способ изготовления железнодорожных бандажей из непрерывнолитых заготовок

Классы МПК:C21D9/34 бандажей; ободьев колес 
Автор(ы):, , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Кузовков Александр Яковлевич,
Петренко Юрий Петрович,
Дьяков Александр Михайлович,
Егоров Вячеслав Дмитриевич,
Двойников Владимир Александрович,
Опарина Алевтина Александровна,
Тяжельникова Елена Николаевна,
Пашолок Игорь Леонидович,
Паршин Владимир Андреевич,
Валетов Михаил Серафимович,
Парышев Юрий Михайлович
Приоритеты:
подача заявки:
1997-10-16
публикация патента:

Изобретение относится к термической обработке железнодорожных бандажей и может быть использовано при изготовлении изделий типа тел вращения из углеродистых сталей. Задачей изобретения является обеспечение более надежного удаления водорода из бандажей в процессе их изготовления. Способ включает нагрев заготовок под деформацию, прокатку бандажей, изотермическую их выдержку, термоупрочнение и отпуск. Новым является то, что в процессе нагрева заготовок под деформацию, после подогрева до температуры 950oC поверхностные слои заготовок подстуживают на 150-250oC, затем нагревают до температуры деформации, а после прокатки бандажей, их замедленного переохлаждения до температуры 300-450oC, последующей изотермической выдержки при температуре 550-650oC, осуществляют повторное переохлаждение бандажей до той же температуры перед их нагревом под термоупрочнением. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ изготовления железнодорожных бандажей из непрерывнолитых заготовок, включающий предварительный подогрев заготовок до 950oC, нагрев до температуры деформации, прокатку, изотермическую выдержку, термоупрочнение и отпуск, отличающийся тем, что после предварительного подогрева осуществляют подстуживание поверхностных слоев заготовки на 150-250oC ниже температуры подогрева и с этой температуры ведут нагрев до температуры деформации, после прокатки изделие замедленно переохлаждают до 300-450oC и нагревают до 550-650oC с изотермической выдержкой, затем изделие переохлаждают до 300-450oC и с этой температуры нагревают до температуры термоупрочнения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к термической обработке проката.

Главной причиной образования флокенов в бандажах является повышенное содержание водорода и стали. Процесс удаления его из прокатанного металла состоит из двух стадий.

Выделение его из раствора, которое происходит тем интенсивнее, чем ниже температура металла (в пределах не ниже 300oC).

В процессе диффузии, которая протекает тем быстрее, чем выше температура металла.

В связи с этим весьма полезным является процесс переохлаждения металла до после деформации, обеспечив тем самым ускоренное выделение водорода из раствора его в способ изготовления железнодорожных бандажей из   непрерывнолитых заготовок, патент № 2119961- железе, а затем нагреть и выдержать при максимальной температуре, когда скорость диффузии его из металла будет наибольшей [1].

Известен способ изготовления изделий типа тел вращения, включающий подстуживание после прокатки, подогрев до температуры противофлокенной обработки, изотермическую выдержку и замедленное охлаждение, затем с продолжительным разрывом во времени (несколько суток) нагревают до температуры термоупрочнения с последующими закалкой и отпуском [2]. Этот тепловой разрыв между изотермической выдержкой и термическим упрочнением увеличивает вероятность образования флокенов в металле при повышенном содержании водорода в стали.

Наиболее близким аналогом по технической сущности и достигаемому результату к данному объекту является способ изготовления бандажей из непрерывнолитых заготовок, включающий предварительный подогрев заготовок до 950oC, нагрев до температуры деформации, прокатку бандажей, изотермическую выдержку, термоупрочнение и отпуск [3]. При этом после прокатки бандажи замедленно охлаждают в неотапливаемых колодцах, а затем на воздухе с последующим нагревом до температуры термоупрочнения 850oC, ускоренным охлаждением стопами в баке с водой, отпуском при температуре 650oC. В рассматриваемом способе температурный интервал наиболее интенсивного выделения водорода из металла 550 - 650oC по времени весьма незначителен и приходится на охлаждение в неотапливаемых колодцах. С другой стороны, флокены в бандажах образуются в основном при охлаждении их на воздухе ниже 300oC, что еще более ухудшает условия противофлокенной обработки проката.

Задачей настоящего изобретения является обеспечение условий для более надежного удаления водорода из бандажей в процессе их изготовления.

Эта задача решается тем, что в способе изготовления железнодорожных бандажей из непрерывнолитых заготовок, включающем предварительный подогрев заготовок до 950oC, нагрев до температуры деформации, прокатку, изотермическую выдержку, термоупрочнение и отпуск, согласно изобретению после предварительного подогрева осуществляют подстуживание поверхностных слоев заготовки на 150 - 250oC ниже температуры подогрева и с этой температуры ведут нагрев до температуры деформации, после прокатки изделие замедленно переохлаждают до 300 - 450oC и нагревают до 550 - 650oC с изотермической выдержкой, затем изделие переохлаждают до 300 - 450oC и с этой температуры нагревают до температуры термоупрочнения.

Изобретение поясняется чертежом, где представлены графики тепловых режимов заготовок и бандажей в процессе их изготовления по известному (сплошная линия) и новому (пунктирная линия) способам. На чертеже приняты обозначения:

Для известного способа:

1 - подогрев заготовок в методической печи до 950oC,

2 - нагрев заготовок в камерной печи до температуры деформации;

3 - снижение температуры бандажей в процессе деформации и набора стоп;

4 - снижение температуры при замедленном охлаждении в неотапливаемых колодцах и на воздухе до температуры 20oC;

5 - нагрев бандажей под термоупрочнение;

6 - охлаждение бандажей при термоупрочнении;

7 - отпуск бандажей;

для нового способа:

1 - подогрев заготовок в методической печи до 950oC;

2 - подстуживание поверхностных зон заготовок на 150 - 250oC;

3 - нагрев заготовок до температуры деформации 1250oC;

4 - снижение температуры бандажей в процессе деформации и набора стоп;

5 - переохлаждение стоп до температуры 300 - 450oC;

6 - подогрев бандажей до 550 - 650oC и изотермическая выдержка;

7 - повторное переохлаждение бандажей до 300 - 450oC;

8 - подогрев бандажей до температуры термоупрочнения 850oC;

9 - охлаждение бандажей в баке при термоупрочнении;

10 - отпуск бандажей.

Сущность способа заключается в следующем. Исходную непрерывнолитую заготовку подогревают в методической печи до температуры 950oC, после чего ее поверхностные слои подстуживают на 150 - 250oC. Затем заготовку нагревают до температуры деформации в камерной печи, а после прокатки бандажи замедленно переохлаждают до 300 - 450oC с последующим подогревом до температуры изотермической выдержки 550 - 650oC в колодцах, где и осуществляется изотермическая выдержка. Затем бандажи повторно переохлаждают до 300 - 450oC и с этой температуры нагревают их до температуры термоупрочнения, охлаждают в баке с водой и осуществляют отпуск.

Пример. При изготовлении железнодорожных бандажей диаметром 1060 мм непрерывнолитую заготовку диаметром 430 мм, массой 473 кг подогревали в методической печи до температуры 950oC в течение 3 часов. Затем ее поверхностные слои подстуживали с помощью вентиляторов при пересаде в камерную печь на 150 - 250oC с последующим нагревом до температуры деформации 1250oC. Заготовку осаживали на прессе усилием 3200 тс, осуществляли разгонку металла пуансонами, прошивали перемычку и прокатывали в черновой и чистовой клетях стана. После клеймения бандажи собирали в стопы по 20 штук, переохлаждали до температуры 300oC и с этой температуры подогревали до 620oC, при которой выдерживали в течение 3 часов в колодцевых печах. Затем стопы бандажей повторно переохлаждали до температуры 300oC, подогревали до температуры термоупрочнения 850oC, и термоупрочняли в баке с водой, имеющей температуру 35oC в течение 150 с. Последующий отпуск производили в колодцевых печах в течение 3 часов при температуре 580oC. Ультразвуковой контроль 100% изготовленных бандажей показал отсутствие флокенов.

Класс C21D9/34 бандажей; ободьев колес 

обработка железнодорожных колес -  патент 2495144 (10.10.2013)
способ упрочнения локомотивных и вагонных колес -  патент 2454469 (27.06.2012)
способ термической обработки железнодорожных колес -  патент 2451093 (20.05.2012)
способ упрочнения железнодорожных колес и железнодорожное колесо с упрочненной рабочей поверхностью -  патент 2430166 (27.09.2011)
способ и устройство для плазменной обработки тела вращения -  патент 2401310 (10.10.2010)
способ лазерной обработки поверхности катания и гребня железнодорожных колесных пар -  патент 2389805 (20.05.2010)
способ термического упрочнения железнодорожных колес -  патент 2353672 (27.04.2009)
устройство для охлаждения и обработки нагретых деталей, имеющих форму тел вращения, из металлических материалов, таких, как сталь, и способ охлаждения и обработки нагретых деталей -  патент 2277132 (27.05.2006)
способ термической обработки катков гусеничных машин -  патент 2240359 (20.11.2004)
способ восстановления работоспособности колёс рельсового транспорта -  патент 2222613 (27.01.2004)
Наверх