уплотнение вала электрической машины

Классы МПК:H02K5/124 уплотнение вала
H02K15/12 пропитка, нагрев или сушка обмоток, статоров, роторов или электрических машин в целом 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Сорокин Леонид Юрьевич
Приоритеты:
подача заявки:
1994-12-02
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения уплотнений валов электрической машины. Уплотнение вала состоит из размещенного на валу 3 неподвижного элемента 1 и подвижного элемента 2, поджатого к неподвижному посредством пружины 7 и зафиксированного от проворота штифтом 8. Внутри электрической машины размещен диск 10, закрепленный на сферическом штифте 11 и поджатый пружиной 12 на угол, меньший 90o, к горизонтальной оси. Изобретение обеспечивает повышение надежности уплотнения вала за счет дополнительного "подпора" жидкости диском, что позволяет избежать "сухого" трения при пуске электрической машины. После ее останова диск 10 препятствует "оттоку" жидкости из области трения. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Уплотнение вала электрической машины, состоящее из размещенного на валу неподвижного элемента, подвижного элемента, поджатого к неподвижному посредством пружин и зафиксированного от проворота штифтом, отличающееся тем, что внутри электрической машины на валу размещен диск, закрепленный на сферическом штифте и поджатый пружиной на угол, меньший 90o, к горизонтальной оси.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается уплотнений вала электрических машин.

Известно торцовое уплотнение, содержащее подвижное и неподвижное кольца, перемещение ограничено резиновым кольцом. В осевом направлении подвижное кольцо поджато к неподвижному кольцу пружинами (см. книгу "Уплотнение и уплотнительная техника" под ред. А.И. Голубева и Л.А. Кондакова, г. Москва, 1985 г., стр. 288, рис. 9.1).

Наиболее близкой к заявляемой, взятой за прототип является электрическая машина с жидкостным охлаждением, содержащая статор, ротор, торцовое уплотнение вала, состоящее из размещенного на валу подвижного элемента, неподвижного элемента, поджатого к подвижному посредством пружин и зафиксированного от проворота штифтом (см. а.с. N 1403241, H 02 K 5/124, 1988 г.).

Недостаток известных конструкций состоит в том, что между неподвижным и подвижным элементами уплотнения при пуске возможны "протечки" из-за "сухого" трения между трущимися элементами.

Задача изобретения состоит в повышении надежности уплотнения вала электрической машины при пуске.

Поставленная задача достигается за счет того, что внутри электрической машины на валу размещен диск, закрепленный на сферическом штифте и поджатый пружиной на угол, меньший 90o, к горизонтальной оси.

Изобретательский уровень обеспечен за счет того, что взаимодействие между собой признаков новой совокупности позволяет получить новое свойство, выраженное в обеспечении герметичности уплотнения при пуске электрической машины.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображено уплотнение вала электрической машины.

Уплотнение вала электрической машины состоит из неподвижного элемента, выполненного в виде упора 1, и подвижного элемента - втулки 2.

Упор 1 установлен на валу 3, герметизирован кольцом 4 и зафиксирован от осевого перемещения и проворота коническим винтом 5.

Втулка 2 установлена герметично в корпусе уплотнения 6 и поджата к упору 1 пружиной 7, а от проворота зафиксирована штифтом 8.

Внутри электрической машины, заполненной жидкостью 9, установлен диск 10. Диск 10 закреплен на сферическом штифте 11 под углом уплотнение вала электрической машины, патент № 2124797 меньше 90o к горизонтальной оси посредством пружины 12, установленной в валу 3. Диск 10 имеет возможность вращаться на сферическом штифте 11 от угла уплотнение вала электрической машины, патент № 2124797 до угла уплотнение вала электрической машины, патент № 2124797 = 90o (положение диска 10 показано пунктиром), сжимая пружину 12.

При пуске электрической машины вал 3 приходит во вращение и на диск 10 начинает действовать центробежная сила F. При разложении центробежной силы на составляющие : горизонтальную F1 и вертикальную F2 горизонтальная составляющая F1 вызовет перемещение диска 10 из положения с углом уплотнение вала электрической машины, патент № 2124797 к горизонтальной оси до угла уплотнение вала электрической машины, патент № 2124797 = 90o. Перемещение диска 10 вызовет дополнительный "подпор" жидкости 9 при пуске и позволит избежать "сухого" трения между упором 1 и втулкой 2 (дополнительная подача жидкости 9 показана стрелами) за счет уменьшения объема образованного точками абвг - соответствует положению диска 10 при угле, равном уплотнение вала электрической машины, патент № 2124797, и точками бвде - соответствует положению диска 10 при угле, равном уплотнение вала электрической машины, патент № 2124797 = 90o.

При остановке электрической машины "оттока" жидкости 9 из области трения в уплотнении между упором 1 и втулкой 2 из-за возвращения диска 10 в первоначальное положение не происходит благодаря силам инерции, которые действуют на жидкость 9, захваченную торцовыми поверхностями упора 1 при вращении вала 3.

Класс H02K5/124 уплотнение вала

протектор для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя -  патент 2520128 (20.06.2014)
электропривод -  патент 2442268 (10.02.2012)

устройство для защиты насосной системы и насосная система, включающая такое устройство -  патент 2331798 (20.08.2008)
уплотнение вала электрической машины -  патент 2314623 (10.01.2008)
устройство для уплотнения вала статора турбогенераторов -  патент 2307439 (27.09.2007)
устройство охлаждения и защиты от твердых частиц торцевого уплотнения погружного электродвигателя -  патент 2296244 (27.03.2007)
устройство для уплотнения вала ротора скважинных приборов -  патент 2291543 (10.01.2007)
электрическая машина -  патент 2251778 (10.05.2005)
торцовое уплотнение вала ротора электрической машины (варианты) -  патент 2235403 (27.08.2004)
электрическая машина -  патент 2173925 (20.09.2001)

Класс H02K15/12 пропитка, нагрев или сушка обмоток, статоров, роторов или электрических машин в целом 

селективный способ сушки увлажненной или пропитанной изоляции обмоток якоря тяговых электрических машин инфракрасным излучением и устройство для его реализации -  патент 2525296 (10.08.2014)
способ определения коэффициента пропитки отверждаемым полимерным составом обмоток электрических машин -  патент 2521439 (27.06.2014)
способ контроля отверждения пропитанной изоляции обмоток электротехнических изделий -  патент 2516276 (20.05.2014)
способ струйной пропитки обмоток электрических машин -  патент 2516243 (20.05.2014)
спектрально-осциллирующий способ пропитки изоляции лобовых частей обмоток вращающихся электрических машин и устройство для его реализации -  патент 2515267 (10.05.2014)
способ определения коэффициента пропитки обмоток электрических машин -  патент 2510771 (10.04.2014)
способ пропитки обмоток электрических машин -  патент 2510564 (27.03.2014)
способ струйно-капельной пропитки обмоток электротехнических изделий -  патент 2510563 (27.03.2014)
способ изготовления обмоток электрических машин -  патент 2510119 (20.03.2014)
способ изготовления изоляции обмоток электрических машин -  патент 2504069 (10.01.2014)
Наверх