коробка скоростей планетарная шариковая

Классы МПК:F16H15/56 передачи с прерывистым или ступенчатым изменением передаточного числа 
F16B17/00 Соединение конструктивных элементов или деталей машин, у которых часть одного элемента входит в отверстие другого элемента
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Антипов Петр Артемьевич
Приоритеты:
подача заявки:
1997-04-21
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению. Каждая ступень планетарной шариковой коробки скоростей составлена из колец, сепаратора-поводка и шариков. Для создания трения в местах контакта шариков с кольцами использована пружина. Скользящими втулками замыкают соответствующие ступени на ведущий/ведомый валы. Монтажные поверхности корпуса, колец, сепараторов-поводков, валов и втулок выполнены с контуром в виде эллипса. Такое выполнение коробки скоростей снижает трудозатраты на ее изготовление и при ее эксплуатации. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Коробка скоростей планетарная шариковая, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, планетарную шариковую ступень, составленную из колец, сепаратора-поводка и шариков, пружины для создания трения в местах контакта шариков с кольцами, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительно планетарными шариковыми ступенями, также составленными из колец, сепараторов-поводков и шариков, и скользящими втулками для замыкания соответствующей ступени на ведущий или ведомый валы, а монтажные поверхности корпуса, колец, сепараторов-поводков, валов и втулок выполнены с контуром в виде эллипса.

Описание изобретения к патенту

Настоящее изобретение относится к машиностроению, в частности, к переключению скоростей и их реверсу в станках и коробках передач.

Известна коробка скоростей планетарная шариковая, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, планетарную шариковую ступень, составленную из колец, сепаратора-поводка и шариков, пружины для создания трения в местах контакта шариков с кольцами (см. патент FR, 551240, опубл. 30.03.23., кл. F 16 H 15/54).

Недостатки конструкции: отсутствие соответствующего соединения вала с кольцами. Соединение с натягом не гарантирует передачу крутящего момента без проскальзывания, а шлицевое (шпоночное) соединение неприемлемо из-за хрупкости колец.

Задачей изобретения является снижение трудозатрат при изготовлении и эксплуатации коробки скоростей, которое достигается использованием эллипсного соединения, которое предотвращает проворачивание колец относительно корпуса, и использованием скользящей втулки для замыкания соответствующей планетарной ступени, для реверсирования и для изменения скорости вращения выходного вала.

Поставленная задача достигается тем, что коробка скоростей планетарная шариковая, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы, планетарную шариковую ступень, составленную из колец, сепаратора-поводка и шариков, пружины для создания трения в местах контакта шариков с кольцами, снабжена дополнительно планетарными шариковыми ступенями, также составленными из колец, сепараторов-поводков и шариков, и скользящими втулками для замыкания соответствующей ступени на ведущий или ведомый валы, а монтажные поверхности корпуса, колец, сепараторов-поводков, валов, и втулок выполнены с контуром в виде эллипса.

На фиг. 1 изображена коробка скоростей планетарная шариковая согласно изобретению, продольный разрез; на фиг. 2 - сечение А-А - на фиг. 1.

Коробка скоростей содержит корпус 8, ведущий 1 и ведомый 2 валы. В корпусе 8 последовательно установлены планетарные ступени, составленные из цельных и разрезных колец 3, сепараторов-поводков 4, колец 5 и шариков 6. Необходимую силу трения в местах контакта шариков 6 с кольцами 5 обеспечивают тарельчатые и разрезные пружины 7. Скользящие втулки 9 замыкают соответствующие ступени на ведущий 1 или ведомый 2 валы. Монтажные поверхности корпуса 8, колец 5, сепараторов-поводков 4, валов 1, 2 и скользящих втулок 9 выполнены с эллипсным контуром.

Работает коробка скоростей следующим образом.

Передача крутящего момента от ведущего вала 1 эллипсного контура к ведомому валу 2 осуществляется при прямой передаче путем замыкания правой скользящей втулкой 9 внутренним зацеплением обеих валов. Для изменения скорости вращения ведомого вала 2 или его реверса левая скользящая втулка 9 замыкает ведущий вал 1 с первой ступенью, а правая - соответствующую ступень или ступень реверса с ведомым валом 2. На фиг. 1 замкнута ступень реверса, а штриховой линией замкнута прямая передача.

Класс F16H15/56 передачи с прерывистым или ступенчатым изменением передаточного числа 

модульная планетарная коробка передач -  патент 2298713 (10.05.2007)
коробка передач -  патент 2270389 (20.02.2006)
коробка передач -  патент 2253774 (10.06.2005)

Класс F16B17/00 Соединение конструктивных элементов или деталей машин, у которых часть одного элемента входит в отверстие другого элемента

Наверх