задвижка запорная
Классы МПК: | F16K3/08 с круглыми запорными пластинами, вращающимися вокруг своих центров |
Автор(ы): | Седов А.М. |
Патентообладатель(и): | Седов Александр Михайлович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-11-29 публикация патента:
27.03.1999 |
Задвижка содержит два фланца с проходными отверстиями и расположенный между ними с возможностью поворота плоский шибер. Шибер имеет проходное отверстие, рукоятку и упоры-ограничители поворота и сжат болтами, расположенными на фланцах. Каждый из фланцев покрыт эластичной прокладкой, а сверх нее - прокладкой из антифрикционного материала. Обеспечивается гарантия герметичности задвижки. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Задвижка запорная, содержащая два фланца с проходными отверстиями и расположенный между ними с возможностью поворота плоский шибер, имеющий проходное отверстие, рукоятку и упоры-ограничители поворота и сжатый болтами, расположенными на фланцах, отличающаяся тем, что каждый из фланцев покрыт эластичной прокладкой, а сверх нее - прокладкой из антифрикционного материала.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к запорной и регулирующей арматуре и может быть применено вместо известных задвижек и вентилей на трубопроводах с неагрессивными жидкими и газообразными средами. Известна задвижка запорная, являющаяся ближайшим аналогом, содержащая два неподвижных диска, образующих два фланца соединяемых трубопроводов с проходными отверстиями, и расположенный между ними плоский, поворачивающийся на оси шибер, перемещающийся перпендикулярно потоку транспортируемой среды, имеющий проходное отверстие, рукоятку и упоры-ограничители поворота и сжатый болтами до усилия, исключающего вытекание транспортируемой жидкости наружу /SU, 1348594 A1, 30.10.87, F 16 K 3/08/. Задачей изобретения является обеспечение гарантии герметичности задвижки. Задача решается за счет того, что в задвижке запорной, содержащей два фланца с проходными отверстиями и расположенный между ними с возможностью поворота плоский шибер, имеющий проходное отверстие, рукоятку и упоры-ограничители поворота и сжатый болтами, расположенными на фланцах, каждый из фланцев покрыт эластичной прокладкой, а сверх нее - прокладкой из антифрикцонного материала. Для этого фланцы изготавливают с увеличенными привалочными плоскостями с тем, чтобы между ними мог разместиться плоский, поворотный на оси шибер. Расположенные на фланцах упругие и антифрикционные прокладки обеспечивают плотное прилегание к шиберу и уменьшают силу трения при его перемещении. При повороте шибера его проходное отверстие может совпадать с проходными отверстиями фланцев, частично совпадать или не совпадать, делая задвижку открытой, частично открытой или закрытой. В закрытом положении шибер является заглушкой и обеспечивает полную гарантию непротечки при отключении трубопровода. На фиг. 1 изображен общий вид запорной задвижки. На фиг. 2 разрез по А-А на фиг. 1. На фиг. 3 разрез по Б-Б на фиг. 2. На фиг. 4 разрез по В-В на фиг 1. Задвижка запорная содержит два прямоугольных фланца 1 с увеличенными размерами привалочных поверхностей с тем, чтобы между ними мог разместиться поворотный шибер 2 в виде плоского диска, поворачивающегося вокруг оси 3. Каждый фланец 1 имеет проходное отверстие со штуцером 4, служащим для приварки обычного фланца, либо непосредственной сварки с трубопроводом, на котором требуется установка задвижки. На внутренней плоской стороне фланцев 1 кладется или приклеивается прокладка 5 из упругой листовой резины толщиной 7 мм. А сверх этой прокладки 5 накладывается прокладка 6 из антифрикционного материала фторопласта толщиной 1,5 мм, шибер 2 имеет проходное отверстие 7, равное диаметру проходного отверстия фланцев 1, два уступа-ограничителя 8 поворота шибера 2 и рукоятку 9. На фланцах 1 и прокладках 5 и 6 имеется пять отверстий для четырех стяжных болтов 10 и оси 3, которая одновременно служит и стяжным болтом. Кроме того, на одном фланце 1 имеются четыре отверстия с резьбой для четырех упорных болтов 11, торцы которых упираются в другой фланец 1. Стяжные болты 10 сжимают шибер 2 с такой силой, чтобы исключалась возможность протечки рабочего тела наружу, при этом усилие поворота шибера 2 за рукоятку 9 возможно с удлинителем /не показан/ должно быть доступно человеку. Не исключается возможность применения редуктора с ручным или электроприводом для задвижек большого диаметра. Упорные болты 11 не позволяют дополнительно сжимать шибер 2 при возникновении осевых напряжений в трубопроводе. В случае допустимости кратковременного вытекания небольшого количества рабочего тела возможно ослабление стяжных болтов 10 на время переключения задвижки и после поворота шибера их вновь затягивать, обеспечивая непротечку.Класс F16K3/08 с круглыми запорными пластинами, вращающимися вокруг своих центров