устройство для заряда батарей аккумуляторов

Классы МПК:H02J7/02 схемы зарядки батарей от сети переменного тока через преобразователи 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Военный автомобильный институт
Приоритеты:
подача заявки:
1997-09-29
публикация патента:

Изобретение относится к области электроники и электротехники и может быть использовано в электротехнической промышленности для заряда группы батарей электрических аккумуляторов. Технический результат заключается в повышении срока службы батарей аккумуляторов. Решение поставленной задачи достигается тем, что в устройство для заряда батарей аккумуляторов дополнительно введены N-1 устройств, каждое из которых дополнительно содержит два компаратора, делитель напряжения, схему ИЛИ, диод, силовой ключ и ограничивающее сопротивление, причем выход делителя напряжения соединен с инвертирующим входом первого компаратора, вход делителя напряжения подключен к точке соединения баз транзисторов дифференциального усилителя, неинвертирующий вход первого компаратора соединен с эмиттером первого транзистора дифференциального усилителя, выход первого компаратора подключен к первому входу схемы ИЛИ, выход операционного усилителя подсоединен к инвертирующему входу второго компаратора, инвертирующий вход второго компаратора соединен с "плюсом" аккумулятора и анодом диода, выход второго компаратора связан со вторым входом схемы ИЛИ, выход которой соединен с входом управления силового ключа, который включен между "минусом" аккумулятора и ограничивающим сопротивлением, второй вывод которого соединен с катодом диода. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Устройство для заряда батарей аккумуляторов, содержащее выпрямитель и N устройств, каждое из которых содержит стабилизатор напряжения, выполненный по схеме источника опорного напряжения с напряжением "запрещенной зоны" и содержит дифференциальный усилитель, выполненный на двух транзисторах, операционный усилитель, подстроечный потенциометр, задающий уровень выходного напряжения, регулировочный потенциометр, причем выходы дифференциального усилителя соединены со входами операционного усилителя, выход операционного усилителя соединен с подстроечным потенциометром, а входы дифференциального усилителя соединены друг с другом и подключены к второму выводу построечного потенциометра и через резистор - к "минусу" аккумулятора, регулировочный потенциометр включен между эмиттерами транзисторов дифференциального усилителя, причем питание дифференциального усилителя осуществляется с выхода операционного усилителя, отличающееся тем, что в каждое из N устройств дополнительно введены два компаратора, делитель напряжения, схема ИЛИ, диод, силовой ключ и ограничивающее сопротивление, причем выход делителя напряжения соединен с инвертирующим входом первого компаратора, вход делителя напряжения соединен с точкой соединения баз транзисторов дифференциального усилителя, неинвертирующий вход первого компаратора соединен с эмиттером первого транзистора дифференциального усилителя, выход первого компаратора подключен к первому входу схемы ИЛИ, выход операционного усилителя подсоединен к инвертирующему входу второго компаратора, неинвертирующий вход второго компаратора соединен с "плюсом" аккумулятора и анодом диода, выход второго компаратора связан со вторым входом схемы ИЛИ, выход которой соединен с входом управления силового ключа, который включен между "минусом" аккумулятора и ограничивающим сопротивлением, второй вывод которого соединен с катодом диода.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области электроники и электротехники и может быть использовано в электротехнической промышленности для заряда группы батарей электрических аккумуляторов.

Известны устройства [1, 2] для заряда группы батарей аккумуляторов, содержащие источник питания, электронные устройства для оценки заряженности батареи до определенного уровня напряжения.

Недостатком такого рода устройств является отсутствие поэлементного заряда аккумуляторов, входящих в батарею. Из-за этого отдельные аккумуляторы могут оказаться перезаряженными, а другие недозаряженными. В результате чего снижается срок службы батарей.

Известно также устройство [3], в котором предусмотрен поэлементный заряд каждого аккумулятора в отдельности. Устройство состоит из источника, ограничителей напряжения по числу аккумуляторов в батарее, каждый из которых состоит из двух последовательно соединенных диодов.

Недостатками такого устройства являются несоответствие температурного коэффициента напряжения двух последовательно включенных диодов температурному коэффициенту ЭДС аккумулятора, что будет приводить к перезаряду в одном температурном диапазоне и недозаряду в другом, кроме того, для проведения заряда батареи ее необходимо разбирать на отдельные аккумуляторы, а затем, после проведения заряда, снова соединить последовательно аккумуляторы батареи. Другим недостатком устройства является то, что при температуре электролита свыше 40oC не производится отключение элемента, а это приводит к повышенной коррозии и снижению срока службы.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство [4], имеющее температурный коэффициент напряжения, соответствующий температурному коэффициенту ЭДС батарей. Недостатками данного устройства являются отсутствие поэлементного заряда аккумуляторов и отключение зарядного тока при превышении температуры электролита 40oC. Эти причины приводят к снижению срока службы батарей аккумуляторов.

Изобретение направлено на повышение срока службы батарей аккумуляторов.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в устройство для заряда батарей аккумуляторов дополнительно введены (N-1) устройств, каждое из которых дополнительно содержит два компаратора, делитель напряжения, схему "ИЛИ", диод, силовой ключ и ограничивающее сопротивление, причем выход делителя напряжения соединен с инвертирующим входом первого компаратора, вход делителя напряжения подключен к точке соединения баз транзисторов дифференциального усилителя, неинвертирующий вход первого компаратора соединен с эмиттером первого транзистора дифференциального усилителя, выход первого компаратора подключен к первому входу схемы "ИЛИ", выход операционного усилителя подсоединен к инвертирующему входу второго компаратора, неинвертирующий вход второго компаратора соединен с "плюсом", аккумулятора и анодом диода, выход второго компаратора связан со вторым входом схемы "ИЛИ", выход которой соединен с входом управления силового ключа, который включен между "минусом" аккумулятора и сопротивлением, второй вывод которого соединен с катодом диода.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемое устройство отличается введением в схему новых узлов: двух компараторов, делителя напряжения, схемы "ИЛИ", диода, силового ключа, ограничивающего сопротивления, а также связями между ранее применяемыми и вновь введенными элементами. Это позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого решения критерию "новизна".

Способность заявляемого устройства отключать ток заряда от аккумулятора при достижении напряжения на аккумуляторе соответствующего его ЭДС, а также возможность поэлементного (раздельно по каждому аккумулятору в составе батареи) анализа степени заряженности во всем температурном диапазоне, а также отключение зарядного тока через данный аккумулятор при достижении температуры электролита в нем 40oC позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия".

На чертеже показана функциональная схема устройства.

Устройство для заряда батарей аккумуляторов состоит из выпрямителя 1 и N устройств 2, подключенных параллельно аккумуляторам, входящим в состав батареи. Каждое из устройств 2 состоит из дифференциального усилителя 7, выполненного на двух биполярных транзисторах 8 и 9, операционного усилителя 4, подстроечного потенциометра 14, резистора 15, регулировочного потенциометра 13, в цепи эмиттера первого транзистора имеется сопротивление 12, сопротивления 10 и 11 являются нагрузкой дифференциального усилителя 7, в устройстве 2 дополнительно введены два компаратора 5 и 6, делитель 3 напряжения, схема "ИЛИ" 16, диод 18, силовой ключ 17, ограничивающее сопротивление 19, аккумуляторы 20, входящие в состав батареи 21 аккумуляторов.

Выходы дифференциального усилителя 7 соединены со входами операционного усилителя 4, выход операционного усилителя 4 соединен с подстроечным потенциометром 14, а входы дифференциального усилителя 7 соединены друг с другом и подключены к второму выводу подстроечного потенциометра 14 и через резистор 15 к "минусу" аккумулятора 20, входящего в состав батареи 21, регулировочный резистор 13 включен между эмиттерами транзисторов 8 и 9 дифференциального усилителя 7, эмиттер первого транзистора 8 через сопротивление 12 подключен к "минусу" аккумулятора. Базы транзисторов 8 и 9 дифференциального усилителя 7 подключены к входу делителя 3 напряжения, выход которого подсоединен к инвертирующему входу первого компаратора 5, второй неинвертирующий вход компаратора 5 связан с эмиттером транзистора 8 дифференциального усилителя 7, выход первого компаратора 5 подключен к первому входу схемы "ИЛИ" 16. С выхода операционного усилителя 4 осуществляется питание дифференциального усилителя 7 и подается напряжение на инвертирующий вход второго компаратора 6, неинвертирующий вход второго компаратора 6 соединен с "плюсом" аккумулятора 20 и анодом диода 18, выход второго компаратора 6 соединен с вторым входом схемы "ИЛИ" 16, выход схемы "ИЛИ" 16 соединен с входом управления силового ключа 17, который включен между "минусом" аккумулятора 20 ограничивающим сопротивлением 19, второй вывод которого подключен к катоду диода 18. Аккумуляторы 20 включены последовательно и образуют батарею 21 аккумуляторов.

Устройство работает следующим образом. Напряжение источника опорного напряжения с "шириной запрещенной зоны" регулируется с помощью подстроечного сопротивления 14, а его температурный коэффициент напряжения - регулировочным потенциометром 13. Сам дифференциальный усилитель 7 заливается кислотостойким компаундом и располагается внутри аккумулятора 20, за счет этого осуществляется непосредственный тепловой контакт с электролитом. Подстроечным сопротивлением 14 устанавливается напряжение на выходе операционного усилителя 4, равное ЭДС аккумулятора 20 при 100% заряженности. Если напряжение аккумулятора превышает ЭДС, то второй компаратор 6 изменяет состояние своего выхода и на его выходе устанавливается напряжение, соответствующее логической единице. При этом на выходе схемы "ИЛИ" 16 появится уровень логической единицы и ключ 17 откроется. При этом зарядный ток, ранее заряжавший аккумулятор 20, потечет через диод 18, ограничивающее сопротивление 19 и открывшийся ключ 17. Напряжение аккумулятора 20 определяется его ЭДС и напряжением поляризации. При отключение зарядного тока напряжение поляризации уменьшается, но при уменьшении суммы напряжения поляризации и ЭДС батареи компаратор 6 опять отключит ключ 17 через схему "ИЛИ" 16, в результате чего ток заряда опять пойдет через аккумулятор 20. В результате последовательных приближений аккумулятор зарядится до 100% уровня заряженности.

Кроме того, первый компаратор 5 срабатывает при температуре 40oC и в этом случае зарядный ток идет также по цепи диод 18, ограничивающее сопротивление 19, ключ 17. Напряжение, снимаемое с сопротивления 12, линейно зависит от температуры 4,5

устройство для заряда батарей аккумуляторов, патент № 2127938

где K - постоянная Бельцмана;

T - абсолютная температура;

e - заряд электрона.

Напряжение на выходе делителя 3 напряжения почти не зависит от температуры, так как с помощью регулировочного сопротивления 13 температурный коэффициент напряжения устанавливается равным температурному коэффициенту ЭДС батареи (TKЭДС 10-4K-1). Как только напряжение, снимаемое с сопротивления 12, превысит напряжение, снимаемое с выхода делителя 3 напряжения, срабатывает первый компаратор 5 и напряжение логической единицы поступает с его выхода на первый вход схемы "ИЛИ" 16. Сопротивления делителя подобраны таким образом, что это происходит при температуре 40oC. Ток, ранее заряжавший аккумулятор 20, при этом пойдет по цепи диод 18, ограничивающее сопротивление 19, ключ 17. В результате чего разогрев аккумулятора 20 прекращается.

Таким образом, предлагаемое устройство полностью исключает перезаряд аккумуляторов батареи при ее заряде. Анализ состояния батареи проводится раздельно по каждому аккумулятору и при этом нет необходимости в разборке батареи.

В целом предлагаемое устройство позволяет исключить перезаряд каждого из аккумуляторов батареи и их разогрев выше 40oC. Это приведет к повышению срока службы батарей.

Класс H02J7/02 схемы зарядки батарей от сети переменного тока через преобразователи 

устройство управления аккумуляторной батареей -  патент 2526849 (27.08.2014)
устройство подзарядки аккумуляторных батарей гибридного автомобиля -  патент 2524352 (27.07.2014)
блок энергоснабжения, сухопутное транспортное средство, станция замены и способ замены блока энергоснабжения, имеющегося на сухопутном транспортном средстве -  патент 2523719 (20.07.2014)
устройство передачи электрической энергии в ракетно-космических комплексах (варианты) -  патент 2521108 (27.06.2014)
устройство уравновешивания напряжения для системы аккумуляторных батарей -  патент 2516297 (20.05.2014)
импульсный источник питания -  патент 2513902 (20.04.2014)
система накопления электрической энергии на базе аккумуляторных батарей и суперконденсатора с функцией улучшения качества сети -  патент 2512880 (10.04.2014)
устройство и способ управления зарядом модуля аккумуляторной батареи -  патент 2502171 (20.12.2013)
устройство для индуктивной передачи электроэнергии -  патент 2501144 (10.12.2013)
транспортное средство с электроприводом и устройство подачи энергии для транспортного средства -  патент 2499694 (27.11.2013)
Наверх