охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания

Классы МПК:C09K5/00 Материалы для теплопередачи, теплообмена или хранения тепла, например для рефрижераторов; материалы для производства тепла или холода с помощью химических реакций иначе, чем путем сжигания
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Пермская сельскохозяйственная академия им.акад.Д.Н.Прянишникова
Приоритеты:
подача заявки:
1997-06-19
публикация патента:

Охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания содержит, мас. %: алкамон ДСУ-0,01-2,00, вода - остальное. Технический результат: повышение ингибирующих свойств охлаждающей жидкости. 2 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

Охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания, содержащая воду и ингибитор коррозии, отличающаяся тем, что в качестве ингибитора она содержит алкамон ДСУ при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Алкамон ДСУ - 0,01 - 2,00

Вода - Остальноег

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к охлаждающим жидкостям, используемым для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, теплообменников и других устройств, эксплуатируемых при температуре выше 273К, и может быть использовано в бытовых и промышленных установках, в которых применяются материалы на основе черных металлов.

Известен способ снижения интенсивности кавитационной эрозии в системе жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания (Авторское свидетельство N 1011877, МКИ F 01 P 11/06, 1983) путем аэрации охлаждающей жидкости, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности, для аэрации используют отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания, которые очищают от газообразных и твердых примесей, насыщают двуокисью углерода, охлаждают и добавляют в жидкость системы охлаждения ингибиторы кислотной коррозии типа ПБ-5. Недостатками данной охлаждающей жидкости являются сложность ее получения и низкая антикоррозионная стойкость по отношению к черным металлам.

Наиболее близким аналогом является охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания (Авторское свидетельство N 1214706, МКИ C 09 K 5/00, F 01 P 11/06, 1986), включающая газообразный компонент и воду, отличающаяся тем, что, с целью снижения кавитационной эрозии при одновременном снижении коррозионной активности, в качестве газообразного компонента она содержит аммиак при следующем соотношении компонентов, маc.%:

Аммиак - 1-3

Вода - Остальное

Недостатками данной охлаждающей жидкости являются невысокая антикоррозионная активность газообразного аммиака и возможность образования газовых пробок в застойных зонах системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания, приводящих к перегреву деталей двигателя.

Технический результат предполагаемого изобретения заключается в повышении ингибирующих свойств охлаждающей жидкости. Задача решается путем замены менее активного ингибитора коррозии аммиака на более активный алкамон ДСУ при следующем содержании компонентов, маc.%:

Алкамон ДСУ - 0,01-2,0

Вода - Остальное

Ингибитор коррозии алкамон ДСУ ТУ 6-14-664-81 (изменение 3) (алкамон ДС-улучшенный, зарегистрировано 17.04.90. Пермский центр стандартизации и метрологии) - [C10-18H21-37OCH2N(C2H5)2 CH3]SO4CH3 - легкоплавкая густая жидкость от желтого до светло-коричневого цвета, устойчивая к повышенным температурам и длительному хранению. Алкамон растворим в спирте, бензоле, уайт-спирите, четыреххлористом углероде, легко смешивается с водой, образуя устойчивую эмульсию; умеренно токсичное соединение 3-го класса опасности (ГОСТ 12.1.007-76), ЛД для мышей при однократном внутрибрюшном введении превышает 1000 мг/кг. В алкамоне ДСУ марки A содержание активного вещества не менее 60%.

В таблице 1 приведены результаты испытаний предлагаемой охлаждающей жидкости и известной, содержащей в качестве ингибитора коррозии аммиак.

Ингибиторное действие охлаждающей жидкости определяли гравиметрическим методом. Объектами для исследования служили прямоугольные образцы (10охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания, патент № 212095520охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания, патент № 21209550,2 мм) из стали 08.КП.

Подготовка образцов для исследования включает шлифование на круге с использованием наждачных бумаг с уменьшающимся размером зерна вплоть до микронного, обезжиривание поверхности венской известью или ацетоном, промывание дистиллированной водой и высушивание фильтровальной бумагой.

Измерение потери массы (охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2120955m) образцов проводили с точностью до 0,0001 г. Расчет скорости коррозии металла под действием охлаждающей жидкости (К), защитное действие ингибирующей добавки (Z) и ингибирующий эффект (охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2120955) осуществляли по формулам

K = охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2120955m/(st);

Z = [(K0-K)/K0]охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2120955100%;

охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2120955 = K0/K,

где

s - площадь образца, м2;

t - время испытания, ч;

К0 и К - скорости коррозии металла в неингибированной и ингибированной охлаждающих жидкостях соответственно, г/м2охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2120955ч;

охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания, патент № 2120955m = m0-m, где m0 и m - массы образца до и после опыта, г.

Данные таблицы 1 свидетельствуют, что предлагаемая охлаждающая жидкость превосходит по антикоррозионной активности известную охлаждающую жидкость для двигателей внутреннего сгорания; имеет меньшие значения скорости коррозии в 3,1-3,9 раза, большее защитное действие в 2,6-3,2 раза и больший ингибирующий эффект в 3,3-4,0 раза для оптимальных концентраций ингибитора 0,1-0,5 мас.%. Таким образом, предлагаемая охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания, включающая тетраметилтиомочевину в качестве антикоррозийной добавки, позволяет избавиться от основного недостатка охлаждающих жидкостей высокой коррозионной активности по отношению к черным металлам.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения.

Берут 0,1-20,0 г алкамона ДСУ марки A с содержанием активного вещества не менее 60%, добавляют 999,9-980,0 мл воды, перемешивают в течение 3-5 минут при 291-298 K до образования устойчивой эмульсии. Выход: 1000 г охлаждающей жидкости.

Примеры получения охлаждающей жидкости с указанием количеств и характеристик исходных компонентов и характеристик жидкости, определяющих ее охлаждающие свойства, представлены в табл. 2. В примере 1 дана характеристика воды; в примерах 2-4 - характеристика охлаждающей жидкости, включающей аммиак и воду; в примерах 5-9 - характеристика охлаждающей жидкости, включающей алкамон ДСУ и воду.

Класс C09K5/00 Материалы для теплопередачи, теплообмена или хранения тепла, например для рефрижераторов; материалы для производства тепла или холода с помощью химических реакций иначе, чем путем сжигания

жидкость для испытания нагреванием, содержащая парофазный замедлитель коррозии -  патент 2527494 (10.09.2014)
способ реагентной регенерации жидкосолевого нитрит-нитратного теплоносителя -  патент 2526547 (27.08.2014)
низкоплавкая теплоаккумулирующая солевая смесь -  патент 2524959 (10.08.2014)
холодильное масло и композиция рабочей жидкости для холодильника -  патент 2523278 (20.07.2014)
химический каталитический охлаждающий агент для термоаэрозолей и способ его получения -  патент 2520095 (20.06.2014)
концентрат охлаждающей жидкости -  патент 2518583 (10.06.2014)
охлаждающая композиция, включающая дифторметан (hfc32) b 2,3,3,3- тетрафторпропилен (hfo1234yf) -  патент 2516524 (20.05.2014)
теплопередающие составы -  патент 2516402 (20.05.2014)
охладитель -  патент 2515289 (10.05.2014)
теплоаккумулирующий состав -  патент 2514193 (27.04.2014)
Наверх