кран шаровой

Классы МПК:E21B43/12 способы или устройства для регулирования потока добываемой жидкости или газа в скважинах или к скважинам
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Беляков Александр Петрович
Приоритеты:
подача заявки:
1994-05-10
публикация патента:

Изобретение относится к оборудованию, используемому в бурении, а также при капитальном ремонте нефтяных, газовых и иных скважин для устранения открытых фонтанов пластовых флюидов. Внутри корпуса размещены седла, упругие прокладки и шаровая пробка. В стенках корпуса выполнены два соосных гладких отверстия одного размера. В отверстиях размещены пальцы управления. Два пальца управления сопряжены с шаровой пробкой на резьбе. Установка контровочных штифтов, препятствующих отвороту пальцев управления, предусмотрена со стороны проходного канала пробки в его полости. Контровка может быть выполнена и другим способом, например сваркой выступающих резьбовых концов. Седла имеют увеличенный проход за счет футеровки внутренней поверхности проходного канала прочным эластомером, например полиуретаном. Упругие прокладки поджаты к седлам упорными гайками. Пальцы управления имеют резиновые уплотнения. Использование изобретения позволяет повысить надежность управления краном в экстремальной ситуации, упрощает конструкцию и снижает металлоемкость. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

Кран шаровой, содержащий корпус цилиндрической формы, внутри которого размещены седла, упругие прокладки и шаровая пробка, имеющая палец управления с кольцевым резиновым уплотнением в отверстии стенки корпуса, отличающийся тем, что в стенках корпуса выполнены два соосных гладких отверстия одного размера, в которых размещены пальцы управления, взаимодействующие с шаровой пробкой и связанные с ней на резьбе, причем резьбовые концы пальцев управления выходят во внутренний проходной канал пробки и в его полости законтрены, при этом седла по внутренней поверхности проходного канала футерованы прочным эластомером а упругие прокладки поджаты к седлам упорными гайками.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к оборудованию, используемому в бурении, а также при капитальном ремонте газовых, нефтяных или иных скважин для устранения открытых фонтанов пластовых флюидов.

Известен кран шаровой, предназначенный для предотвращения выброса промывочной жидкости и пластовых флюидов, представляющий собой комбинацию шарового крана и обратного клапана, седло которого расположено внутри шаровой пробки (а.с. N 1546615, кл. E 21 B 34/06, 1988 г.).

Основным недостатком конструкции этого устройства является неоправданно большие масса и наружные габариты корпуса, обусловленные вводом шаровой пробки внутрь корпуса через весьма большое отверстие в боковой стенке и последующей установке в нем опорного кольца под подшипник с наружным размером, равным, по крайней мере, диаметру шаровой пробки и резьбовой крышки (12). В таком случае отношение наружного диаметра корпуса (Dк) к наружному диаметру шаровой пробки (Dш.п.) будет иметь значение от 1,8 до 2, в то время как промышленные аналоги не превышают значения 1,5.

Устройство обладает также повышенным гидравлическим сопротивлением из-за суженного прохода в шаровой пробке, обусловленного конструкцией заделки уплотнительных элементов (8) в седлах (7). Уплотнительные элементы вводятся в торцевую кольцевую канавку седла, внутренняя концентрическая стенка которой и сужает проход, что создает трудности с наведением и установкой крана шарового на фонтанирующую из труб среду.

Повышенная металлоемкость удорожает изделие и требует больших физических ручных затрат на его установку в аварийных ситуациях на скважинах.

Принимая во внимание, что настоящий кран шаровой является аварийным средством, недостатком его можно считать также возможность управления им только с одной позиции, которая в силу неопределенности положения крана в составе буровых труб (БТ) или насосно-компрессорных труб (НКТ), поднятых над ротором, может быть весьма невыгодной для установки специального ключа.

Известен также кран шаровой, содержащий корпус цилиндрической формы, внутри которого размещены седла, упругие прокладки и шаровая пробка, имеющая палец управления с кольцевым резиновым уплотнением в отверстии стенки корпуса (Кутепов А. И. и др. Справочник-каталог по оборудованию и инструменту для предупреждения и ликвидации фонтанов, Москва, "Недра", 1981, стр. 38, рис. 1.20. Кран шаровой типа КШЦ).

Палец управления в этом устройстве взаимодействует с шаровой пробкой через шлицевое соединение и удерживается в ступенчатом отверстии стенки корпуса внутренними заплечиками.

Однако и эта конструкция обладает почти теми же недостатками, а именно большой металлоемкостью из-за необходимости введения внутрь корпуса двух стаканов, на торцах которых в местах стыка (а он расположен по оси вращения шара и на представленном чертеже явно не обозначен) образованы цилиндрические поверхности за счет смыкания полуотверстий, перпендикулярных оси корпуса, для размещения цапф вращения (цилиндрических поясков) шаровой пробки, суженным проходом в шаровой пробке из-за размещения уплотнительного элемента (4) в торцевой кольцевой канавке седла (1), ограниченными пространственными возможностями по управлению (закрытию) крана в аварийной ситуации.

Кроме того, стаканы усложняют конструкцию и создают определенные трудности технологического характера при изготовлении крана. Существенным моментом здесь является необходимость точного совмещения оси пальца управления (6) с плоскостью стыка стаканов (5) и (13).

Даже обеспечив при изготовлении крана эту необходимую точность, сохранить ее при эксплуатации не удается из-за значительных осевых усилий, испытываемых стаканами от одностороннего давления среды. Отверстия в стаканах в месте размещения цапф раздавливаются, шаровая пробка смещается с оси управления пальца (6) и кран, как свидетельствует практика эксплуатации, становится неработоспособным (не открывается или не закрывается).

Цель изобретения - повышение надежности управления краном в экстремальной ситуации, упрощение конструкции и снижение металлоемкости.

Цель достигается тем, что в стенках корпуса выполнены два соосных гладких отверстия одного размера, в которых размещены пальцы управления, взаимодействующие с шаровой пробкой и связанные с ней на резьбе, причем резьбовые концы пальцев управления выходят во внутренний проходной канал шаровой пробки и в его полости законтрены, при этом седла по внутренней поверхности футерованы эластомером, а упругие прокладки поджаты к седлам упорными гайками.

Просмотр библиографических и патентных материалов по фондам библиотек г. Саратова не выявил совокупности заявляемых признаков в данной области техники, что позволяет считать настоящее решение новым (отвечающим критерию "новизна").

Изобретательский уровень заявляемого решения не следует явным образом из уровня техники в области специальной запорной арматуры.

Решение реализуется не простым сочетанием деталей, а еще и приемом изготовления их. В нашем случае шаровая пробка и пальцы управления рассматриваются как отдельная сборка, предшествующая полной сборке крана. Т.е. пальцы вворачиваются до отказа в пробку с определенным натягом, а затем выполняют в их торцах шлицы управления и контровку выступающих внутрь пробки резьбовых концов.

Предлагаемое техническое решение является промышленно-применимым и полезным, так как оно повышает надежность управления краном в экстремальных условиях за счет уменьшения физических затрат на его ручную переноску и наведение на фонтанирующую струю флюида, а также наличием еще одного места для установки съемного ключа после ввинчивания крана с подвеску НКТ. Эти преимущества особо ощутимы при использовании крана в условиях работы бригад по капитальному ремонту скважины, где перекрытие НКТ должно производиться за какие-то считанные секунды.

На фиг. 1 представлен осевой диаметральный разрез крана шарового, на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1, на фиг. 3, 4 - виды Б на фиг. 1 для открытого и закрытого положения крана, на фиг. 5 - вид В на фиг. 1 (в увеличении).

Кран состоит из корпуса 1, в котором установлена шаровая пробка 2, имеющая два резьбовых отверстия, перпендикулярных оси проходного канала. Резьбовые отверстия в пробке расположены против гладких отверстий в стенках корпуса 1, через которые с наружной стороны в шаровую пробку 2 ввернуты до упора пальцы управления 3. На цилиндрической гладкой части пальцы управления 3 имеют кольцевые резиновые уплотнения, а по торцам, выступающим из корпуса 1, - шлицевые пазы для съемочного ключа. Направление шлицев на обоих пальцах управления 3 совпадает с осью корпуса 1. Поэтому расположение шлицев поперек корпуса дает визуальную информацию о закрытом положении шарового затвора.

Резьбовые концы пальцев управления 3 выступают во внутренний канал шаровой пробки 2 и имеют в этом месте контровочные элементы 4. С каждого торца корпуса 1 шаровая пробка имеет седло 5, прижимаемое к ней за счет упругой прокладки 6. Вместо прокладок могут использоваться тарельчатые пружины. Прокладка 6 поджимается к седлу гайкой 7. Кольцевые стыки корпуса 1 и седел 5 уплотнены резиновыми кольцами.

Внутренняя поверхность седла футерована прочным эластомером 8.

Есть несколько вриантов использования крана в процессе бурения и капитального ремонта скважин.

При бурении кран устанавливается под ведущей трубой и находится в открытом положении. При первых признаках начала возникновения открытого фонтанирования бурильщик поднимает буровой инструмент так, чтобы кран располагался над ротором бурового станка и специальным ключом, взаимодействуя с удобно расположенным в этот момент пальцем управления 3, поворачивает его вправо (по часовой стрелке) на 90o. В процессе ликвидации фонтана, т.е. осуществления целого комплекса мероприятий по задавливанию скважины, например, через трубы, кран шаровой открывается тем же специальным ключом также вращением на 90o вправо (по часовой стрелке) пальца управления 3.

В условиях бригад по капитальному ремонту скважин кран шаровой находится на стеллаже в открытом положении.

Во время, например, извлечения НКТ может произойти внезапное снижение уровня задавочной жидкости в скважине, что повлечет за собой открытое фонтанирование. В этом случае бурильщик опускает подвеску НКТ на уровень, удобный для установки шарового крана, а другой член бригады вручную подносит кран от стеллажа до открытого конца подвески НКТ, наводит его на фонтанирующую струю флюида и затягивает трубное резьбовое соединение ручным ключом. После этого этот же или другой член бригады устанавливает специальный ключ на удобный для него палец управления 3 и поворачивает его на 90o по часовой стрелке, что приводит к установке шаровой пробки 2 в закрытое положение и прекращению выброса флюида из НКТ.

Класс E21B43/12 способы или устройства для регулирования потока добываемой жидкости или газа в скважинах или к скважинам

устройство для регулирования расхода флюида -  патент 2529316 (27.09.2014)
скважинная установка -  патент 2529310 (27.09.2014)
способ разработки многопластового нефтяного месторождения -  патент 2528305 (10.09.2014)
способ эксплуатации скважин, расположенных в зоне водонефтяного контакта -  патент 2527422 (27.08.2014)
способ снижения водопритока в горизонтальный ствол скважины трещинно-порового коллектора -  патент 2527413 (27.08.2014)
устройство для одновременно-раздельной эксплуатации пластов (варианты) -  патент 2526080 (20.08.2014)
устройство для оценки технического состояния установок электроцентробежных насосов в процессе эксплуатации -  патент 2525094 (10.08.2014)
способ разработки неоднородного месторождения наклонными и горизонтальными скважинами -  патент 2524800 (10.08.2014)
механизм для активирования множества скважинных устройств -  патент 2524219 (27.07.2014)
устройство для одновременно-раздельной добычи флюида из двух пластов скважины (варианты) -  патент 2524075 (27.07.2014)
Наверх