легковой веломобиль, приводимый в движение мускульной силой ног, спины, рук, весом водителя и груза

Классы МПК:B62M1/04 с возвратно-поступательно движущимися рычагами, например ножными
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Клыков Сергей Васильевич
Приоритеты:
подача заявки:
1996-10-04
публикация патента:

Веломобиль предназначен для передвижения, используя мускульную силу человека. Рычаги веломобиля выполнены с педальными платформами по всей длине для возможности перемещения по ней водителя. Они соединены с коромыслом через шатуны и задними концами через втулку - с осью задних ведущих колес и с планетарной передачей. В результате повышается КПД использования веломобиля. 12 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12

Формула изобретения

Легковой веломобиль, содержащий переднее ведомое колесо, руль для его управления, раму с двумя задними ведущими колесами, расположенными жестко на одной оси, правый и левый приводные рычаги и привод, отличающийся тем, что каждый из приводных рычагов выполнен с педальной платформой по всей длине для возможности перемещения по ней водителя, соединен с коромыслом через соответствующий шатун и задним концом через первую втулку соединен с осью задних ведущих колес, при этом на оси задних ведущих колес через вторую втулку и вкладыши расположена подвижная коронная шестерня, являющаяся одновременно корпусом передачи и выполненная с наружными косыми зубьями и внутренними прямыми зубьями, которыми она соединена с четырьмя сателлитами через малую шестерню, а большой шестерней указанные сателлиты соединена через четыре промежуточных сателлита с солнечной шестерней, установленной на шлицах оси задних ведущих колес, на заднем конце рычагов закреплены подпружиненные собачки, входящие в одностороннее зацепление с наружными косыми зубьями коронной шестерни, оси всех сателлитов по концам осей имеют утопленные шарики, опирающиеся и скользящие в корпусе передачи.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для приведения в действие транспортных средств мускульной силой человека, например веломобилям, велосипедам.

Известна конструкция велосипеда [1], имеющего переднее колесо, седло, правый и левый приводные рычаги с педалями на одном конце рычагов и устройство приведения в действие, выполненное в виде одной кинематической цепи, имеющей обгонные муфты, ведущие элементы которых соединены с приводными рычагами, а общий ведомый элемент обгонных муфт выполнен за одно целое с частью водила, на котором жестко закреплена ведущая шестерня и через нее, установленную на оси, жестко связанной с корпусом, соединена с корончатым зубчатым колесом, связанным с зубчатым трехвенцовым сателлитом, установленным на оси, закрепленной на водиле, при этом все венцы сателлита выполнены с возможностью зацепления с ведомыми шестернями передач крутящего момента и размещены на ведущей втулке, являющейся одновременно ведущим элементом обгонной муфты, ведомым элементом которой является ступица приводного колеса, причем в продольном пазу ведущей втулки расположен механизм вытяжной шпонки, соединенный с механизм переключения скоростей, установленным на руле транспортного средства.

Недостатки этой конструкции заключаются в том, что в этом изобретении предпринята попытка заменить тремя передачами естественную способность человека изменять в широком диапазоне количество оборотов, силу тяги и скорость; несоответствие заявленному количества оборотов при полном цикле педалирования; высокий касательно-осевой распор шестерен.

Наиболее близким к предлагаемому является веломобиль, содержащий ведущие и ведомые колеса, рулевое управление с упором для рук, упоры для ног, сиденье с рычажным механизмом преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное с приводом к ведущему колесу, отличающееся тем, что с целью повышения КПД путем бесступенчатого изменения крутящего момента при непрерывном вращении ведущих колес его привод выполнен в виде двух симметрично расположенных шарикоподшипниковых винтовых пар, связанных с полуосями ведущих колес, каждая из которых имеет многозаходную резьбу с двумя приводными гайками, на которых установлена каретка с возможностью ее осевого и вращательного перемещения относительно гаек [2].

Недостатком прототипа являются потеря до 50% КПД из-за диагонального разложения сил у рычагов на составляющие. Потери КПД из-за вращения, основанного на трении, каретки об ось ведущих колес. Постоянные качания головы водителя до 40%, что мешает обзору дороги и не является естественным для человека. Отсутствие заявленного бесступенчатого изменения крутящего момента.

Целью данного изобретения является: предельно полное использование веса водителя, груза и мускульной силы рук, ног, спины превращением их в тяговую силу в естественном для человека комплексе, доступном людям любой комплекции и возрастных изменений; изготовление по условиям заказчика привода с любым передаточным числом, повышенным КПД и прочностью механизма с распределением основного трения на детали, находящиеся в масляной ванне с принудительной подачей смазки; плавное изменение амплитуды вертикального возвратно-поступательного движения ног, связанные с изменением силы тяги при стабильной скорости машины для энергосбережения; полное снятие нагрузок с рамы и переднего колеса для повышения проходимости машины и исключения зарывания переднего колеса; исключение низкоэффективной зоны в активном цикле педалирования и создание чистой пары сил при передаче крутящего момента на ведущие колеса; компактная парковка и хранение.

Поставленная цель достигается полностью тем, что в легковом веломобиле, включающем переднее колесо, руль для его управления, раму с двумя задними ведущими колесами, расположенными жестко на одной оси, правый и левый приводные рычаги и привод отличаются от аналогов и прототипа тем, что рычаги выполнены по всей длине как педали, дающие водителю возможность перемещения по ним с целью плавного изменения амплитуды и скорости вертикального возвратно-поступательного движения ног, силы тяги, при стабильной скорости веломибля с воздействием через рычаги на зубья подвижной коронной шестерни, расположенной на оси колеса и одновременно являющейся корпусом передачи, приводимой в действие внутренними зубьями коронной шестерни и содержащей не имеющих закрепленных осей четыре сателлита, четыре промежуточных сателлита, ведомую солнечную шестерню, установленную на шлицах оси колес, работой привода в жидкой масляной ванне с принудительной подачей смазки, перевозкой бытового груза, закрепленного сзади на водителе не выше верха тазовых костей, что соответствует критерию "новизна".

На фиг. 1 представлен легковой веломобиль, общий вид; на фиг. 2 - передача привода на ведущую ось; на фиг. 3 - каркас педали-рычага; на фиг. 4 - соединение рычагов-педалей через шатуны с коромыслом и ограничителем хода; на фиг. 5 - взаимодействие коронной шестерни с собачкой и сателлитом; на фиг. 6 - схема взаимодействия тормозной колодки с осевой тормозной шайбой; на фиг. 7 - картер, вид спереди места вхождения рычагов и крепления рамы; на фиг. 8 - складывающийся узел руля; на фиг. 9 и 10 - эргономические схемы заявляемого изобретения; на фиг. 11 - схема передачи момента на колеса; на фиг. 12 - общий вид сбоку в сложенном парковочном положении.

Легковой веломобиль содержит переднее ведомое колесо 1, раму 2 с двумя задними ведущими колесами 3, расположенными жестко на одной оси 4, соединенной с рамой 2 через картер 5 сваркой, и подшипники-втулки 6, руль 7, ручной тормоз 8. Приводные рычаги 9 левый и правый, каждый из которых по всей длине имеет педальную платформу 10, в середине соединен шатуном 11 через коромысло 12 и задним концом через втулки соединен с осью задних колес 4. На заднем конце рычагов с заданным плечевым соотношением шарнирно крепятся четыре подпружиненные собачки 13, входящие в одностороннее зацепление с наружными косыми зубьями коронной шестерни 14, которая через втулку и вкладыши расположена на общей оси задних ведущих колес 4. Коронная шестерня 14 соединена внутренними прямыми зубьями с четырьмя сателлитами 15 через малую шестерню каждого сателлита. Сателлиты 15 большой шестерней через зубья соединены с четырьмя промежуточными сателлитами 16. Промежуточные сателлиты 16 соединены прямыми зубьями с солнечной шестерней 17, связанной с осью 4 шлицевым соединением. Привод закрыт картером 5, в который заливается смесь нигрола с солидолом до соприкосновения с сателлитом-шестерней 15. Все стеллиты по концам осей имеют подшипниковый шарик 18 и через шарики и зубья упираются и скользят в коронной шестерне 14, являющейся корпусом передачи. Собранный на боку узел передачи монтируется через смотровой люк 19 картера, по краям надеваются на ось 4 рычаги с педальными платформами 9 и с боков зажимаются посаженными на шплинты втулками 20. Картер 5 крепится на ось 4 через подшипники с сальниками. Между задними колесами и картером на оси 4 крепятся жестко тормозные шайбы 21, затягиваемые колодкой с накладкой 22, закрепленными на картере через тросик-тормоз 8. Передняя и боковые панели картера выполняются более прочными. Устойчивое вертикальное парковочное положение обеспечивается за счет закрепленных на картере надкрыльев 23. Руль крепится шарнирным болтом 24 и съемным болтом 25. Смотровой люк крепится через прокладки болтами в передней верхней половине картера.

Легковой веломобиль работает следующим образом.

Надевая на бедра пояс с сумкой, в которой находится бытовой груз, закрепленный сзади на водителе не выше верха тазовых костей, водитель включает его вес в свой собственный. Такое положение груза не вызывает заносов водителя при поворотах корпуса и обзоре дорожных условий. Вставая на передний конец педальной платформы 10 с вхождением в руль, водитель передает максимальную силу тяги, проигрывая в физиологической способности человека максимально быстро совершать вертикальные возвратно-поступательные движения ног из-за большой амплитуды и больших энергозатрат. Поэтому педалирование в передней части педалей соответствует началу движения и подъему в гору. На дорогах с небольшим уклоном водитель отходит назад, чему соответствует инерционное воздействие на него и длина платформ-педалей - 0,8 м. Находясь в конце педальной платформы водитель физиологически способен многократно скорость возвратно-поступательное движение, сохраняя амплитуду их движений полностью, что соответствует высокой скорости веломобиля, при этом проигрывая в прилагаемой силе из-за уменьшения длины приложения ее к рычагу. Эта сила тяги через подпружиненные одноходовые собачки 13 передается на наружные косые зубья коронной шестерни 14. Коронная шестерня 14 внутренними зубьями вращает четыре сателлита 15 через малую шестерню, а большой шестерней указанные сателлиты вращают четыре промежуточных сателлита 16, в свою очередь вращающих солнечную шестерню 17, вращающую через шлицы заднюю ось и жестко насажанные на нее колеса. Легковой веломобиль движется. Сателлиты 15 и 16 образуют заторможенное звено планетарной передачи исключая прокручивание собственным противоположным вращением. Вся передача, вращаясь вокруг задней оси, сателлитами коронной шестерни 15 захватывает в картере смазку и, поднимаясь, распространяет ее на все трущиеся части привода. Педали поднимают друг друга через шатуны 11 коромыслом 12 с ограничителем. Руль складывается в шарнире 24 путем вынимания болта 25.

Литература

1. Патент России N 2003573 C1, B 62 M 1/04, 1991.

2. Патент России N 1745609 A1, B 62 M 1/20, 1992.

Класс B62M1/04 с возвратно-поступательно движущимися рычагами, например ножными

Наверх