровождения
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Фазотрон - Научно- исследовательский институт радиостроения"
Приоритеты:
подача заявки:
1997-07-17
публикация патента:

Заявлен способ определения параметров наземных радиоконтрастных препятствий (удаления, угловых координат, высоты препятствии) при полете летательных аппаратов на малой высоте, использующий способ доплеровского обужения луча антенны когерентной импульсно-доплеровской РЛС летательного аппарата в угломестной плоскости. При этом удаление и угловые координаты наземного препятствия определяются традиционными для РЛС способами, а высота препятствия - по ширине спектра доплеровских частот сигнала, отраженного от него. Технический результат заключается в том, что заявляемый способ позволяет производить оценку высоты препятствий. 1 з.п.ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

Формула изобретения

1. Способ определения параметров наземных препятствий при полете летательных аппаратов на малой высоте, заключающийся в том, что осуществляют узкополосную доплеровскую фильтрацию сигнала на выходе приемного устройства радиолокационной станции, обнаруживают и оценивают координаты одиночных наземных радиоконтрастных целей, отличающийся тем, что формируют лопатообразную диаграмму направленности антенны радиолокационной станции, ориентированную по направлению вектора скорости полета летательного аппарата, осуществляют сканирование антенны по азимуту в ограниченном угловом секторе, производят доплеровское обужение луча по углу места путем многоканальной доплеровской фильтрации, по задержке отраженного сигнала осуществляют обнаружение сигнала во всех фильтрах, вычисляют дальность D до наземного препятствия, оценивают ширину способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846fспособ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 доплеровского спектра отраженных от препятствия сигналов, по величине которой по соотношению

способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846

где Vн - скорость полета летательного аппарата;

способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 - длина волны РЛС;

h - высота полета летательного аппарата над подстилающей поверхностью,

вычисляют высоту Н наземного препятствия, а по угловому положению антенны в горизонтальной плоскости определяют азимут наземного препятствия.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при обнаружении и оценке координат одиночных наземных радиоконтрастных целей выделяют участки спектра отраженных от поверхности сигналов, превышающие уровень спектра фоновых отражений, ширина которых не превышает величины полосы пропускания одиночного фильтра гребенки узкополосных доплеровских фильтров при доплеровском обужении луча.

Описание изобретения к патенту

Настоящее изобретение относится к области радиолокации и может быть использовано для определения параметров наземных препятствий (удаления, азимута, высоты) с помощью радиолокационных средств, установленных на борту летательного аппарата, при полете на малых и предельно малых высотах.

Существующие экспериментальные образцы бортовых радиолокационных станций (БРЛС) МВП (см. , например, [1]) позволяют осуществить, помимо обнаружения наземных объектов, также оценку параметров наземных радиоконтрастных препятствий без оценки их высоты, что не позволяет оценить степень их опасности полету и прогнозировать высоту их облета на прогнозируемых интервалах времени. Последнее не позволяет прогнозировать траекторию полета ЛА (осуществлять его маловысотный полет) при наличии препятствий на определенный интервал времени, особенно в условиях ограниченной видимости, что особенно важно для решения задачи предупреждения о препятствиях в вертолетной авиации, для беспилотных летательных аппаратов и т.д. Между тем, предупреждение о препятствиях и оценка высоты последних является важным фактором обеспечения безопасности маловысотного полета (МВП), в том числе в режиме полуавтоматического пилотирования ЛА.

Известна БРЛС [2], использующая способ доплеровского обужения луча (ДОЛ) [3] для оценки угловых координат и удаления наземных целей с помощью гребенки узкополосных доплеровских фильтров. Сущность этого способа заключается в дальномерно-доплеровской обработке информации в БРЛС, при которой угловое положение наземной цели определяется как угловое положение точки пересечения i-й изодопы и j-й изодали, в которой находится наземная цель [3]. При этом изодопы в элементе разрешения по дальности располагаются по линии азимута, а изодали в каждом элементе разрешения по скорости - по линии тангажа (углу места). Тогда процедура оценки азимутального положения цели способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846i относительно линии полета состоит в решении уравнения (см. фиг. 1):

способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846

где Vн -скорость полета носителя в горизонтальной плоскости;

способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 - длина волны передатчика БРЛС;

способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 доплеровская частота по i-й изодопе;

Dj - дальность по i-й изодали;

способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846ij - - угол визирования цели в вертикальной плоскости в направлении i-й изодопы и j-й изодали.

Исходя из соотношения (1), процедура оценки угловой координаты наземного радиоконтрастного объекта в угломестной плоскости заключается в выполнении следующих операций: стробировании приемного устройства БРЛС по дальности; оценке доплеровской частоты обнаруженных целей в каждом элементе дальности; оценке угловых координат обнаруженных наземных целей по номеру элемента дальности и доплеровской частоте сигнала в этом элементе.

Однако точность описанной в [2[ БРЛС при оценке размеров наземных целей, в том числе препятствий, недостаточно высока для оценки высоты препятствий и определяется также шириной луча сканируемой ДНА БРЛС. При сужении ДНА точность оценки размеров наземных препятствий увеличивается; однако при этом резко возрастает время осмотра зоны, в пределах которой индицируется наличие возможных препятствий и оцениваются их размеры. В силу последнего фактора поставленная задача не решается и в случае использования лазерных дальномеров, угловая расходимость луча которых достигает нескольких угловых минут. При этом возможна достаточно точная оценка угловых координат и дальности до верхней кромки препятствия по линии полета ЛА (до nспособ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 21288461 угл. минут, nспособ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 21288461 м соответственно в благоприятных погодных условиях). Однако время, требуемое для обнаружения наземного препятствия, недопустимо велико, что исключает использование в ЛА лазерных локаторов для решения рассматриваемой задачи.

Следовательно, способ ДОЛ, в классическом своем выражении, позволяя оценивать угловые координаты наземных целей, в том числе и препятствий, и удаление до них не позволяет производить оценку высоты препятствий.

Задачей настоящего изобретения является определение параметров препятствий по линии полета летательного аппарата в пределах некоторой зоны ответственности, в том числе и высоты препятствий.

Поставленная задача достигается путем формирования "лопатообразной" диаграммы направленности антенны (ДНА) БРЛС в вертикальной (угломестной) плоскости и "игольчатой" - в горизонтальной (азимутальной) плоскости с использованием многоканальной доплеровской обработки сигнала и реализации способа ДОЛ в угломестной плоскости.

При этом ДНА в горизонтальной плоскости сориентирована так, чтобы ее ось была направлена по линии полета ЛА (или осуществляла сканирование в некотором секторе способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 относительно вектора скорости способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 ЛА); в вертикальной плоскости равносигнальное направление (PCH) ДНА зафиксировано и отклонено на угол способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 21288460 относительно линии полета ЛП, как это изображено на фиг. 2.

При этом расстояние до наземного радиоконтрастного препятствия определяется по номеру канала дальности, в котором произошло его обнаружение, а высота - по количеству доплеровских фильтров, в которых произошло обнаружение препятствия (препятствий), и углу способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 21288460, соответствующему ориентации РСН антенны в вертикальной плоскости.

На фиг. 1 представлена иллюстрация возможности измерения координат наземных объектов с помощью режима ДОЛ; на фиг. 2 - эффект сужения ДНА при использовании режима ДОЛ; на фиг. 3 - принцип оценки высоты наземных препятствий при использовании режима ДОЛ; на фиг. 4 - частотный спектр отражений в пределах ДНА по углу места (тангажу); на фиг. 5 - структурная схема канала обнаружения и оценки координат наземных объектов; на фиг. 6 и 7 - эффективность предлагаемого изобретения.

Сущность изобретения состоит в излучении и приеме радиолокационных сигналов с помощью антенны, имеющую "лопатообразную" диаграмму направленности в вертикальной плоскости и игольчатую - в горизонтальной плоскости, ориентированную по направлению вектора скорости полета летательного аппарата, осуществляющую сканирование по азимуту в пределах некоторого углового сектора. Принятый сигнал подвергают дальномерно-доплеровской обработке, например, с помощью стробирования приемника РЛС по дальности и узкополосной доплеровской фильтрации, в результате чего реализуется эффект доплеровского обужения луча в угломестной плоскости. Затем с помощью методов пороговой обработки осуществляют выделение участков доплеровского спектра, соответствующего отражением от наземных объектов в каждом канале дальности, протяженность которых характеризует высоту наземного объекта, например высоту препятствия, а угол отворота антенны на объект - азимут объекта. Удаление до объекта определяется по номеру канала дальности, где произошло его обнаружение.

Применение доплеровского обужения луча в вертикальной плоскости позволяет искусственно разбить ДНА в вертикальной плоскости на ряд секторов шириной способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846i, каждый из которых соответствует некоторой полосе способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 доплеровских частот сигнала, отраженного от определенного участка подстилающей поверхности, что иллюстрируется фиг. 2.

На фиг. 2: Vн - скорость носителя (ЛА); способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 21288460 - - положение РСН антенны в вертикальной плоскости.

Число таких секторов и их угловой размер определяются полосой способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846Fф пропускания доплеровского фильтра, шириной способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 ДНА БРЛС, скоростью Vн полета ЛА, длиной способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 волны передатчика БРЛС и т.д.

Сущность предлагаемого изобретения иллюстрируется фиг. 3.

На фиг. 3: h - высота полета ЛА над подстилающей поверхностью; П - радиоконтрастное препятствие высотой H; способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 21288460 - - угол визирования ДНА в вертикальной плоскости; Vн -скорость полета ЛА; способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846в,способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846н - - углы видимости верхней и нижней кромок препятствия; D - удаление препятствия относительно ЛА;

Соответственно фиг. 3, спектр доплеровских частот в пределах угла способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846, отраженных от подстилающей поверхности, включая препятствие, имеет вид фиг. 4.

fспособ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 min fспособ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 max - доплеровские частоты, соответствующие положению нижней и верхней кромок луча ДНА шириной способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846; способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 участок спектра доплеровских частот, соответствующий полосе доплеровского фильтра; способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846fспособ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 - ширина участка спектра доплеровских частот сигнала, отраженного от радиоконтрастного препятствия.

Величина способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846fспособ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846, исходя из фиг. 3, определяется соотношением

способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846

Выражая (2) через известные (или замеряемые) параметры полета ЛА, можно получить;

способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846

Тогда высота H препятствия оценивается в соответствии со следующим соотношением:

способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846

Т. е. ширина спектра доплеровских частот сигнала, отраженного от препятствия, зависит только от неизвестной величины H высоты препятствия при известных (или измеряемых) параметрах полета ЛА.

Сама величина способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846fспособ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 определяется по выходу адаптивного обнаружителя, основанного, например, на принципе одно- или двухстороннего детектора (например, [4] ), содержащего К доплеровских цифровых фильтров, каждый из которых имеет полосу способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846Fф. Количество m подряд следующих фильтров, в которых произошло обнаружение сигнала, прямо пропорционально высоте H препятствия. Случай m=1 соответствует либо одиночной наземной цели, либо препятствию, имеющему небольшую высоту; случай m>1, особенно при малых значениях угла способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 21288460, соответствует большой высоте препятствия.

Структурная схема радиолокационного канала, позволяющего обнаруживать наземные цели и оценивать их координаты, а также обнаруживать наземные препятствия, оценивать их координаты и высоту, представлена на фиг. 5.

На фиг. 5 Ф1, Ф2...,Фк - гребенка, состоящая из К узкополосных доплеровских фильтров.

Сигнал с выхода приемника в каждом канале дальности, охватывающим зону ответственности БРЛС, фильтруется К доплеровскими цифровыми фильтрами (реализуемыми, например, в процессоре ЦОС) с разрешающей способностью способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 в общем случае одинаковой для всех каналов.

Величина адаптивного порога изменяется в зависимости от уровня фона отражений от поверхности земли. В результате пороговой обработки выделяется участок (или участки) спектра доплеровских частот, соответствующий отражениям от препятствий, представляющих опасность для полета (случай m>1), или одиночных наземных целей (m=1), находящихся в пределах ширины способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 ДНА БРЛС. Вычислитель H осуществляет фиксацию числа m смежных фильтров Фj...Фj+m+1) (при m>1) и вычисление высоты H препятствия (или препятствий). Вычислитель координат целей реагирует только на ситуации, когда m=1 и производит оценку дальности и угловых координат одиночных целей.

При достаточно малых значениях способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846Fф(~nспособ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 212884610Гц), способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 21288460(~10...15o) случаю m=1 соответствует одиночная цель с высотой nспособ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 21288461м.

Случаю mспособ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 21288462. . .3 соответствует препятствие с высотой H порядка nспособ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 212884610 м и более (n=1,2...).

Точность оценки способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846H высоты препятствия зависит от полосы способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846Fф доплеровского фильтра, длины способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 волны БРЛС, скорости VН полета ЛА, углов способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846н, способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846в визирования препятствия и оценивается в соответствии с соотношением

способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846

где способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 среднее, верхнее и нижнее значение положения углового сектора относительно способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 соответствующего j-му доплеровскому фильтру.

На фиг. 6 представлена экспериментальная зависимость точности способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846H/H оценки высоты препятствия в зависимости от дальности D до препятствия, скорости VН полета ЛА, высоты H препятствия для способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 = 8,6 мм, способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846Fф = 60 Гц и h = 50 м и при трех значениях скорости полета ЛА:

VH=25 м/с (сплошные линии), VH=42 м/с (пунктирные линии):

VH=86м/с (штрихпунктирные линии).

Из представленных экспериментальных зависимостей следует, что точность способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846H/H оценки высоты H препятствия увеличивается с уменьшением дальности D до препятствия, высоты H препятствия, скорости VH ЛА. Полученные результаты соответствуют реальным потребностям при пилотировании ЛА, когда точность оценки высоты H препятствий должна увеличиваться при сближении с препятствием и увеличением скорости сближения с ним.

Скачки зависимостей способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846(способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846H/H)/способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846H на фиг. 6 объясняются дискретностью измерения величины способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846fспособ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 гребенкой узкополосных фильтров с полосой каждого способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846Fф, когда сигнал, отраженный от вершины препятствия, переходит из одного доплеровского фильтра в соседний с ним. Эти разрывы в значительной степени устраняются использованием совместной обработки информации в смежных фильтрах гребенки, учитывая, что амплитуда сигнала на выходе j-го узкополосного доплеровского фильтра обратно пропорциональна его расстройке относительно сигнала и максимальна, когда полоса j-го фильтра полностью охватывает j-й участок спектра сигнала.

С уменьшением способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846Fф полосы доплеровского фильтра точность способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846H/H оценки высоты H препятствия также возрастает. Однако при этом увеличивается требуемое время когерентного накопления сигнала при его обнаружении - с одной стороны; в то же время уменьшается реальное время когерентного накопления сигнала - в силу уменьшения времени нахождения сигнала за такт обработки информации в БРЛС в этом фильтре из-за движения ЛА со скоростью VH. Расчеты и моделирование показали, что полет ЛА в диапазоне скоростей 150...280 км/ч при способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 = 8,6 мм оптимальное значение способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846Fф составляет величину порядка 30...60 Гц. При этом ЛА за такт обработки (~30...мс) пролетает расстояние около 3... 5 м (для приведенных на фиг. 6 условий), что сопоставимо с приведенными на фиг. 6 значениями способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 H/H.

На фиг. 7 приведены зависимости способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846fспособ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846 от дальности для двух значений H - 8 м и 15 м, подтверждающие рост точности оценки высоты H препятствия при уменьшении D для фиксированного значения способ определения параметров наземных препятствий при   полете летательных аппаратов на малой высоте, патент № 2128846Fф.

Источники информации:

1. James H. Hughen, Arleign B.Baker, Daniel J. Sullivan. Demonstration of a SAR Mode for a Lightweight 35 Ghz MMW Radar. - IEEE Trans., 1994, N 7, p.p. 23-28.

2. РЛС с повышенной разрешающей способностью по угловым координатам. - Патент США, N 4903030, МКИ G 01 D 13/72, заявл. 2.07.87., опубл. 20.02.90; НКИ 342/113.

3. Cherwek R.A. Coherent active seeker guidance, concepts for tactical missiles. - "EASCON" 78" Rec. IEEE Electron and Aerospace Syst. Conven., Arligton. Vo. Sept. 25-27, 1978, New York, N.Y., 1978, p.p. 199-202.

4. Э.К.Аль-Хусайни. Особенности работы "минимального" и "максимального" детекторов при интегрировании М-импульсов. - ТИИЭР, 1988, том 76, N 6, стр. 101-102.

Класс G01S13/72 для двухкоординатного слежения, например для слежения по углу и дальности, радиолокационные сканирующие системы сопровождения

способ комплексирования сигналов пеленгования объекта визирования инерциального и радиолокационного дискриминаторов и система для его осуществления -  патент 2488137 (20.07.2013)
способ фильтрации параметров траектории объекта и устройство для его реализации -  патент 2358286 (10.06.2009)
способ наблюдения за поверхностью на базе многоканальной бортовой рлс -  патент 2316786 (10.02.2008)
способ измерения высоты объектов при формировании изображения объектов на поверхности с помощью бортовой рлс -  патент 2316022 (27.01.2008)
способ измерения высоты объектов на базе многоканальной рлс -  патент 2316019 (27.01.2008)
способ объединенных радиолокационного автоматического обнаружения и трассового сопровождения, кругового обзора воздушных, наземных, надводных целей, локальной радиосвязи и ближней радионавигации объектов и субъектов -  патент 2309429 (27.10.2007)
способ измерения высоты объектов на поверхности при получении трехмерного радиолокационного изображения поверхности с объектами на базе бортовой рлс маловысотного полета -  патент 2300780 (10.06.2007)
способ получения трехмерного изображения поверхности по данным бортовой импульсно-доплеровской рлс маловысотного полета -  патент 2299448 (20.05.2007)
способ обнаружения траектории объекта -  патент 2297014 (10.04.2007)
способ обнаружения и анализа радиосигналов -  патент 2296349 (27.03.2007)
Наверх