способ ректификации нефти или нефтепродуктов

Классы МПК:C10G7/00 Перегонка углеводородных масел
C10G7/02 стабилизация бензина удалением из него газов путем фракционирования 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Кооператив "Техпрогресс"
Приоритеты:
подача заявки:
1996-09-27
публикация патента:

Процесс перегонки нефти или ректификации продуктов вторичной переработки нефти ведут в присутствии испаряющего агента - водяного пара. Для этого в кубы отпарных или ректификационных колонн вводят водный конденсат, полученный при конденсации головных продуктов колонн ректификации. В результате водный конденсат испаряется с образованием водяного пара. Водный конденсат вводят в количестве от 10 до 100 мас.% от потребности испаряющего агента в колонне. Предпочтительно водный конденсат перед вводом в кубы колонн нагревают до 180oC. В результате сокращается расход водяного пара и уменьшается объем сточных вод. 2 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ ректификации нефти или нефтепродуктов с использованием водяного пара в качестве испаряющего агента, отличающийся тем, что в кубы ректификационных и отпарных колонн вводят водный конденсат, полученный при конденсации головных продуктов колонн ректификации.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что водный конденсат вводят в количестве от 10 до 100 мас.% от потребности в испаряющем агенте.

3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что водный конденсат перед вводом в кубы колонн нагревают до 180oC.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области нефтепереработки.

В процессах перегонки нефти или ректификации продуктов вторичной переработки нефти используют испаряющие агенты, в частности водяной пар. Например, схема комбинированной установки ЭЛОУ-АВТ предусматривает подачу водяного пара в кубы основной атмосферной, вакуумной и отпарных колонн. Водяной пар проходит через ректификационные колонны и конденсируется вместе с головным продуктом. Водный конденсат, загрязненный нефтепродуктами и дурнопахнущими соединениями серы, сливают в канализацию и направляют на очистку как и другие сточные воды.

Образование большого количества сточных вод является недостатком использования водяного пара в качестве испаряющего агента /Гуревич И.Л. Технология переработки нефти и газа, часть 1, М.: Химия, 1979/.

Техническим результатом заявляемого изобретения является устранение этого недостатка, т.е. сокращение или полная ликвидация сточной воды, образующейся при конденсации водяного пара, используемого в качестве испаряющего агента.

Дополнительные технические результаты: сокращение затрат на получение водяного пара и снижение потерь нефтепродуктов со сточными водами.

Названные технические результаты достигаются тем, что в кубы ректификационных и отпарных колонн вводят водный конденсат, полученный при конденсации головных продуктов колонн ректификации.

Водный конденсат испаряется и образовавшийся пар перегревается за счет тепла выводимых кубовых продуктов. Поскольку это тепло на установках ректификации используют для первоначального нагрева сырья, его восполняют путем сжигания дополнительного количества топлива в печах нагрева сырья.

Количество используемого водного конденсата зависит от загрузки установки ректификации и от резерва мощности печей нагрева сырья или промежуточных продуктов. Как правило, такой резерв имеется потому, что водяной пар зачастую получают непосредственно на установках ректификации в котлах-утилизаторах.

При необходимости снижение температуры выводимых из колонн кубовых продуктов можно уменьшить. Для этого водный конденсат перед подачей в колонны нагревают до 180oC путем прокачки под избыточным давлением 0,1 МПа через теплообменники ректификационной установки или через змеевик печи. Нагрев водного конденсата до более высоких температур связан с повышением давления и увеличением расхода энергоресурсов, поэтому становится экономически невыгодным.

Нижеприведенные примеры базируются на условиях работы комбинированной установки ЭЛОУ-АВТ производительностью 2 млн. т нефти в год /250 т/ч/ /Гуревич И.Л. см. выше/. Установка производит: 41 т/ч керосина, для отпарки легких углеводородов из керосиновых фракций используют 1,5 т/ч водяного пара, 42 т/ч дизельного топлива, расход пара на отпарку легких фракций 1,5 т/ч, в куб основной атмосферной колонны вводят 5 т/ч водяного пара, в вакуумной колонне получают 55 т/ч вакуумных дистиллятов и 75 т/ч гудрона, в куб вакуумной колонны вводят 6 т/ч пара.

Пример 1. Расход водяного пара в каждую точку ввода снижают на 10 мас.% и вводят такое же количество водного конденсата с температурой 30oC из сепаратора головного продукта атмосферной колонны. Температура выводимого из отпарной колонны керосина снижается при этом на 3,5oC, дизельного топлива - на 3,3oC, мазута из куба атмосферной колонны - на 3,7oC и гудрона из куба вакуумной колонны - на 8,3oC. Такое незначительное снижение температур компенсируют небольшим увеличением подачи горячей струи в отбензинивающую колонну и незначительным увеличением расхода топлива в печь нагрева мазута.

Пример 2. Взамен водяного опара во все точки ввода подают весь водный конденсат с температурой 30oC из сепаратора головного продукта атмосферной колонны и дополнительно - из головного конденсатора вакуумной колонны. Температура выводимых из кубов колонн продуктов снижается: керосина - на 35oC, дизельного топлива - на 33oC, мазута - на 37oC и гудрона - на 83oC. Расход тепла на испарение водного конденсата и перегрев полученного водяного пара компенсируют увеличением расхода горячей струи в отбензинивающую колонну и увеличением расхода топлива в печи для нагрева мазута и кубового продукта отбензинивающей колонны до регламентных температур.

Пример 3. Полностью заменяют подачу водяного пара во все точки подачей водного конденсата, как описано в примере 2. Водный конденсат предварительно прокачивают под избыточным давлением 0,1 МПа через теплообменники выводимых с установки продуктов или через змеевик печи и нагревают до 180oC. Температура выводимых из кубов колонн продуктов снижается: керосина - на 27oC, дизельного топлива - на 26oC, мазута - на 29oC и гудрона - на 65oC. Расход тепла компенсируют как описано в примере 2.

Класс C10G7/00 Перегонка углеводородных масел

Класс C10G7/02 стабилизация бензина удалением из него газов путем фракционирования 

Наверх