механизм привода вала отбора мощности мобильных энергетических средств

Классы МПК:B60K17/28 отличающиеся устройством, расположением или типом механизма отбора мощности 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Воронежский государственный аграрный университет им.К.Д.Глинки
Приоритеты:
подача заявки:
1996-12-05
публикация патента:

Механизм привода вала отбора мощности мобильного энергетического средства, содержащий трубчатые элементы, расположенные один в другом и выполненные с диаметрально расположенными сквозными отверстиями, и упруго-демпфирующие элементы, размещенные в указанных отверстиях между трубчатыми элементами, при этом внутренний трубчатый элемент выполнен в виде ведущей и ведомой частей, жестко закрепленных на ступицах, связанных соответственно с ведущим и выходным валом отбора мощности. Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, состоит в снижении амплитуды колебаний крутящего момента. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Механизм привода вала отбора мощности мобильного энергетического средства, содержащий трубчатые элементы, расположенные один в другом и выполненные с диаметрально расположенными сквозными отверстиями, и упругодемпфирующие элементы, размещенные в указанных отверстиях меду трубчатыми элементами, отличающийся тем, что внутренний трубчатый элемент выполнен в виде ведущей и ведомой частей, жестко закрепленных на ступицах, связанных соответственно с ведущим и выходным валом отбора мощности.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам привода вала отбора мощности тракторов и аналогичных машин.

Известен механизм привода вала отбора мощности (ВОМ) сельскохозяйственного трактора [1], на котором установлена ведомая шестерня, кинематически связана с двигателем.

Недостатком данной конструкции является то, что при работе с таким ВОМ амплитуды колебаний нагрузок, передаваемых от привода сельскохозяйственной машины через жесткие приводы на двигатель, значительно снижают загрузку трактора и ухудшают технологические показатели работы с.-х. машин. Это приводит к снижению долговечности и производительности машинно-тракторного агрегата (МТА), а также повышает расход топлива.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату конструкцией является привод ведущего колеса транспортного средства [2], состоящий из двух трубчатых элементов, которые подвижны один в другом и имеют диаметрально противоположенные сквозные отверстия прямоугольной формы, в которые вставлены пакеты упругих элементов в виде скобообразных пружин.

Недостатком данной конструкции является то, что из-за малого угла закрутки в режиме упругой деформации привод воспринимает спектр колебаний крутящих моментов не полностью, а лишь частично. Это незначительно повышает эксплуатационные свойства МТА.

Изобретение решает задачу повышения производительности и улучшения топливной экономичности МТА за счет снижения амплитуд колебаний крутящих моментов со стороны с.-х. машины.

Это достигается тем, что в механизме ВОМ с.-х. трактора, содержащем внутренние (ведущий и ведомый) и наружный (промежуточный) трубчатые элементы, ведущий, ведомый и промежуточный трубчатый элемент имеют диаметрально противоположенные сквозные отверстия, в которые установлены упругие элементы в виде скобообразных пружин, имеющие внутри дополнительные пружины с привулканизированными на них резиновыми элементами. Ведущий и ведомый трубчатые элементы соединены со ступицами, одна из которых, соответственно, кинематически связана с двигателем, а другая с ведущим валом отбора мощности.

Общим признаком прототипа и заявляемой конструкции привода являются внешний трубчатый элемент и упругие элементы в виде скобообразных пружин, повернутых относительно друг друга и взаимодействующих опорными концами с опорными поверхностями трубчатых элементов.

Отличие заявляемой конструкции от прототипа состоит в том, что для увеличения угла закрутки упруго-демпфирующего привода ВОМа с целью гашения всего спектра колебаний крутящих моментов, привод имеет два внутренних (ведущий и ведомый) трубчатых элемента.

На фиг. 1 - привод ВОМ мобильного энергетического средства, общий вид, разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Механизм привода вала отбора мощности содержит ступицу 1, связанную с ведущим валом ВОМ, и ступицу 2, связанную с выходным валом ВОМ, при этом на ступицах 1 и 2 жестко закреплены ведущий и ведомый трубчатые элементы 4 и 4", установленные подвижно в промежуточном трубчатом элементе 3 и имеющие диаметрально противоположные сквозные отверстия 5, 6 и 7, 8 прямоугольной формы, в которых установлены упругие элементы в виде скобообразных пружин 9, повернутых относительно друг друга и взаимодействующих опорными концами 10 с сопрягаемыми поверхностями отверстий 5, 6 трубчатых элементов 3, 4 и 3, 4". Кольцевой частью скобообразные пружины 9 сопрягаются с отверстиями 8 трубчатых элементов 4 и 4" и удерживаются от выпадения кольцами 11, напрессованными в канавки 12 выполненные на внешней поверхности промежуточного трубчатого элемента 3.

Внутри скобообразных пружин 9 установлены дополнительные пружины 14, внутри которых привулканизированы резиновые элементы 13.

Привод вала отбора мощности работает следующим образом. При приложении крутящего момента в прямом и обратном направлениях ступица 1 поворачивается на определенный угол относительно ступицы 2, а промежуточный трубчатый элемент 3 в зависимости от жесткости пружин, установленных в ведущем и ведомом трубчатых элементах, занимает промежуточное положение относительно ступиц 1 и 2. При этом отверстия 6 трубчатого элемента 4 воздействует на опорные концы 10 скобообразных пружин 9, установленных в ведущем трубчатом элементе, что приводит к сжатию их кольцевой части, а также сжатию дополнительных пружин 14 с резиновыми элементами 13. Одновременно с этим промежуточный трубчатый элемент 3 также воздействует на опорные концы 10 скобообразных пружин, установленных в ведомом трубчатом элементе и сжимающихся вышеописанным способом, что приводит к повышению демпфирующих качеств и увеличению угла закрутки и нелинейности характеристики привода.

При возникновении колебаний внешних воздействий, действующих на рабочие органы с. -х. машины, колебания нагрузок передаются карданному валу и валу отбора мощности трактора, а затем гасятся за счет упруго-демпфирующих свойств упругих элементов 9, 13 и 14, повышая коэффициент загрузки двигателя тракторов, улучшая технологические и топливно-экономические показатели машинно-тракторного агрегата.

Источники информации.

1. Тракторы Т-40М, Т-40АМН. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. /Под ред. К.Н.Виноградова. -Липецк, 1976, с. 104, рис. 40.

2. Авторское свидетельство СССР, N 1602770 A1, B 60 K 17/32, 1990.

Класс B60K17/28 отличающиеся устройством, расположением или типом механизма отбора мощности 

двухпоточный привод вала отбора мощности трактора -  патент 2506175 (10.02.2014)
система регулирования двигателя самоходной рабочей машины -  патент 2489274 (10.08.2013)
редуктор отбора мощности для силовой передачи -  патент 2486067 (27.06.2013)
самоходная сельскохозяйственная рабочая машина -  патент 2477038 (10.03.2013)
способ привода экструдера -  патент 2448890 (27.04.2012)
система полного привода -  патент 2446325 (27.03.2012)
электромеханическая трансмиссия транспортного средства -  патент 2412831 (27.02.2011)
устройство отбора мощности для транспортного средства -  патент 2411406 (10.02.2011)
способ и система для получения определенного передаточного отношения, а также держатель опоры -  патент 2381915 (20.02.2010)
трансмиссия полноприводного колесного транспортного средства -  патент 2333113 (10.09.2008)
Наверх