способ диагностики формирования менструального цикла у девочек-подростков

Классы МПК:A61B5/00 Измерение для диагностических целей
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Михайловская Ирина Витальевна,
Жаркин Александр Федорович,
Ушаков Алексей Александрович
Приоритеты:
подача заявки:
1994-11-11
публикация патента:

Изобретение относится к области медицины и предназначено для диагностики формирования менструального цикла у девочек-подростков. Определяют время появления и исчезновения красной полосы при исследовании кожного дермографизма в эпигастральной области. При появлении красной полосы после нанесения штриха через 14-16 с и ее исчезновении в течение 2-3 мин диагностируют нормальное состояние менструального цикла у здоровой девочки. При появлении красной полосы через 25-35 с и ее исчезновении в течение 6-7 мин диагностируют отсутствие менструаций у здоровой девочки. При появлении красной полосы через 15-17 с и ее исчезновении в течение 7-9 мин диагностируют патологию менструального цикла. Способ позволяет повысить точность диагностики.

Формула изобретения

Способ диагностики формирования менструального цикла у девочек-подростков, путем определения физиологического состояния вегетативной нервной системы, отличающийся тем, что определяют время появления и исчезновения красной полосы при исследовании кожного дермографизма в эпигастральной области и при появлении красной полосы после нанесения штриха через 14 - 16 с и ее исчезновение в течение 2 - 3 мин диагностируют нормальное состояние менструального цикла у здоровой девочки, при появлении красной полосы через 25 - 35 с и ее исчезновение в течение 6 - 7 мин диагностируют отсутствие менструаций у здоровой девочки и при появлении красной полосы через 15 - 17 с и ее исчезновение в течение 7 - 9 мин диагностируют патологию менструального цикла.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области медицины, а именно к рефлексотерапии, и предназначено для диагностики формирования менструального цикла у девочек-подростков.

Известно несколько способов неинвазивной диагностики формирования менструального цикла. Например, симптом "зрачка" позволяет делать заключение о продукции эстрогенов яичниками. На 8-9 день двухфазного менструального цикла наружное отверстие шеечного канала начинает расширяться и в нем появляется стекловидная прозрачная слизь, через 2-3 дня шеечный канал расширяется еще больше, достигая максимума к моменту овуляции. Во второй фазе цикла зев закрывается, слизи в нем нет. При ановуляторном цикле симптом "зрачка" существует в течение длительного времени. Симптом кристаллизации слизи шеечного канала - симптом "папоротника" - при нанесении на предметное стекло слизи из шеечного канала, которая взята в середине цикла, под микроскопом после высушивания можно видеть отчетливый рисунок, напоминающий лист папоротника. При двухфазном менструальном цикле кристаллизация слизи появляется на 7-8-й день цикла. В течение фолликулиновой фазы цикла интенсивность кристаллизации шеечной слизи повышается и достигает максимума в момент овуляции. Во второй фазе цикла симптом "папоротника" постепенно исчезает. Ректальная температура в фазе пролиферации колеблется в пределах 36-36,8o, после овуляции - в пределах 37-37,4o. Монофазная ректальная температура свидетельствует об отсутствии овуляции [1].

Однако, вышеприведенные способы требуют динамического наблюдения за пациенткой в течение месяца, для их выполнения необходимы специальные реактивы и лабораторное оборудование.

Известен также способ применения штриховой пробы с целью определения готовности беременности женщины к родам (Авт. св. N 1437022 А.Ф.Жаркин, С.И. Фофанов. Волгоград. мед. институт).

Авторы проводят штриховую пробу в гипогастральной области, измеряют время от момента нанесения штриха до появления полосы красного или белого цвета, от появления полосы до ее исчезновения. При появлении штриха красного цвета через 7,5 с и менее и при продолжительности его 18 мин и более определяют готовность беременной женщины к родам. Но известный способ, выбранный заявителями в качестве прототипа, относится к акушерству и имеет другую цель: определение готовности беременной женщины к родам путем применения штриховой пробы в гипогастральной области. Этот способ не дает возможности диагностировать формирование менструального цикла у девочек-подростков с большой точностью. Кроме того, недостатком известного способа является длительность его штриховой реакции - 18 мин и более. Известный способ не дает возможности диагностировать различные состояния менструального цикла.

Целью предлагаемого изобретения является повышение точности диагностики.

Поставленная цель достигается в изобретении тем, что определяют константы нормальных и патологических форм у девочек-подростков с различными состояниями менструального цикла и по появлению красной полосы через 14-16 с и до ее исчезновения в течение 2-3 мин судят о нормальном состоянии менструального цикла у здоровой девочки, по появлению красной полосы через 25-35 с и до ее исчезновения в течение 6-7 мин судят об отсутствии менструаций у здоровой девочки, и по появлению красной полосы через 15-17 с и до ее исчезновения в течение 7-9 мин судят о патологии менструального цикла.

Предлагаемый способ имеет существенные преимущества по сравнению с известными способами: он позволяет с большой точностью диагностировать формирование менструального цикла у девочек-подростков, кроме того, способ позволяет очень быстро получить необходимую диагностическую информацию о состоянии менструальной функции у девочек-подростков, предлагаемый способ определяет наличие и качество менструального цикла у здоровой девочки.

Предлагаемый способ прост в исполнении, не требует реактивов, медикаментов и специального оборудования, его можно выполнить шпателем, карандашом, пинцетом, зондом и другими тупыми предметами.

Предлагаемый способ прошел успешную апробацию на 240 девочках-подростках в течение апреля-октября 1994 года в школе-экономико-правовом лицее N 10 г. Астрахани. Способ разработан во время проведения массовых профилактических медицинских осмотров школьниц 7-х, 8-х, 9-х классов.

Ниже приводятся результаты апробации: обследовано 50 здоровых девочек, имеющих нормальный менструальный цикл, затем обследовано 50 здоровых девочек, не имеющих менструаций, и 20 девочек, больных - с различными нарушениями менструального цикла, а также еще 120 девочек с различными экстрагенитальными заболеваниями, имеющих и не имеющих менструации, у них результаты вегетопроб были довольно хаотичными.

Способ осуществляют следующим образом. В амбулаторных условиях девочек укладывают на кушетки и одноразовыми стерильными шпателями проводят им по коже живота в эпигастральной области поверхностными штрихами полосы, измеряют время по секундомеру от момента нанесения штриха до появления красной полосы, затем определяют время до ее исчезновения.

Примеры осуществления предлагаемого способа.

Пример 1. Девочка Е., 1981 г., амб. карта N 10/59. Диагноз: здорова, имеет нормальный менструальный цикл. Обследована в здравпункте школы N 10 г. Астрахани 15 апреля 1994 года. Проведена штриховая проба путем нанесения в эпигастральной области легкого поверхностного штриха стерильным одноразовым шпателем. Время, измеренное секундомером, от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 14 с, время от момента появления красной полосы и до ее исчезновения - 2 мин, что соответствует нормальному состоянию менструального цикла.

Пример 2. Девочка Б., 1981 г., амб. карта N 2/20.

Диагноз: здорова, имеет нормальный менструальный цикл. Обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 15 с, время от момента появления красной полосы до ее исчезновения - 2 мин, что соответствует нормальному состоянию менструального цикла.

Пример 3. Девочка С. , 1981 г., амб. карта N 6/17. Диагноз: здорова, имеет нормальный менструальный цикл. Обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 16 с, время до исчезновения красной полосы - 2 мин, что соответствует нормальному состоянию менструального цикла.

Пример 4. Девочка Л., 1981 г., амб. карта N 8/14. Обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 14 с, время до ее исчезновения - 3 мин, что соответствует нормальному состоянию менструального цикла.

Пример 5. Девочка Л., 1981 г., амб. карта N 3/33. Диагноз: здорова, имеет нормальный менструальный цикл. Обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 15 с, время до ее исчезновения составило 3 мин, что соответствует нормальному состоянию менструального цикла.

Пример 6. Девочка О., 1981 г., амб. карта N 7/16. Диагноз: здорова, имеет нормальный менструальный цикл. Обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 16 с, время до исчезновения красной полосы составило 3 мин, что соответствует нормальному состоянию менструального цикла.

Пример 7. Девочка П. , 1981 г., амб. карта N 31/57. Диагноз: здорова, менструаций нет, обследована в здавпункте школы N 10 18 апреля 1994 г. Способ обследования тот же. Время, измеренное секундомером, от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 25 с, время от момента появления красной полосы до ее исчезновения составило 6 мин, что свидетельствует об отсутствии менструального цикла у здоровой девочки.

Пример 8. Девочка К., 1982 г., амб. карта N 29/54. Диагноз: здорова, менструаций нет, обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 25 с, время от момента появления красной полосы до ее исчезновения - 7 мин, что свидетельствует об отсутствии менструального цикла у здоровой девочки.

Пример 9. Девочка Б. , 1982 г., амб. карта N 28/53. Диагноз: здорова, менструаций нет, обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 30 с, время от момента появления красной полосы до ее исчезновения - 6 мин, что свидетельствует об отсутствии менструального цикла у здоровой девочки.

Пример 10. Девочка Т., 1981 г., амб. карта N 34/57. Диагноз: здорова, менструаций нет, обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 30 с, время до ее исчезновения - 7 мин, что свидетельствует об отсутствии менструального цикла у здоровой девочки.

Пример 11. Девочка Н., 1981 г., амб. карта N 125/51. Диагноз: здорова, менструаций нет, обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 35 с, время от момента появления красной полосы до ее исчезновения - 6 мин, что свидетельствует об отсутствии менструального цикла у здоровой девочки.

Пример 12. Девочка Ш., 1981 г., амб. карта N 49/118. Диагноз: здорова, менструаций нет, обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 35 с, время от момента появления красной полосы до ее исчезновения - 7 мин, что свидетельствует об отсутствии менструального цикла у здоровой девочки.

Пример 13. Девочка Б., 1982 г., амб. карта N 14/9. Диагноз: альгоменорея, обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 15 с, время от момента появления красной полосы и до ее исчезновения - 7 мин, что соответствует патологии менструального цикла.

Пример 14. Девочка Ш., 1981 г., амб. карта N 9/95. Диагноз: альгоменорея, обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 15 с, время от момента появления красной полосы до ее исчезновения - 8 мин, что соответствует патологии менструального цикла.

Пример 15. Девочка Х., 1982 г., амб. карта N 4/17. Диагноз: альгодисменорея, обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 15 с, время от момента появления красной полосы до ее исчезновения - 9 мин, что соответствует патологии менструального цикла.

Пример 16. Девочка В., 1982 г., амб. карта N 1/5. Диагноз: альгодисменорея, обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 16 с, время от момента появления красной полосы до ее исчезновения - 7 мин, что соответствует патологии менструального цикла.

Пример 17. Девочка О., 1981 г., амб. карта N 21/99. Диагноз: альгодисменорея, обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 16 с, время от момента появления красной полосы до ее исчезновения - 8 мин, что соответствует патологии менструального цикла.

Пример 18. Девочка Ч., 1981 г., амб. карта N 22/100. Диагноз: гиперполименорея, обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 16 с, время от момента появления красной полосы до ее исчезновения - 9 мин, что соответствует патологии менструального цикла.

Пример 19. Девочка Н., 1981 г., амб. карта N 23/101. Диагноз: альгодисменорея, обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 17 с, время от момента появления красной полосы до ее исчезновения - 7 мин, что соответствует патологии менструального цикла.

Пример 20. Девочка Т., 1981 г., амб. карта N 7/81. Диагноз: дисменорея, обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 17 с, время от момента появления красной полосы до ее исчезновения - 8 мин, что соответствует патологии менструального цикла.

Пример 21. Девочка Р. , 1981 г., амб. карта N 24/102. Диагноз: альгодисменорея, гиперполименорея, обследована аналогичным способом. Время от момента нанесения штриха до появления красной полосы составило 17 с, время от момента появления красной полосы до ее исчезновения - 9 мин, что соответствует патологии менструального цикла.

При запредельных значениях не представляется возможным диагностировать формирование менструального цикла у девочек-подростков.

Предлагаемый способ диагностики формирования менструального цикла у девочек-подростков прост в исполнении, высокоинформативен, не требует материальных затрат, может быть широко рекомендован для экспресс-диагностики зрелости и здоровья репродуктивной системы при проведении массовых профилактических медицинских осмотров школьниц педиатрами и акушерами-гинекологами.

Способ может быть использован в судебной медицине для определения состояния репродуктивной функции у девочек-подростков с дефектами речи и слуха.

Способ может быть использован для дифференциальной диагностики при патологии менструального цикла, а также в качестве критерия излечения гениталий.

Класс A61B5/00 Измерение для диагностических целей

устройство для контроля состояния здоровья -  патент 2529808 (27.09.2014)
способ профилактики профессиональной потери слуха -  патент 2529700 (27.09.2014)
способ прогнозирования эффективности лечения у больных с гипертензионно-гидроцефальным синдромом после перенесенной легкой боевой черепно-мозговой травмы без психопатологической симптоматики -  патент 2529698 (27.09.2014)
способ диагностики увеличения щитовидной железы у мужчин и женщин -  патент 2529630 (27.09.2014)
способ прогнозирования ухудшения клинического течения идиопатической саркомы капоши, перехода хронической формы в подострую, затем в острую форму заболевания -  патент 2529628 (27.09.2014)
способ оценки восприятия информации -  патент 2529482 (27.09.2014)
система получения изображений с кардио-и/или дыхательной синхронизацией и способ 2-мерной визуализации в реальном времени с дополнением виртуальными анатомическими структурами во время процедур интервенционной абляции или установки кардиостимулятора -  патент 2529481 (27.09.2014)
устройство и способ для сбора данных с лица и языка -  патент 2529479 (27.09.2014)
способ подготовки полиграфолога -  патент 2529418 (27.09.2014)
способ дистанционной регистрации и обработки электрокардиограммы и дыхания человека и животных -  патент 2529406 (27.09.2014)
Наверх