консервант для защиты забойных двигателей в период хранения

Классы МПК:C23F11/00 Ингибирование коррозии металлического материала путем обработки поверхности, подвергающейся опасности коррозии, ингибиторами или добавлением ингибиторов к корродирующим средам
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Уфимский государственный нефтяной технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
1997-12-16
публикация патента:

Консервант содержит синтетические жирные кислоты (С6-C12), комплексообразователь кетоалкиламиноэтанол и растворитель нефрас при следующем соотношении компонентов, мас. %: синтетические жирные кислоты 20-50, кетоалкиламиноэтанол 0,3-5,0, растворитель - остальное. Использование консерванта позволяет повысить степень защиты оборудования при его контакте с промывочной жидкостью и воздухом. 2 з.п.ф-лы, 1 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Консервант для защиты забойных двигателей в период хранения, включающий жирные кислоты и растворитель, отличающийся тем, что он дополнительно содержит комплексообразователь кетоалкиламиноэтанол при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Синтетические жирные кислоты - 20 - 50

Кетоалкиламиноэтанол - 0,3 - 3,0

Растворитель - Остальное

2. Консервант по п.1, отличающийся тем, что в качестве синтетических жирных кислот он содержит синтетические жирные кислоты фракции С612.

3. Консервант по п.1, отличающийся тем, что в качестве растворителя он содержит нефрас.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к защите металлов от коррозии в атмосферных условиях при одновременном воздействии оставшейся в забойном двигателе промывной жидкости и воздуха.

Известно применение триалкилбензилметиламмония хлористого или фтористого, или йодистого, дополнительно содержащего октидециламин, хинолин или его производные в качестве ингибитора коррозии и наводороживания стали [Патент SU N 1719462 A1 от 15.03.93].

Недостатками известного консерванта являются

низкая степень защиты в указанных условиях;

высокая стоимость.

К заявляемому консерванту близок по составу (прототип) ингибитор коррозии металлов в углеводородных средах - смесь эфиров N-оксиэтилморфолина м СЖК фракции C6-C8, который служит для защиты от коррозии промыслового оборудования [Патент SU N 677322 A1 от 07.10.89].

Недостатками прототипа являются

низкая степень защиты в указанных условиях,

высокая стоимость.

Изобретение решит задачи

повышения степени защиты в условиях контакта оборудования с промывочной жидкостью и воздухом,

снижения стоимости консерванта,

расширения ассортимента применяемых консервантов.

Сущность изобретения заключается в том, что ингибитор коррозии стали в нефтепромысловых средах, который может быть применен в качестве консерванта для защиты забойных двигателей, содержащий синтетические жирные кислоты (СЖК) и растворитель, согласно изобретению дополнительно содержит комплексообразователь кетоалкиламиноэтанол (КАС) при следующем соотношении компонентов, мас.%:

СЖК - 20-50

КАС - 0,3-5,0

Растворитель - Остальное,

в качестве СЖК он содержит синтетические жирные кислоты фракции C6-C12, а в качестве растворителя - нефрас.

Источники сырья:

СЖК - кубовые остатки производства синтетических жирных кислот,

нефрас - нефрас марки 150/330,

КАС - кетоалкиламиноэтанол, получающийся в результате реакции силиленолового эфира с замещенным 1,3- оксазолидином (Р.Р.Амерханов, Р.С.Мусавиров, Д.Л.Рахманкулов. Аминоалкилирование силиленоловых эфиров 1,3-оксазолидинами. Тез докл. шестого совещания по химическим реактивам. 5-9 октября 1993 г, с. 42), следующего состава:

консервант для защиты забойных двигателей в период хранения, патент № 2121524

Консервант из приведенных составляющих готовят компаундированием при перемешивании в течение 2 часов (соотношения приведены в таблице) с соблюдением норм безопасной работы с легковоспламеняющимися жидкостями.

Исследования по определению ингибирующей эффективности соединений проводили на образцах из стали 20X, 25X1МФ, широко используемой в настоящее время для изготовления забойных двигателей.

В качестве модельной коррозионной среды (КС) применяли модель промывочной жидкости, включающей сероводородсодержащие пластовые воды различных нефтяных месторождений. Перед началом испытаний образцы в течение 1 суток выдерживали в КС. Затем проводили их консервацию.

Нанесение консерванта на образцы производили методом окунания. После этого образцы высушивались в течение 2-х часов при комнатной температуре и погружались в термостатируемую камеру.

Защитный эффект против коррозии в данных условиях определяли гравиметрическим методом [Абдуллин И.Г., Агапчев В.И., Давыдов С.Н. Техника эксперимента в химическом сопротивлении материалов. Учебное пособие. - Уфа: Изд. УНИ, 1985, с. 100].

Степень защиты ингибитора вычисляют на основании сопоставления экспериментальных данных, полученных на неингибированных и ингибированных образцах.

Скорость коррозии вычисляют по формуле

Vпм= (m0-m2)/Sконсервант для защиты забойных двигателей в период хранения, патент № 2121524консервант для защиты забойных двигателей в период хранения, патент № 2121524,

где

Vпм - скорость коррозии образца, определенная по потере его массы, г/м2консервант для защиты забойных двигателей в период хранения, патент № 2121524ч;

m0 - масса образца до испытаний, г;

m2 - масса образца после удаления продуктов коррозии, г;

S - площадь поверхности образца, м2;

консервант для защиты забойных двигателей в период хранения, патент № 2121524 - время испытаний, час.

Среднее значение скорости коррозии по глубине растворения металла Vгр вычисляют, используя данные о Vгр вычисляют, используя данные о Vпм:

Vгр= 8,76консервант для защиты забойных двигателей в период хранения, патент № 2121524(Vпм/консервант для защиты забойных двигателей в период хранения, патент № 2121524),

где

консервант для защиты забойных двигателей в период хранения, патент № 2121524 - удельная масса образца, г/см3;

8,76 - переводной коэффициент, зависящий от природы металла.

Из таблицы видно, что предлагаемый консервант для защиты от коррозии забойных двигателей обладает высокой степенью защиты от коррозии в примененных коррозионных средах.

Данное изобретение может быть эффективно использовано для защиты от коррозии в период хранения любого оборудования машиностроительной, нефтяной, газовой и др. отраслей промышленности.

Использование предлагаемого ингибитора позволит эффективно защищать забойные двигатели от коррозии в период хранения, что повысит надежность и упростит запуск забойных двигателей, снизит затраты на ремонт.

Класс C23F11/00 Ингибирование коррозии металлического материала путем обработки поверхности, подвергающейся опасности коррозии, ингибиторами или добавлением ингибиторов к корродирующим средам

водорастворимый ингибитор коррозии металлов -  патент 2528922 (20.09.2014)
ингибитор коррозии и(или) солеотложений -  патент 2528540 (20.09.2014)
кристаллическая форма тетранатрия нитрилотрисметиленфосфонатоцинката и способ ее получения -  патент 2528417 (20.09.2014)
жидкость для испытания нагреванием, содержащая парофазный замедлитель коррозии -  патент 2527494 (10.09.2014)
керамические частицы и композиции покрытий, включающие упомянутые частицы -  патент 2524575 (27.07.2014)
способ защиты стали от коррозии в минерализованных водно-нефтяных средах, содержащих диоксид углерода -  патент 2524527 (27.07.2014)
композиция и способ контроля уноса меди и эрозии медных сплавов в промышленных системах -  патент 2520931 (27.06.2014)
способ получения ингибитора коррозии -  патент 2519685 (20.06.2014)
способ получения ингибитора кислотной коррозии -  патент 2518829 (10.06.2014)
ингибитор коррозии пролонгированного действия для защиты нефтепромыслового и нефтеперерабатывающего оборудования (варианты) -  патент 2518034 (10.06.2014)
Наверх