судоподъемный понтон

Классы МПК:B63C7/04 с использованием понтонов или подобных устройств 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Разумеенко Юрий Васильевич
Приоритеты:
подача заявки:
1994-11-18
публикация патента:

Изобретение относится к судоподъему и касается конструирования судоподъемных понтонов. Сущность изобретения: у понтона, содержащего корпус, разделенный на водонепроницаемые балластные отсеки, клюзы для судоподъемных стропов, желобковое стропоукорачивающее устройство, клапаны продувки и вентиляции балластных отсеков, нижние горловины с приводами, аппендиксы и воздушный ящик, корпус понтона имеет верхнюю и нижнюю две части. Верхняя часть выполнена в виде одной или нескольких вертикальных колонн, спрофилированных по форме вертикальных призм и/или цилиндров с высотой h1, составляющей (1,1 - 1,2) судоподъемный понтон, патент № 2123958 hв, где hв - расчетная высота волн 3% обеспеченности. Верхняя часть жестко прикреплена основанием или основаниями к нижней части, выполненной в виде погруженого объемного, вытянутого в горизонтальной плоскости тела типа плашкоута, образующего пассивно-активный демпфер. Объем этого демпфера V2 = (1,80 - 2,20)судоподъемный понтон, патент № 2123958V1 м3, где V1 - погруженный суммарный объем верхней части понтона, м3, равный 0,5судоподъемный понтон, патент № 2123958h1судоподъемный понтон, патент № 2123958S1, где S1 - суммарная площадь горизонтальных сечений верхней части. Высота пассивно-активного демпфера h2 = (0,10 - 0,15)судоподъемный понтон, патент № 2123958h1, м3. Сумма собственной массы и грузоподъемности понтона mгп+mсп= судоподъемный понтон, патент № 2123958(V1+V2), т, где судоподъемный понтон, патент № 2123958 - плотность воды, т/м3. Воздушный ящик может располагаться в верхней части колонн. Кранцевое устройство может крепиться на уровне горизонтального сечения наибольшей площади по периметру погруженного пассивно-активного демпфера. Технический результат реализации изобретения состоит в расширении диапазона функциональных возможностей понтона при обеспечении надежности эксплуатации в условиях волнения до 5-6 баллов. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Судоподъемный понтон, содержащий корпус, разделенный на водонепроницаемые балластные отсеки, клюзы для судоподъемных стропов, желобковое стропоукорачивающее устройство, клапаны продувки и вентиляции балластных отсеков, нижние горловины с приводами, аппендиксы и воздушный ящик, отличающийся тем, что его корпус выполнен из двух частей: верхней и нижней, при этом верхняя часть выполнена в виде одной или нескольких вертикальных колонн, спрофилированных по форме вытянутых по вертикали призм и/или цилиндров с высотой h1, составляющей (1,1 - 1,2)hв, где hв - расчетная высота волн 3%-ной обеспеченности, и эта верхняя часть жестко прикреплена основанием или основаниями к нижней части понтона, выполненной в виде погруженного объемного вытянутого в горизонтальной плоскости тела типа плашкоута, образующего пассивно-активный демпфер, габариты которого определены следующими соотношениями

V2 = (1,8 - 2,2) судоподъемный понтон, патент № 2123958 V1, м3,

h2 = (0,10 - 0,15) судоподъемный понтон, патент № 2123958 h1, м,

mгп + mсп = судоподъемный понтон, патент № 2123958(V1 + V2),

где V1 - погруженный суммарный объем верхней части понтона, м3, равный 0,5 судоподъемный понтон, патент № 2123958 h1 судоподъемный понтон, патент № 2123958 S1, где S1 - суммарная площадь горизонтальных сечений верхней части понтона;

V2 - объем пассивно-активного демпфера, м3;

h2 - высота пассивно-активного демпфера, м;

mсп - собственная масса судоподъемного понтона, т;

mгп - грузоподъемность судоподъемного понтона, т;

судоподъемный понтон, патент № 2123958 - плотность воды, т/м3.

2. Понтон по п. 1, отличающийся тем, что воздушный ящик расположен в верхней части колонн.

3. Понтон по п.1, отличающийся тем, что по периметру погруженного пассивно-активного демпфера на уровне горизонтального сечения наибольшей площади закреплено кранцевое устройство.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судоподъему и касается конструирования судоподъемных понтонов.

Известен судоподъемный понтон, содержащий корпус, разделенный на водонепроницаемые балластные отсеки, клюзы для судоподъемных стропов, желобковое стропоукорачивающее устройство, клапаны продувки и вентиляции балластных отсеков, нижние горловины с приводами, аппендиксы и воздушный ящик. (Фигичев А.И. и др. Аварийно-спасательные и судоподъемные средства. -Л.:Судостроение, с. 141 - 145).

Однако известный понтон обладает суженным диапазоном функциональных возможностей при его эксплуатации и малой надежностью последней при волнении до 5-6 баллов.

Технический результат от реализации изобретения заключается в расширении диапазона функциональных возможностей судоподъемного понтона при его эксплуатации и в обеспечении надежности последней в условиях волнения до 5-6 баллов.

Этот технический результат достигается тем, что у судоподъемного понтона, содержащего корпус, разделенный на водонепроницаемые отсеки, клюзы для судоподъемных стропов, желобковое стропоукорачивающее устройство, клапаны продувки и вентиляции балластных отсеков, нижние горловины с приводами, аппендиксы и воздушный ящик, вышеуказанный корпус выполнен из двух частей: верхней и нижней, при этом верхняя часть выполнена полупогруженной и спрофилирована по форме одной или нескольких вертикальных призм и/или цилиндров, вытянутых по вертикали, с высотой h1, составляющей (1,1 - 1,2) судоподъемный понтон, патент № 2123958 hв, где hв - расчетная высота волн 3%-ной обеспеченности, и эта верхняя часть жестко прикреплена основанием или основаниями к нижней части понтона, выполненной в виде погруженного объемного вытянутого в горизонтальной плоскости тела типа плашкоута, образующего пассивно-активный демпфер, габариты которого определены следующими соотношениями:

V2 = (1,8 - 2,2) судоподъемный понтон, патент № 2123958 V1, м3

h2 = (0,10 - 0,15) судоподъемный понтон, патент № 2123958 h1, м

mгп+mсп= судоподъемный понтон, патент № 2123958судоподъемный понтон, патент № 2123958(V1+V2),

где V1 - погруженный суммарный объем верхней части понтона, м3, равный 0,5 судоподъемный понтон, патент № 2123958 h1 судоподъемный понтон, патент № 2123958 S1; S1 - суммарная площадь горизонтальных сечений верхней части понтона;

V2 - объем пассивно-активного демпфера, м3;

h2 - высота пассивно-активного демпфера, м;

mсп - собственная масса судоподъемного понтона, т;

mгп - грузоподъемность судоподъемного понтона, т;

судоподъемный понтон, патент № 2123958 - плотность воды, т/м3.

Кроме того, у такого судоподъемного понтона целесообразно воздушный ящик располагать в верхней части колонн.

Кроме того, у такого судоподъемного понтона целесообразно по периметру погруженного пассивно-активного демпфера на уровне горизонтального сечения наибольшей площади закреплять кранцевое устройство.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 схематически показан судоподъемный понтон, в аксонометрической проекции; на фиг. 2 - то же, в продольном разрезе.

Корпус судоподъемного понтона состоит из полупогруженных вертикальных цилиндров 1 и пассивно-активного демпфера с корпусом в форме плашкоута 2. Цилиндры 1 своими нижними основаниями жестко закреплены при помощи разъемных соединений /например, фланцевых/ 3 к палубе 4 плашкоута 2. Корпус плашкоута 2 оборудован по периметру палубы 4 кранцевым устройством 5 и разделен поперечными водонепроницаемыми переборками 6 на балластные отсеки 7, которые свободно сообщаются с внутренними свободными объемами 8 цилиндров 1. Балластные отсеки 7 снабжены нижними горловинами с крышками 9, приводами 10 управления крышками нижних горловин, аппендиксами 11 для стравливания воздуха при всплытии понтона после продувания водяного балласта на поверхности и клюзами для судоподъемных стропов 12. На палубе плашкоута 4 расположено стропоукорачивающее устройство 13. В верхней части цилиндров 1 расположены воздушные ящики 14 с воздухопроводами 15, оснащенными клапанами продувания и вентиляции балластных отсеков в клапанных коробках 16. Воздушные ящики 14 отделены водонепроницаемыми диафрагмами 17 от балластных отсеков 7.

Существенное отличие описываемого понтона от известных заключается в том, что он имеет особую волностойкую форму, поглощающую волновые воздействия на него и обеспечивающую минимальную абсолютную вертикальную качку на волнении, а также размещение объемов воздушного ящика в верхней части колонн, а не в районе центра тяжести, как у существующих судоподъемных понтонов.

Положительный эффект от реализации предлагаемого технического решения заключается в том, что оно существенно /до 4-5 раз/ снижает динамические рывки в стропах при подъеме грузов на волнении и расширяет возможный диапазон судоподъемных работ до 5-6 баллов. Кроме того, размещение воздушного ящика в верхней части колонн существенно повышает устойчивость понтона в рабочем и транспортируемом положениях.

Кроме того, такое расположение воздушного ящика дает возможность автоматически учесть необходимость прикладывания большого усилия для подъема объекта с грунта (за счет так называемого отрывного сопротивления, потребное усилие подъема объекта может возрасти на 20% и более), чем для удержания его в подвешенном на судоподъемных стропах положении под водой после всплытия описываемого понтона с остропленным объектом на поверхность на расчетную ватерлинию. Экспериментальные исследования на масштабных моделях понтона, выполненные в опытовом бассейне, показали, что положительный эффект предлагаемого технического решения составляет 4 - 5-кратное снижение усилия рывка в подъемных стропах за счет соответствующего снижения качки понтона на волнении.

Описываемый понтон эксплуатируется следующим образом.

После проводки судоподъемных стропов через клюзы 12 понтона и закрепления их нижних концов на поднимаемом объекте понтон затапливается путем открытия клапанов вентиляции и нижних горловин балластных отсеков 7 и заполнения их водой.

После погружения понтона на заданную глубину к затонувшему объекту выбирается слабина судоподъемных стропов с использованием стропоукорачивающего устройства 13 и осуществляется подача сжатого воздуха через клапаны продувки в балластные отсеки 7 при открытых нижних горловинах и закрытых клапанах вентиляции. Понтон приобретает положительную плавучесть и через судоподъемные стропы передает соответствующее подъемное усилие на затонувший объект. В случае достаточности этого усилия понтон всплывает с остропленным объектом на поверхность. Объект при этом на стропах оказывается подвешенным к понтону на глубине H = 0,5h1 + lстр, где lстр - длина части стропа от верхнего клюза до палубы поднимаемого объекта. Балласт продувается так, чтобы понтон с подвешенным к нему объектом оказался погруженным по расчетную ватерлинию по середине колонны (воздушный ящик не продувается, а представляет собой постоянный плавучий объем, компенсирующий отрицательную плавучесть полностью забалластированного понтона в подводном положении).

Класс B63C7/04 с использованием понтонов или подобных устройств 

система для подъема затонувших судов -  патент 2518683 (10.06.2014)
система для подъема затонувших подводных лодок -  патент 2517387 (27.05.2014)
способ подъема, перемещения и монтажа объектов обустройства морских месторождений углеводородов в подводно-подледном положении -  патент 2479459 (20.04.2013)
мусинг судоподъемного понтона -  патент 2459740 (27.08.2012)
способ проводки судна по каналам и мелководным участкам внутренних водных путей и устройство для его осуществления -  патент 2446982 (10.04.2012)
способ подъема в условиях морского волнения объектов, расположенных на дне, и устройство для его осуществления -  патент 2424152 (20.07.2011)
морское грузовое судно для подъема, погрузки-выгрузки и транспортировки затонувших объектов в пункт приема -  патент 2377155 (27.12.2009)
судоподъемный понтон -  патент 2330777 (10.08.2008)
устройство для подъема затонувшего объекта -  патент 2301759 (27.06.2007)
устройство для подъема затонувшего объекта -  патент 2288131 (27.11.2006)
Наверх