антидымная присадка для моторных топлив

Классы МПК:C10L1/18 содержащие кислород 
C10L1/22 содержащие азот 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Сыркин Виталий Григорьевич,
Лебедев Святослав Романович,
Скачков Александр Николаевич
Приоритеты:
подача заявки:
1997-09-25
публикация патента:

Изобретение относится к области присадок к топливу, снижающих дымообразование при его сгорании. Присадка содержит в мас.%: циклопентадиенилтрикарбонил марганца 20,0-30,0, дегидратированное растительное масло 25,0-35,0; п-гидроксидифениламин 0,02; монометиланилин - остальное. При использовании указанной присадки увеличивается эффект дымоподавления до 40%, а стабильность топлива возрастает до 720 ч. 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1 Антидымная присадка для моторных топлив, включающая циклопентадиенилтрикарбонил марганца, отличающаяся тем, что дополнительно содержит дегидратированное растительное масло, п-гидроксидифениламин и монометиланилин при следующем соотношении компонентов, мас.%: 3 Циклопентадиенилтрикарбонил марганца 7 20,0 - 30,0 3 Дегидратированное растительное масло 7 25,0 - 35,0 3 п-Гидроксидифениламин 7 0,02 3 Монометиланилин 7 Остальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области присадок к топливу, снижающих дымообразование при его сгорании, в частности присадок, содержащих элементоорганическое соединение.

Известен состав, подавляющий образование дыма при использовании жидких топлив, в частности углеводородных, содержащий 0,1 - 0,6 мас.% 2-этилгексаноатов бария и цинка при весовом соотношении бария и цинка 10:1. Эффективность добавок возрастает при добавлении к топливу монометилового эфира этиленгликоля (США, 3639109, C 10 L 1/18, 1972).

При длительном применении бариевых присадок увеличивается нагарообразование в камере сгорания и на распылительных форсунках, что ухудшает работу двигателя. При использовании бариевых присадок в газотурбинных двигателях (ГТД) усиливается коррозия в высоко- и низкотемпературных зонах газового тракта для отработавших газов. Кроме того, соединения бария сильно токсичны и вызывают заболевание головного мозга.

Известна антидымная присадка, представляющая собой элементоорганическое соединение - циклопентадиенилтрикарбонил марганца (ЦТМ).

Введение указанной добавки в количестве 0,01 - 0,05 мас.% уменьшает дымообразование от 15 до 20% ("Марганцевые антидетонаторы", Сб. под ред. А.Н. Несмеянова, 1971, с. 192-199).

При использовании добавок ЦТМ для снижения дымности топлив широкого фрикционного состава, топлив для газовых турбин, а также малосернистых дизельных топлив наблюдается рост отложений и нагарообразование на отдельных деталях двигателя, при этом растет коррозионная активность отработавших газов.

Кроме того, в процессе эксплуатации приблизительно в течение 5-6 ч антидымный эффект снижается из-за выпадения присадки из топлива.

Наиболее близкой к предложенной по совокупности признаков и достигаемому результату является антидымная присадка (RU 2009175. 15.03.94), включающая циклопентадиенилтрикарбонил марганца, дегидрированное касторовое масло, лецитин и растворитель при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Циклопентадиенилтрикарбонил марганца - 15,0 - 25,0

Дегидрированное касторовое масло - 10,0 - 20,0

Лецитин - 8,0 - 15,0

Растворитель - Остальное

Использование указанной известной присадки позволяет увеличить эффективность подавления дымообразования до 25-36%, однако стабильность топлива составляет лишь 200 - 600 ч. По истечении этого времени антидымный эффект присадки резко снижается из-за выпадения из топлива осадка, содержащего марганец.

Предложение направлено на повышение эффективности и стабильности антидымной присадки.

Указанная задача решается тем, что антидымная присадка для моторных топлив, включающая циклопентадиенилтрикарбонил марганца, дополнительно содержит дегидратированное растительное масло (ДРМ), п-гидроксидифениламин (ГОДФА) и монометиланилин (ММА) при следующем соотношении компонентов, мас.%

Циклопентадиенилтрикарбонил марганца - 20,0 - 30,0

Дегидратированное растительное масло - 25,0 - 35,0

п-Гидроксидифениламин - 0,02

Монометиланилин - Остальное

Антидымная присадка для моторных топлив в соответствии с предложением обеспечивает подавление дымообразования до 40% и увеличение стабильности топлива до 720 ч.

При содержании указанных компонентов в присадке вне указанных пределов заявленный технический результат не достигается.

При содержании ЦТМ ниже 20 мас.% не обеспечивается эффективность подавления дымообразования, а свыше 30 мас.% растет период задержки воспламенения.

Содержание ГОДФА и ДРМ ниже 0,02 и 25 мас.% соответственно приводит к выпадению в осадок продуктов разложения ЦТМ.

При увеличении содержания ГОДФА и ДМР выше 0,02 и 35 мас.% соответственно имеет место лакообразование. затрудняющее работу двигателя.

Монометиланилин в присадке используется в качестве растворителя компонентов.

Методика приготовления антидымной присадки заключается в последовательном растворении в монометиланилине при комнатной температуре и непрерывном перемешивании ЦТМ, ДРМ и ГОДФА.

Ниже в табл. 1 представлены выбранные для испытаний варианты образцов антидымных присадок в соответствии с предложением.

Эффективность предложенной антидымной присадки была испытана на дизельном топливе. Присадка вводилась в количестве 3 мл на 1 кг топлива.

Результаты испытаний в сравнении с прототипом представлены в табл.2и

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)

Класс C10L1/22 содержащие азот 

Наверх