сталь для сварочной проволоки
Классы МПК: | C22C38/10 содержащие кобальт B23K35/30 с основным компонентом, плавящимся при температуре ниже 1550°C |
Автор(ы): | Аптекарь Ньютон Моисеевич (UA), Белокуров Эдуард Сергеевич (UA), Поляков Владимир Федорович (UA), Айзатулов Р.С.(RU), Буймов В.А.(RU), Сапрыкин В.А.(RU), Киселев Ю.И.(RU), Чичков В.И.(RU), Юшманов Ю.М.(RU), Маслаков А.А.(RU), Елсаков Н.Н.(RU), Ермолаев А.И.(RU), Никиташев М.В.(RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Западно-Сибирский металлургический комбинат" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1997-08-13 публикация патента:
10.04.1999 |
Изобретение относится к металлургии, в частности к составам высоколегированных марганцем и никелем сталей, используемых в качестве сварочного и наплавочного материала при восстановлении крестовин железнодорожных путей, зубьев экскаваторов или других быстроизнашиваемых деталей. Сущность изобретения: предложена сталь для сварочной проволоки, содержащая компоненты в следующем соотношении, мас.%: углерод 0,96-1,10, кремний 0,20-1,00; марганец 16,00-25,00; никель 3,00-5,00; кобальт не более 0,15; железо и примеси - остальное. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности восстановления быстроизнашиваемых изделий типа крестовин железнодорожных путей как в условиях деформации, так и при отрицательных температурах без ухудшения пластических характеристик путем наплавки.
Формула изобретения
Сталь для сварочной проволоки, содержащая железо, углерод, кремний, марганец и никель, отличающийся тем, что она дополнительно содержит кобальт при следующем соотношении компонентов, мас.%:Углерод - 0,96 - 1,10
Кремний - 0,20 - 1,00
Марганец - 16,00 - 25,00
Никель - 3,00 - 5,00
Кобальт - Не более 0,15
Железо и примеси - Остальное
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к металлургии, к составам сталей, высоколегированных марганцем и никелем и предназначенных для использования в качестве сварочного и наплавочного материала преимущественно при восстановлении крестовин и других элементов железнодорожных путей, работающих в условиях циклически повторяемых высоких динамических нагрузок, а также зубьев экскаваторов, ковшей драг и других быстроизнашиваемых деталей горнодобывающей промышленности. Известна сталь для сварочной проволоки (цниин-4, ЭИ-711, Х14Г14Н3Т; цниин-4НД, Э65, Х25Г13Н3) следующего химического состава, мас.%:Углерод - 0,50 - 0,80
Марганец - 11,00 - 15,00
Кремний - До 0,60
Хром - 14,00 - 25,00
Никель - 3,00 - 3,50
Железо и примеси - Остальное [1]. Проволоку из этой стали используют для восстановления путем наплавки и сварки крестовин и других ответственных элементов железнодорожных путей, изготавливаемых из стали Гадфильда, содержащей, мас.%: углерод 1,10 - 1,35; кремний 0,30 - 0,90; марганец 11,0 - 15,5; железо - остальное. Эта аустенитная сталь обладает высокой вязкостью, закаливается с температурой аустенизации. При ее отпуске от 200oC выпадают карбиды, падает вязкость, следовательно, возрастает хрупкость. При использовании сварочной проволоки из известной стали [1] для восстановления крестовин путем наплавки (сварки) в процессе остывания наплавленного слоя идет образование карбидов хрома, повышается твердость до 23 - 35 HPс, а при эксплуатационной деформации возрастает хрупкость, падает пластичность металла, в результате чего снижается стойкость и эксплуатационная надежность восстановления элементов пути. Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к заявляемой является сталь для сварочной проволоки, содержащая, мас.%:
Углерод - 0,80 - 0,95
Марганец - 12,00 - 14,00
Кремний - До 0,60
Никель - 3,00 - 3,50
Железо и примеси - Остальное [2]. Однако в процессе деформации наплавленных (сваренных) элементов в эксплуатационных условиях, особенно при отрицательных температурах, в них идет - превращение аустенита с образованием мартенсита, что влечет за собой повышение хрупкости металла в зоне наплавки, снижение его вязкости, за счет чего снижается эксплуатационная стойкость и надежность восстановленных элементов. Задачей изобретения является разработка состава стали для сварочной проволоки, использование которой возможно для сварки (наплавки) изделий типа крестовин железнодорожных путей, в том числе изготовленных из аустенитной стали Гадфильда как в условиях деформации, так и при отрицательных температурах без ухудшения ее пластических характеристик, и тем самым повышение эксплуатационной стойкости и надежности восстановленных элементов. Поставленная задача достигается тем, что в стали для сварочной проволоки, содержащей железо, углерод, марганец, кремний и никель, согласно изобретению она дополнительно содержит кобальт при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Углерод - 0,96 - 1,10
Марганец - 16,00 - 25,00
Кремний - 0,20 - 1,00
Никель - 3,00 - 5,00
Кобальт - Не более 0,15
Железо и примеси - Остальное
Технический результат достигается предлагаемым решением и заключается в том, что при сварке (наплавке) изделий типа крестовин железнодорожных путей в полевых условиях как при деформации, так и при отрицательных температурах исключается - превращение с образованием мартенсита, что не допускает снижение вязкости в зоне наплавки (сварки). Верхний предел содержания углерода ограничен 1,10 мас.% в связи с тем, что при его содержании выше 1,10 мас.% после наплавки в полевых условиях в наплавленном слое выпадают карбиды, повышающие хрупкость металла. При содержании в стали углерода менее 0,96 мас.% в условиях деформации наплавленного слоя (сварного шва) при отрицательных температурах идет - превращение аустенита с образованием мартенсита, что повышает хрупкость металла, падает вязкость. В заявляемом интервале содержания марганца 16,00 - 25,00 мас.% наблюдается существенное улучшение упругости свойств стали, что характеризуется уменьшением модуля нормальной упругости с 20,5 10-2 МПА до 16,4 10-2 МПА. Нижний предел содержания марганца в стали 16,00 мас.% обусловлен гарантией предупреждения - превращения с образованием мартенсита в наплавленном слое (сварном шве), особенно при отрицательных температурах в условиях динамических нагрузок и стремлением обеспечить высокую наклепываемость при эксплуатационном деформировании. Содержание марганца более 25,00 мас.% экономически нецелесообразно в связи с прекращением роста вязкостных свойств стали. Содержание кремния в стали менее 0,20 мас.% не дает достаточного его раскисления из-за малого количества, а содержание кремния более 1,00 мас.% ведет к снижению вязкости и пластичности, что связано с уменьшением растворимости углерода. Количество никеля в стали менее 3,00 мас.% не обеспечивает достаточной стабилизации аустенита, а увеличение никеля более 5,00 мас.% экономически нецелесообразно, так как повышаются затраты на выплавку стали без улучшения пластических свойств, кроме того, снижается наклепываемость стали. Добавка в сталь кобальта способствует расширению - области, т.е. совместно с высоким марганцем стабилизирует аустенит в процессе деформации и при отрицательных температурах. Увеличение содержания кобальта более 0,15 мас.% экономически нецелесообразно, т.к. увеличиваются затраты без улучшения пластических свойств стали. Пример конкретного исполнения. В литейном цехе ОАО "ЗСМК" была выплавлена сталь для сварочной проволоки в дуговой сталеплавильной печи емкостью 6 т. Плавление и окисление производятся в соответствии с общими положениями технологии при выплавке марганцевоникелевой стали. Принципиальные отличия технологии выплавки предлагаемой стали состоят в том, что никель и кокс загружаются в печь во время завалки лома, при этом никель рассосредотачивается по периферии печи, а кокс под электроды - на стальной лом сверху из расчета получения в расплавленном металле углерода 1,3 - 1,4%, никеля 3,9 - 4,7%. Окислительный период заканчивается при углероде в металле 1,00 - 1,10% и температуре 1560 - 1620oC. Шлак окислительного периода максимально опускается самотеком. Предварительное раскисление ванны производится присадкой 4 - 5 кг/т кускового металлического марганца и 3 - 4 кг/т кускового ферросилиция. Рафинировочный шлак наводится присадкой 30 - 40 кг/т извести и 3 - 5 кг/т шпата и раскисляется смесью шпата, коксика и дробленного ферросилиция в количестве по 1 кг/т. После образования жидкоподвижного шлака в неотключенную печь в 7 - 8 приемов с интервалом 10 - 15 мин вводится расчетное количество металлического марганца. Шлак раскисляется в 5 - 6 приемов смесью шпата, извести, коксика, дробленого ферросилиция, гранулированного алюминия с расходом от 1 до 5 кг/т. Перед отбором пробы металл в ванне тщательно перемешивается на всю глубину. После получения анализа металл доводится да заданных кондиций по химсоставу и температуре. Окончательное раскисление металла производится в ковше чушковым алюминием и силикокальцием. Химсостав полученной стали:
C Mn Si Ni P S
0,97 19,6 0,46 3,64 0,04 0,007
Сталь прокатали на проволоку диаметром 6,5; 6,0; 5,0; 4,5; 3,0 мм и с ее использованием сварили несколько образцов металла из стали Гадфильда, ряд аналогичных образцов наплавили, проверили сварку рельсовой стали со сталью Гадфильда. Результаты испытаний приведены в таблице 2 акта промышленных испытаний, где видно, что ударная вязкость осталась равной как при T = 20oC, так и при T = -196oC, что говорит о сохранении пластических свойств. Предлагаемая сталь промышленно применима для ремонта железнодорожных путей, в горнодобывающей промышленности для ремонта быстроизнашивающихся деталей. Источники информации
1. ГОСТ 9466-75. 2. Nikel addition improve "Hadfield" mangonase Steel Nikel topic N 9, 1950.
Класс C22C38/10 содержащие кобальт
Класс B23K35/30 с основным компонентом, плавящимся при температуре ниже 1550°C