жидкое средство для предотвращения образования и удаления снего-ледяных отложений с дорожных покрытий

Классы МПК:C09K3/18 для нанесения на поверхность с целью предотвращения или уменьшения налипания на нее льда, тумана или воды; для нанесения материалов на поверхности с целью предотвращения обледенения или для оттаивания
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "ИНТЕРХИМПРОМ"
Приоритеты:
подача заявки:
1997-11-20
публикация патента:

Изобретение относится к предупреждению образования льдистых наслоений и к удалению снего-ледяных отложений с аэродромных и дорожных покрытий при их эксплуатации в период отрицательных температур для борьбы с зимней скользкос-тью с использованием жидких средств. Жидкое средство для предотвращения образования и удаления снего-ледяных отложений с дорожных покрытий включает, мас. %: карбамид 28-40; аммиачная селитра 35-51; фосфат аммония 0,1-0,5; вода-остальное. Массовое отношение карбамида к аммиачной селитре составляет 0,71-0,83. 1 з.п.ф-лы, 1 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Жидкое средство для предотвращения образования и удаления снеголедяных отложений с дорожных покрытий, включающее карбамид, аммиачную селитру, фосфат и воду, отличающееся тем, что в качестве фосфата оно содержит фосфат аммония при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Карбамид - 28 - 40

Аммиачная селитра - 35 - 51

Фосфат аммония - 0,1 - 0,5

Вода - Остальное

2. Жидкое средство по п. 1, отличающееся тем, что массовое отношение карбамида к аммиачной селитре составляет 0,71 - 0,83.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к предупреждению образования льдистых наслоений и к удалению снеголедяных отложений с аэродромных и дорожных покрытий при их эксплуатации в период отрицательных температур для борьбы с зимней скользкостью.

Известно средство для предотвращения замерзания поверхности дорог, содержащее смесь, мас.%: 50 - 80 сульфата аммония и 20 - 50 мочевины (карбомида), а также 0,1 - 20 от массы смеси моноаммонийфосфат или мононатрийфосфат (JP, заявка N 5819717, Мицубиси Касей Коче К.К., C 09 K 3/18, 19.04.83).

Недостатком этого средства является невысокая эффективность воздействия на гололедные образования, что приводит к более длительному периоду плавления льда и значительному расходу средства.

Известно также жидкое средство для удаления льда и снега на дорогах, содержащие компоненты: вода - карбамид - нитрат аммония в соотношении по массе (4,5 - 5,5):(3,6 - 4,4):(6,3 - 7,7) и по крайней мере, один ингибитор коррозии - бензойная кислота 1,5 - 2% и бензо- или толилтриазол 0,10 - 0,25% от массы компонентов; pH раствора 7,0 - 7,5 и термодинамическая точка замерзания от 18 до 22oC. (WO 96/34927, Kerti Josef и др. CO 9 K 3/18, 1996).

Недостатком этого средства является достаточно высокая стоимость, обусловленная дорогостоящими компонентами, входящими в состав ингибиторов коррозии.

Наиболее близким техническим решением является жидкое средство для удаления льда и/или снега на дорогах и на металлических поверхностях, содержащее 10 - 45 мас.% карбамида и 55 - 90 мас.% аммиачной селитры (нитрат аммония), а также водорастворимый ингибитор коррозии: фосфат, карбонат, хромат и соединение серы в количестве 0,01 - 5% от массы смеси, и воду; средство можно использовать в виде 4 - 10%-ного водного раствора (GB 1070169, Standart Oil Conpany, CO 9 K 3/18, 01/06/67).

Недостатком этого раствора является достаточно высокая вязкость, что в известной степени снижает удобство при его использовании в процессе нанесения на дорожные покрытия, особенно в периоды низких температур. Другим недостатком известного средства является также низкая коррозионная стойкость и большой расход на единицу площади для удаления снеголедяных отложений.

Целью изобретения является снижение скользкости на дорогах в зимнее время за счет предотвращения замерзания и удаления с поверхности дорог рыхлого снега, уплотненного снега (наката) и стекловидного льда, а также снижение вредного воздействия на окружающую среду.

Предложенное жидкое средство для предотвращения образования и удаления снего-ледяных отложений содержит, мас.%:

Карбамид (мочевина) - 28 - 40

Аммиачная селитра (нитрат аммония) - 35 - 51

Фосфат аммония - 0,1 - 0,5

Вода - Остальное

при массовом отношении карбамида к аммиачной селитре 0,71 - 0,83.

Входящие в средство компоненты в предложенных пределах их содержания в водном растворе наиболее эффективно снижают скользкость дорожных покрытий при отрицательных температурах ниже -20oC и позволяют восстановить шероховатость дорожных покрытий и как следствие - снизить простои и аварийные ситуации авиационной и дорожной техники.

Кроме того, компоненты, входящие в состав средства, не оказывают отрицательного воздействия на окружную среду и обеспечивают достаточную коррозионную стойкость узлов и агрегатов транспортных средств.

Жидкое средство указанного назначения готовят следующим образом.

Раствор аммиачной селитры с массовой долей в нем 78 - 87% NH4NO3 с температурой 90 - 110oC смешивают с раствором карбамида с массовой долей CO (NH2)2 69 - 78% при температуре 95 - 120oC с последующим охлаждением раствора до 30 - 40oC и подачей в него конденсата пара для выравнивания состава по содержанию воды и раствора фосфата аммония.

Пример. Для приготовления жидкого средства используют 28 кг карбамида (Гост 2081-75, марка Б), 35 кг аммиачной селитры (Гост 2-85) и 0,5 кг фосфата аммония (ТУ 6-08-342-76) и 36,5 кг конденсата пара. Полученное средство имеет следующие характеристики:

Плотность раствора при 20oC - 1288 г/м3

Температура кристаллизации, oC - -17

Температура замерзания, oC - -26

Вязкость при 20oC, сП - 3

pH - 7

В критические периоды средство наносят на дорожное покрытие путем налива или распыления, при этом снеголедяные отложения плавятся или переходят в подвижное состояние (в случае ледяных отложений) и легко удаляются.

В таблице представлены характеристики предложенного средства (примеры 1 - 4) и известного (пример 5), а также оптимальные нормы расхода по устранению скользкости на 1 м2 дорожного покрытия при наличии на этой площади 1 мм снеголедяных отложений в зависимости от концентрации раствора и температуры воздуха.

Величины норм расхода средства определены из условия ликвидации скользкости на дорогах при частичном плавлении уплотненного рыхлого снега до состояния приобретения этими отложениями 20% влажности, при которой ранее уплотненный слой снега разрыхляется, а свежевыпавший снег не уплотняется под действием транспортных средств, при этом ледяные отложения расплавляются полностью.

Варьируя концентрацией и содержанием компонентов жидкого средства в зависимости от температуры воздуха, можно быстро и эффективно удалять снеголедяные отложения с покрытия дорог.

Неоспоримым преимуществом данного средства перед известными является то, что все входящие в него компоненты благотворно влияют на жизнедеятельность природной среды, улучшая свойства почво-растительного покрова, а также значительно уменьшают скорость коррозии транспортных средств.

Класс C09K3/18 для нанесения на поверхность с целью предотвращения или уменьшения налипания на нее льда, тумана или воды; для нанесения материалов на поверхности с целью предотвращения обледенения или для оттаивания

способ поэтапного получения противообледенительной жидкости с загустителем -  патент 2526378 (20.08.2014)
способ поэтапного получения композиции загустителя противообледенительной жидкости и композиция загустителя -  патент 2525553 (20.08.2014)
антигололедная композиция (варианты) и способ ее изготовления -  патент 2523470 (20.07.2014)
антигололедная композиция -  патент 2521381 (27.06.2014)
противообледенительная жидкость -  патент 2520436 (27.06.2014)
противообледенительная жидкость -  патент 2519177 (10.06.2014)
противообледенительная жидкость -  патент 2519175 (10.06.2014)
противогололедный реагент и способ его применения -  патент 2500708 (10.12.2013)
способ предотвращения смерзания влажного сыпучего железосодержащего продукта обогатительного процесса -  патент 2500707 (10.12.2013)
авиационный противо-/антиобледенитель -  патент 2495071 (10.10.2013)
Наверх