способ ремонта роликов

Классы МПК:B23K9/04 для иных целей, чем соединение, например с целью наплавки 
B23P6/02 поршней или цилиндров
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат",
Общество с ограниченной ответственностью "Научно- производственное предприятие "Валок"
Приоритеты:
подача заявки:
1998-02-24
публикация патента:

Изобретение может быть использовано при ремонте наплавкой изношенных шеек роликов машин непрерывного литья заготовок, роликов рольгангов станов горячей прокатки металлов и других деталей металлургического оборудования. Перед наплавкой подогревают шейку ролика и прилегающую к шейке часть бочки ролика на расстояние не менее 0,15 диаметра бочки ролика. Наплавку осуществляют на токе не более 400 А и скорости наплавки не менее 12 м/ч. Перед наплавкой подогрев производят до 300 - 350oC. После наплавки шейку и прилегающую часть бочки на расстоянии не менее 0,15 диаметра бочки подвергают термической обработке. Нагревают со скоростью не более 100oС/ч до температуры 450-500o. Выдерживают в течение 1,5 - 2 ч. Охлаждают со скоростью не более 80oC/ч до температуры 150oС, далее на воздухе. По указанным режимам можно производить термообработку в целом всего ролика. Обеспечивает качественную наплавку шеек роликов, предупреждает образование закаленной зоны в области перехода шейки в бочку ролика и уменьшает вероятность поломки во время эксплуатации. 3 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ ремонта роликов, включающий предварительный подогрев и наплавку шеек, отличающийся тем, что перед наплавкой дополнительно подогревают прилегающую к шейке часть бочки ролика на расстояние не менее 0,15 диаметра бочки ролика, а наплавку осуществляют на токе не более 400 А и скорости наплавки не менее 12 м/ч.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что подогрев производят до 300 - 350oC.

3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что после наплавки шейку и прилегающую к ней часть бочки ролика на расстоянии не менее 0,15 диаметра бочки ролика нагревают со скоростью не более 100oC/ч до температуры 450 - 500oC, выдерживают в течение 1,5 - 2 ч и охлаждают со скоростью не более 80oC/ч до температуры 150oC, далее на воздухе.

4. Способ по любому из пп.1 - 3, отличающийся тем, что термообработке подвергают весь ролик.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ремонта сваркой и может быть использовано при ремонте наплавкой изношенных шеек роликов машин непрерывного литья заготовок, роликов рольгангов станов горячей прокатки металлов и других деталей металлургического оборудования.

Известно, что цапфы и шейки валов оборудования изнашиваются и их приходится восстанавливать. Известен способ ремонта наплавкой деталей малого диаметра, при котором рекомендуется применять небольшие значения силы сварочного тока (Технология электрической сварки металлов и сплавов плавлением /Под ред. Б. Е. Патона. М.: Машиностроение, 1974 с. 731 - 732). Недостатком известного способа является невозможность его применения для наплавки шеек роликов, т.к. не определены условия нагрева при наплавке и предельные значения силы сварочного тока и скорости наплавки.

Наиболее близким к заявляемому является способ ремонта роликов, при котором производят подогрев шейки до температуры 250 - 300oC и осуществляют износостойкую наплавку шейки (Цеков В.И. Восстановление деталей металлургического оборудования. М.: Металлургия, 1977 г., с. 33 - 34). Недостатком известного технического решения являются частные поломки шеек в процессе эксплуатации роликов машин непрерывного литья заготовок. Поломка шеек происходит вследствие образования зоны с повышенной твердостью в области перехода шейки в бочку ролика.

Техническая задача изобретения - обеспечение качественной наплавки шеек роликов, предупреждающей образование закаленной зоны в области перехода шейки в бочку ролика и уменьшение вероятности поломки шейки во время эксплуатации ролика.

Поставленная задача достигается тем, что при ремонте роликов перед наплавкой подогревают не только саму шейку, но и прилегающую к шейке часть бочки ролика на расстояние не менее 0,15 диаметра бочки ролика, наплавку осуществляют на токе не более 400 А и скорости наплавки не менее 12 м/ч. Перед наплавкой подогрев производят до 300 - 350oC, а после наплавки шейку и прилегающую часть бочки на расстоянии не менее 0,15 диаметра бочки подвергают термической обработке: нагревают со скоростью не более 100oC до температуры 450 - 500oC, выдерживают в течение 1,5 - 2 часов и охлаждают со скоростью не более 80oC/ч до температуры 150oC, далее на воздухе. По указанным режимам можно производить термообработку не только шейки и прилегающей части бочки, а в целом всего ролика, что удобнее всего проводить в печи.

При наплавке закаливающихся сталей для предотвращения образования трещин применяют предварительный подогрев. При восстановлении шеек роликов, как правило, подогревают только сами шейки. В этом случае наплавленный металл в зоне перехода шейки в бочку ролика имеет усиленный теплоотвод в холодную массивную бочку. В результате в этом месте часто наблюдаются закалочные структуры типа мартенсита или троостита или уже после наплавки присутствуют трещины. Экспериментально установлено, что дополнительный подогрев части бочки ролика, прилегающей к шейке на расстояние не менее 0,15 диаметра бочки ролика, резко уменьшает теплоотвод в бочку ролика и тем самым предотвращает образование закалочных структур. Величина нагреваемой части бочки ролика связана с его диаметром, т.к. чем больше диаметр, тем более массивное изделие и тем выше будет температурный градиент. В этом случае, чем больше диаметр бочки, тем на большее расстояние от края необходимо производить подогрев.

Установлено, что при увеличении силы сварочного тока выше 400 А происходит резкое увеличение тепловложений и перегрев шейки ролика. В связи с тем, что чаще всего шейки роликов выполняют полыми, то перегрев приводит к деформации шейки и прогибу из-за собственной массы ролика. По тем же причинам ограничена минимальная скорость наплавки - не мене 12 м/ч. При наплавке на меньшей скорости резко увеличиваются тепловложения и наблюдается перегрев шейки ролика. Кроме того, при наплавке на малых скоростях увеличивается объем жидкой сварочной ванны и металл начинает стекать, что приводит к снижению качества наплавки.

Определено, для качественной наплавки, исключающей образование закалочных структур и трещин, предварительный подогрев должен находиться в пределах 300 - 350oC. При температуре ниже 300oC наблюдается образование закалочных структур в зоне сплавления с бочкой, а при температуре подогрева выше 350oC наблюдается быстрый перегрев шейки ролика.

Сразу после наплавки шейку ролика и прилегающую к ней часть бочки на расстояние не менее 0,15 диаметра бочки ролика нагревают со скоростью не более 100oC/ч до температуры 450 - 500oC и выдерживают в течение 1,5 - 2 часов, что обеспечивает максимальное снижение остаточных сварочных напряжений. После отпуска производят замедленное охлаждение со скоростью не более 80oC/ч до температуры 150oC, далее на воздухе. Замедленное охлаждение применяют для предотвращения поводок ролика и образования трещин.

Пример выполнения предложенного способа. Наплавке подвергают шейки ролика машины непрерывного литья заготовок с диаметром бочки 300 мм. Ролик устанавливают на наплавочную установку, нагревают газовыми горелками шейку и прилегающую часть бочки на расстоянии 50 мм до температуры 320oC. Наплавку производят проволокой НП-30ХГСА под флюсом АН-348А диаметром 3 мм. Режим наплавки: ток 230 - 270 А, напряжение на дуге 27 - 30 В, скорость наплавки 20 м/ч. Температуру контролируют оптическим пирометром "Кельвин". После наплавки шейку и прилегающую часть бочки ролика на расстоянии 50 мм нагревают газовыми горелками до температуры 480 - 490oC со скоростью 80oC/ч, выдерживают при данной температуре в течение 2 часов и охлаждают со скоростью 70oC/ч до температуры 150oC (за счет уменьшения расхода газа), дальнейшее охлаждение производят на воздухе. Аналогично производят наплавку второй шейки.

Преимущество заявленного способа ремонта роликов состоит в повышении срока службы роликов за счет уменьшения поломок шеек в процессе его эксплуатации.

Класс B23K9/04 для иных целей, чем соединение, например с целью наплавки 

устройство для подачи порошковой смеси для плазменной наплавки -  патент 2523214 (20.07.2014)
способ наплавки внутренней поверхности радиальных отверстий цилиндрического изделия и устройство для его осуществления -  патент 2520882 (27.06.2014)
способ восстановления и упрочнения стальных рабочих лопаток влажнопаровых ступеней паровой турбины -  патент 2518036 (10.06.2014)
способ наплавки -  патент 2512698 (10.04.2014)
изготовление части металлической детали при помощи способа mig с пульсирующим током и пульсирующей подачей проволоки -  патент 2505384 (27.01.2014)
ролик для поддерживания и транспортирования горячего материала, имеющий наплавленный посредством сварки материал, присадочный сварочный материал, а также сварочная проволока для проведения наплавки сваркой -  патент 2499654 (27.11.2013)
способ получения металлического покрытия на режущих кромках почвообрабатывающей техники -  патент 2497641 (10.11.2013)
способ изготовления структуры на поверхности металлической детали -  патент 2494844 (10.10.2013)
наплавочная головка -  патент 2494843 (10.10.2013)
способ сварки и конструктивный элемент -  патент 2490102 (20.08.2013)

Класс B23P6/02 поршней или цилиндров

способ формирования металлопокрытия контактной приваркой присадочных проволок -  патент 2517640 (27.05.2014)
способ увеличения ресурса цилиндра двухтактного двигателя внутреннего сгорания пд-10м -  патент 2511156 (10.04.2014)
способ обработки, в частности механической обработки, по меньшей мере, одной направляющей отработанные газы поверхностной зоны компонента двигателя внутреннего сгорания или компонента картера двигателя, а также картер двигателя внутреннего сгорания и гильза цилиндра -  патент 2483855 (10.06.2013)
способ восстановления деталей из алюминиевых сплавов -  патент 2472605 (20.01.2013)
способ восстановления вала -  патент 2453413 (20.06.2012)
способ восстановления вала -  патент 2420386 (10.06.2011)
способ восстановления физико-механических свойств металла корпусов энергетических реакторов ввэр-1000 -  патент 2396361 (10.08.2010)
способ восстановления постелей коренных подшипников блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания -  патент 2374058 (27.11.2009)
способ ремонта блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания -  патент 2365479 (27.08.2009)
способ восстановления вала -  патент 2337802 (10.11.2008)
Наверх