привод управления фрикционной муфты

Классы МПК:F16D66/02 устройства для определения износа 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "ГАЗ"
Приоритеты:
подача заявки:
1997-01-23
публикация патента:

Привод управления фрикционной муфты содержит регулируемый подпружиненный рычаг со скосом и скос на одном из элементов системы выключения с возможностью вступания скосов в контакт при достижении предельно допустимого износа фрикционных накладок для обеспечения возникновения дополнительного усилия в начале хода педали при выключении фрикционной муфты. Достигаемый технический результат состоит в улучшении эксплуатационных качеств, упрощении конструкции и повышении ее технологичности. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Привод управления фрикционной муфтой, содержащий исполнительный гидроцилиндр с подпружиненным поршнем и педаль сцепления, связанную с передаточной рычажной системой выключения фрикционной муфты, отличающийся тем, что указанная система выключения фрикционной муфты содержит регулируемый подпружиненный рычаг со скосом и скос на одном из элементов системы выключения, выполненные возможностью вступания упомянутых скосов в контакт по достижении предельно допустимого износа фрикционных накладок для обеспечения возникновения дополнительного усилия в начале хода педали при включении фрикционной муфты.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к фрикционным муфтам сцепления колесных транспортных средств.

Известен привод управления фрикционной муфтой, содержащий исполнительный гидроцилиндр с подпружиненным поршнем и педаль сцепления, связанную с передаточной рычажной системой выключения фрикционной муфты [1]. Функцию сигнализатора достижения предельного износа фрикционных элементов в данном устройстве выполняет подпружиненный поршень с коническим обратным клапаном и кольцевым уплотнителем, который монтажной регулировкой устанавливается от торца исполнительного цилиндра на расстояние, соответствующее предельно допустимому износу фрикционных элементов. При достижении указанного износа кольцевой уплотнитель поршня упирается в торец гидроцилиндра, при этом часть эффективной площади поршня, на которую первоначально воздействует рабочая жидкость, отключается от магистрального трубопровода.

Сигнал о достижении предельного износа фрикционных элементов воспринимается оператором как "срыв" педали, т.е. необходимость приложения к педали большого усилия, чем до касания кольцевого уплотнителя поршня торца гидроцилиндра.

Недостаток данного устройства заключается в сложности и дороговизне конструкции, требующей высокой точности изготовления поверхностей под кольцевой уплотнитель и обратный клапан, а также в слабом сигнале о предельном износе фрикционных элементов при небольших диаметрах исполнительного цилиндра.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем обеспечения эффективного сигнала о предельном износе фрикционных элементов, а также упрощение конструкции и повышение ее технологичности.

Указанная цель достигается тем, что система выключения фрикционной муфты содержит регулируемый подпружиненный рычаг со скосом и скос на одном из элементов системы выключения из условия вступания скосов в контакт при достижении предельно допустимого износа фрикционных элементов и возникновения дополнительного усилия, необходимого для выключения муфты.

На фиг. 1 показан привод управления фрикционной муфты; фиг. 2 - установка сигнализатора; фиг. 3 - срабатывание сигнализатора.

Привод управления фрикционной муфтой (фиг. 1) содержит педаль 1 управления сцеплением, оттяжную пружину 2, главный цилиндр 3, трубопровод 4 и исполнительный гидроцилиндр 5, внутри которого размещена пружина 6 и поршень 7, постоянно соединенный с передаточной рычажной системой выключения сцепления, состоящей из толкателя 8, вилки выключения 9 со скосом Л и муфты выключения сцепления с подшипником 10, постоянно поджатым к нижним концам оттяжных рычагов сцепления 11. Рычаги шарнирно закреплены на кожухе сцепления 12, а своими верхними концами шарнирно связаны с нажимным диском 13. Между кожухом, закрепленным на маховике 14, и нажимным диском располагаются нажимные пружины, зажимающие между маховиком и нажимным диском фрикционные накладки 15 ведомого диска сцепления.

На оси 16 установлен регулируемый рычаг сигнализатора, состоящий из основания рычага 17 и регулировочной планки 18 со скосом B и продольными пазами, позволяющими регулировочной планке перемещаться вдоль основания и фиксироваться в выбранном положении болтами 19, ввернутыми в основание рычага. Пружина 20 постоянно поджимает рычаг с регулировочной планкой к вилке выключения сцепления.

Работает привод следующим образом.

При нажатии оператором на педаль рабочая жидкость вытесняется из главного цилиндра по трубопроводу и перемещает поршень и толкатель, передавая усилие от педали на вилку выключения сцепления, подшипник, нижний конец оттяжных рычагов, которые, поворачиваясь вокруг закрепленных на кожухе опор, отводят нажимной диск от маховика, сжимая нажимные пружины и освобождая фрикционные накладки. При этом наружный конец вилки выключения сцепления перемещается от маховика вдоль регулировочной планки (направление D).

В процессе эксплуатации происходит износ фрикционных накладок, и нажимной диск под действием нажимных пружин перемещается в сторону маховика на величину износа накладок. При этом концы оттяжных рычагов перемещаются в сторону от маховика и происходит перемещение наружного конца вилки выключения вдоль регулировочной планки к маховику (направление E).

При сборке (фиг. 2) монтажной регулировкой устанавливают регулировочную планку таким образом, чтобы расстояние И между скосами на вилке выключения сцепления и на регулировочной планке соответствовало предельно допустимому износу фрикционных накладок.

При достижении этого износа и соответствующего ему перемещения наружного конца вилки выключения сцепления в сторону маховика, рычаг поворачивается под действием пружины и скосы B на регулировочной планке 1 и Л на вилке выключения сцепления совмещаются (фиг. 3). Теперь для выключения сцепления и перемещения наружного конца вилки выключения сцепления требуется повернуть рычаги блокировки в первоначальное положение, для чего необходимо преодолеть дополнительное усилие, возникающее на скосах, что ощущается оператором как ступенчатое изменение усилия на педали ("срыв" педали) и является сигналом о достижении предельного износа накладок и необходимости их замены.

Использование предложенного привода позволяет получить надежную информацию о предельно допустимом износе фрикционных накладок, что способствует снижению затрат на обслуживание и ремонт сцепления.

Источники информации

1. SU 601491 A (Горьковский автомобильный завод), 05.04.78, F 16 D 65/32.

Класс F16D66/02 устройства для определения износа 

дисковый тормозной механизм, в частности, для грузового автомобиля -  патент 2505721 (27.01.2014)
тормозная накладка дискового тормоза -  патент 2490525 (20.08.2013)
устройство информирования водителя о предельном износе тормозной накладки -  патент 2452880 (10.06.2012)
дисковый тормоз, в частности, для грузового автомобиля -  патент 2446328 (27.03.2012)
фрикционное изделие -  патент 2438051 (27.12.2011)
фрикционное изделие -  патент 2270945 (27.02.2006)
фрикционное изделие -  патент 2246645 (20.02.2005)
способ определения износа фрикционных накладок тормозов автомобиля -  патент 2224148 (20.02.2004)
устройство для индикации износа фрикционных тормозных накладок в тормозе транспортного средства -  патент 2155891 (10.09.2000)
привод управления фрикционной муфтой -  патент 2148740 (10.05.2000)
Наверх