боевая универсальная машина

Классы МПК:B62D39/00 Кузова транспортных средств, не отнесенные к другим группам
B62D55/00 Транспортные средства на гусеничном ходу
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Серков Анатолий Гаврилович
Приоритеты:
подача заявки:
1996-05-27
публикация патента:

Изобретение относится к конструкции боевых бронированных машин. Боевая универсальная машина состоит из корпуса, разделенного наклонными листами на отсеки: ракетный, моторно-трансмиссионное отделение и десантный, нижняя часть которого может быть в виде топливного бака. Ракетный отсек расположен между наклонным бронелистом и параллельно располагаемым ему листом. Ракеты располагаются в трубчатых направляющих, закрепленных в съемной кассете. Над МТО располагается башня с вынесенным пушечным вооружением и зарядным магазином. Башня вращается вокруг неподвижного конуса конструктивно являющегося частью корпуса, входящего в объем башни. На конусе закреплена крыша с необходимыми люками для экипажа: водителя, командира и наводчика. Нижняя часть башни закрыта выступающим впереди за очертания башни горизонтальным листом, прикрывающим ракетный отсек сверху. Боевая универсальная машина снабжена ходовой частью. Зарядный магазин может быть двухрядным для размещения унитарных патронов и регулятора подачи. При необходимости в кормовой части башни может быть размещена складывающаяся антенна радиолокатора. Десантное отделение снабжено откидными крышками с амбразурами. Технический эффект-увеличение огневой мощи, бронезащиты и проходимости. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Боевая универсальная машина, содержащая корпус, в средней части которого размещено моторно-трансмиссионное отделение, а в кормовой - десантное отделение с местами для десантников, башню с вынесенным пушечным вооружением и размещением всего экипажа в объеме, ограждаемом башней, и ходовую часть, отличающаяся тем, что ограждающие моторно-трансмиссионное отделение стенки расположены параллельно переднему бронелисту корпуса, между передним бронелистом и передней ограждающей стенкой моторно-трансмиссионного отделения размещен ракетный отсек, размеры которого равны или больше соответствующих размеров между указанными ограждающими стенками моторно-трансмиссионного отделения, а места десантников расположены в верхней части десантного отделения преимущественно для положения лежа с ориентацией их вдоль корпуса машины, при этом часть указанного корпуса над моторно-трансмиссионным отделением выполнена в виде конуса, вокруг которого установлена вращающаяся часть башни и крыша которого над рабочими местами экипажа выполнена невращающейся, а нижняя часть башни закрыта выступающим впереди за очертаниями башни горизонтальным листом, прикрывающим ракетный отсек сверху.

2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что ракеты в ракетном отсеке установлены в съемной кассете в трубчатых направляющих, причем по периметру кассеты размещены ракеты с малым взрывным воздействием, не вызывающим разрушение направляющих, а ракеты с более мощным взрывным воздействием размещены в глубине кассеты преимущественно под прикрытием носовой части башни, при этом между направляющими трубами кассеты размещены негорючие (пламегасящие) вещества.

3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что зарядные магазины для вынесенного пушечного вооружения выполнены преимущественно двухрядными и расположены в продольной плоскости ствола пушки снизу параллельно боковым стенкам башни.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к конструкции боевых бронированных машин.

Известны конструкции различных боевых машин, выполняющих одну или несколько основных функций в бою, содержащих корпус, в средней части которого размещено моторно-трансмиссионное отделение, башню с вынесенным пушечным вооружением и размещением всего экипажа в объеме, ограждаемом башней [1, 2].

Недостатком известных конструкций является их узкая специализация.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является конструкция, содержащая корпус, в кормовой части которого расположен десантный отсек, моторно-трансмиссионное отделение, ходовую часть [1, 2].

Недостатком данной конструкции является ее узкая специализация в части системы вооружения.

Технической задачей изобретения является создание боевой универсальной конструкции машины, сбалансированной по массе с одновременным увеличением огневой мощи, бронезащиты и проходимости.

Указанная задача достигается тем, что ограждающие моторно-трансмиссионное отделение стенки расположенны параллельно переднему бронелисту корпуса, между передним бронелистом и передней ограждающей стенкой моторно-трансмиссионного отделения размещен ракетный отсек, размеры которого равны или больше соответствующих размеров между указанными ограждающими стенками моторно-трансмиссионного отделения преимущественно для положения лежа с ориентацией ее вдоль корпуса машины, при этом часть указанного корпуса над моторно-трансмиссионным отделением выполнена в виде конуса, вокруг которого установлена вращающаяся часть башни и крыша которого над рабочими местами экипажа выполнена вращающейся, а нижняя часть башни закрыта выступающим вперед за очертания башни горизонтальным листом, прикрывающим ракетный отсек сверху, в котором ракеты установлены в съемной кассете в трубчатых направляющих, причем по периметру кассеты размещены ракеты с малым взрывным воздействием, не вызывающим разрушение направляющих, а ракеты с более мощным взрывным воздействием размещены в глубине кассеты преимущественно под прикрытием носовой части башни, при этом между направляющими трубами кассеты размещены негорючие (пламегасящие) вещества. Зарядные магазины для вынесенного пушечного вооружения выполнены преимущественно двухрядными и расположены в продольной плоскости ствола пушки снизу параллельно боковым стенкам башни.

Изобретение иллюстрируется чертежами.

На фиг. 1 изображен продольный разрез А-А фиг. 2; на фиг. 2 - вид сверху; на фиг. 3 - разрез Б-Б фиг. 1; на фиг. 4 - сечение В-В фиг. 1; на фиг. 5 - сечение Г-Г фиг. 3.

Боевая универсальная машина состоит из корпуса 1, разделенного наклонными листами 2 на отсеки: ракетный 3, моторно-трансмиссионное отделение 4 и десантный 5, нижняя часть которого 6 может быть в виде, например, топливного бака. Ракетный отсек расположенный между наклонным бронелистом 7 и параллельно располагаемым ему листом 2. Ракеты 8 располагаются в трубчатых направляющих 9, закрепленных в съемной кассете 10. Над моторно-трансмиссионным отделением 4 располагается башня 11 с вынесенным пушечным вооружением 12 и зарядным магазином 13. Башня вращается вокруг неподвижного конуса 14 или близкого к нему тела вращения, конструктивно являющегося частью корпуса, входящего в объем башни, что позволяет разместить экипаж неподвижно корпуса машины; вывести забор воздуха наверх и выхлоп газов двигателя, и увеличить тем самым глубину преодолеваемых бродов без подготовки до 2 м и более. На конусе закреплена крышка 15 с необходимыми люками для экипажа: водителя 16, командира и наводчика 17. Нижняя часть башни закрыта выступающим впереди за очертания башни горизонтальным листом 18, прикрывающий ракетный отсек сверху. Боевая машина снабжена ходовой частью 19. Зарядный магазин 13 может быть двухрядным для размещения унитарных патронов 20 и регулятора подачи 21. При необходимости в кормовой части башни может быть размещена, например, складывающая антенна радиолокатора 22. Десантное отделение 5 снабжено откидными крышками с амбразурами 23. При наличии специально устанавливаемой системы отвода выхлопных газов 24, последняя устанавливается ниже уровня откидных крышек, что позволяет десантникам на ходу покидать машину, предварительно накапливаясь на откидном листе системы.

Работает конструкция следующим образом.

Для увеличения огневой мощи в машине размещен ракетный отсек, что позволяет продублировать пушечное вооружение в случае выхода из строя пушки; вынести их и разнести побортно, используя их для увеличения защиты башни от поражения сбоку, так как пушки с зарядным магазином выполняют и роль разнесенной брони. Кстати, установка двух пушек, это тоже дублирование огневой мощи, так как огонь можно вести и с одной пушки. Побортная установка пушек позволяет по углу места цели вести огонь от "-15" до "-15", охватывая дугу в 210o. При наличии двухрядного зарядного барабана огонь вести можно двумя типами боеприпасов, например, стреловидными по танкам и осколочными по воздушным целям; в качестве кумулятивных могут быть использованы ПТУР"ы ракетного отсека. Набор ракет в кассете может состоять из ракет малого калибра, располагаемых преимущественно по периметру кассеты (дымовые, НУРС"ы, гиперзвуковые со стреловидным сердечником) и ракет большого калибра (ПТУР, кассетные для минирования, ракеты фугасного воздействия с мощными зарядами до 50 - 100 кг), располагаемых в центре под прикрытием носовой части башни. Габариты кассеты не позволяют применять ракеты длиной более 2 м, что налагает ограничение, особенно у тяжелых ракет на дальность полета, ограничивая ее известным принципом основного танка "вижу и стреляю", т.е. расстоянием 5 - 6 км. Для ведения огня этими типами ракет башню необходимо развернуть на 90o, при ведении огня ракетами малой мощности необходимо откинуть горизонтальный лист 18, а если он выполнен как единое целое с башней, также развернуть башню на необходимый угол, освобождая сверху необходимый сектор кассеты. Пуск ракеты целесообразно, в первую очередь, осуществлять из секторов кассеты наиболее подверженной поражению при обстреле противотанковыми средствами. Наличие на вооружении машин гиперзвуковых ракет (эквивалент пушечного выстрела со стреловидным элементом кинетического воздействия) и ракета с мощными фугасными зарядами (эквивалент пушечного выстрела с фугасным снарядом) позволяет отказаться от установки мощной пушки калибром 120 - 140 и заменить ее универсальной ракетно-пушечной системой малого калибра 30 - 57 мм. Наклонный передний бронелист и наклонные трубчатые направляющие в совокупности усиливают защиту моторно-трансмиссионного отделения спереди, создавая эффект разнесенной брони. Поэтапное расположение десантников и груза, защищающего их снизу от противоднищевых мин и радиации на грунте, целесообразно. Благодаря наклону заднего листа ограждения моторно-трансмиссионного отделения в нос, длина верхней части десантного отделения становится достаточной для размещения десантников лежа с ориентацией их огневых средств в корму, что обеспечивает надежную защиту задней части машины при прохождении окопов, когда вероятен обстрел из ручного средства поражения. Две зоны опирания башни (внизу и в районе неподвижной крышки) позволяет вести огонь из пушек залпом, не опасаясь последствий отдачи, например, раскалывания опорных шаров. При замене блока "мотор-трансмиссия" предварительно удаляется кассета с ракетами, на ее место перемещается блок и затем через верх теми же подъемными средствами удаляются. Выем мотора может быть и через верхнюю часть огражденного башней объема или путем опускания вниз, при выполнении нижнего листа съемным. При объединении пушечной системы с системой пуска гиперзвуковых ракет (при их расположении параллельно стволам и совместном качании) фактически, получается зенитно-пушечный ракетный комплекс, который позволяет совместно или раздельно вести огонь как по воздушным, так и наземным целям. Оснащение машины бортовым ограждением с кессонами позволяет сделать ее плавающей.

В заключении следует отметить, что только комплексный подход к созданию машины, увеличивающей одновременно огневую мощь (особенно, по доставке мощных фугасов, позволяющих решать дополнительные боевые задачи, как: уничтожение мостов, ж/д станций, кораблей в прибрежной зоне и т.п.); проходимость (особенно, преодоление протяженных водных преград); бронезащиту (особенно, моторно-трансмиссионного отделения и экипажа со всех направлений), позволяет создать сбалансированную по массе конструкцию, заменяющую в новом качестве ряд отдельно существующих типов машин (БМП, танки, понтоны, ЗСУ, машины залпового огня ближнего действия).

Класс B62D39/00 Кузова транспортных средств, не отнесенные к другим группам

центральный редуктор колесного транспортного средства -  патент 2392159 (20.06.2010)
механизмы колесного транспортного средства -  патент 2342275 (27.12.2008)
колесное транспортное средство -  патент 2291808 (20.01.2007)
способ изменения аэродинамического сопротивления при движении транспортного средства в воздушной среде и устройство для его осуществления -  патент 2281884 (20.08.2006)
корпус гусеничного транспортного средства (варианты) -  патент 2235659 (10.09.2004)
трансформируемый посадочный макет интерьера автомобиля -  патент 2207633 (27.06.2003)
устройство для размещения индивидуального транспортного средства с человеком за рулем автомобиля -  патент 2179938 (27.02.2002)
бимодульный бимобиль -  патент 2133207 (20.07.1999)
бимодульный мономобиль для перевозки пассажиров и грузов -  патент 2108256 (10.04.1998)
модернизируемый автомобиль -  патент 2090426 (20.09.1997)

Класс B62D55/00 Транспортные средства на гусеничном ходу

Наверх