мотор-колесо транспортного средства

Классы МПК:B60K7/00 Расположение двигателей в ведущих колесах транспортного средства или вблизи от них
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Челябинский государственный технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
1995-11-09
публикация патента:

Использование: в машиностроении и может быть применено в гидростатических трансмиссиях колесных и гусеничных транспортных средств. Сущность изобретения: мотор-колесо оснащено пластинчатой гидромашиной, ротор с пластинами которой соединен со ступицей, а расположенный внутри ротора профилированный статор соединен с осью колеса, выполненной с каналами подвода и отвода рабочей среды. Соединение статора с осью колеса выполнено в виде многогранника, по углам которого расположены зубья для передачи крутящего момента. Кроме того, мотор-колесо снабжено стояночным тормозом, расположенным внутри него между фланцем оси и ступицей. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Мотор-колесо транспортного средства, содержащее пластинчатую гидромашину и ступицу, опирающуюся посредством подшипников на ось с фланцем, причем ротор с пластинами гидромашины соединен со ступицей, а расположенный внутри ротора профилированный статор соединен с осью, выполненной с маслоканалами подвода и отвода рабочей среды, отличающееся тем, что оно снабжено стояночным тормозом, расположенным внутри мотор-колеса между фланцем оси и ступицей и включающим в себя блокирующие диски, соединенные внутренними зубьями с осью, и блокируемые диски, соединенные наружными зубьями со ступицей и зажатые между упорной и нажимной шайбами тарельчатыми пружинами, а растормаживающий силовой кольцевой гидроцилиндр размещен в теле оси.

2. Мотор-колесо по п.1, отличающееся тем, что соединение статора с осью выполнено в виде многогранника, по углам которого расположены зубья передачи крутящего момента, а на плоских гранях вокруг маслоканалов выполнены кольцевые канавки, в которых размещены уплотнительные кольца.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в гидростатических трансмиссиях колесных и гусеничных транспортных средств.

Известен радиально-поршневой гидромотор, установленный на ось колеса (см. Гидравлические трансмиссии современных зарубежных тракторов (обзор, М., 1962). Известны мотор-колеса фирмы "ПОКЛЕН ИДРОЛИКС", содержащие ступицу, ось колеса, радиально-поршневые моторы и тормоза.

Наиболее близким к изобретению является мотор-колесо транспортного средства, содержащее гидромашину и ступицу, опирающуюся посредством подшипников на ось колеса, причем ротор с пластинами гидромашины соединен со ступицей, а расположенный внутри ротора профилированный статор соединен с осью, выполненной с маслоканалами подвода и отвода рабочей среды (патент США N 3932076, кл. B 60 K 7/00, 1976, прототип).

Однако в этом решении отсутствует тормоз, который бы мог при конструктивных особенностях такого мотор-колеса обеспечивать эффективное его затормаживание. Кроме того, соединение в упомянутом решении статора с осью колеса выполнено резьбовым, что увеличивает его осевые габариты.

В основу изобретения положена техническая задача создать такую конструкцию мотор-колеса, которая обеспечивала бы при простоте конструкции большой крутящий момент и малые габариты, а также надежное торможение.

Задача решается тем, что мотор-колесо, содержащее ступиц, опирающуюся посредством подшипников на ось колеса, согласно изобретению снабжено пластинчатой гидромашиной, ротор с пластинами которой соединен со ступицей, а расположенный внутри ротора профилированный статор соединен с осью колеса, выполненной с каналами подвода и отвода рабочей среды, согласно изобретению соединение статора с осью колеса выполнено в виде многогранника с плоскими гранями, по углам которого расположены зубья, а на плоских гранях, в зонах маслоканалов, выполнены кольцевые канавки, в которых размещены уплотнительные кольца, согласно изобретению ось колеса снабжена многодисковым фрикционным стояночным тормозом, блокирующим ступицу относительно оси колеса, посредством усилий тарельчатых пружин, с размещением растормаживающего силового кольцевого гидроцилиндра в теле оси колеса.

Оснащение мотор-колеса пластинчатой гидромашиной с соединением ротора со ступицей, а расположенного внутри ротора профилированного статора с осью колеса позволяет обеспечить большой крутящий момент и значительно уменьшить габариты. Соединение статора с осью колеса в виде многогранника с плоскими гранями, по углам которого расположены зубья, а на плоских гранях вокруг маслоканалов выполнены кольцевые канавки, в которых размещены уплотнительные кольца, позволяет передать большой крутящий момент и в тоже время позволяет уплотнить каналы подвода и отвода рабочей среды. Снабжение мотор-колеса многодисковым фрикционным стояночным тормозом с тарельчатыми пружинами и с растормаживающим силовым кольцевым гидроцилиндром, размещенным в теле оси колеса, позволяет сократить габариты, блокировать ступицу относительно оси колеса при длительной стоянке и особенно в аварийном режиме, например при разрыве рукава высокого давления, когда давление в гидросистеме падает и мотор-колесо становится неуправляемым.

На фиг. 1 показана конструкция мотор-колеса; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Мотор-колесо содержит пластинчатую гидромашину 1, ротор 2 с пластинами 3 которой соединен со ступицей 4, а расположенный внутри ротора 2 профилированный статор 5 соединен с осью колеса 6. Соединение профилированного статора 5 с осью колеса 6 выполнено в виде многогранника 7 (фиг. 2) с плоскими гранями 8, по углам которого расположены зубья 9. На плоских гранях 8 вокруг маслоканалов выполнены кольцевые канавки 10, в которых размещены уплотнительные кольца 11. Ось колеса 6 имеет многодисковый фрикционный стояночный тормоз 12 с тарельчатыми пружинами 13 и с растормаживающим силовым кольцевым гидроцилиндром 14, размещенным в теле оси колеса 6. Мотор-колесо крепится к раме машины фланцем 15 оси колеса 6, а колесо монтируется на фланце 16 ступицы 4. Ось колеса 6 имеет каналы 17 подвода и отвода рабочей среды.

Мотор-колесо работает следующим образом.

Среда управления подается в силовой кольцевой гидроцилиндр 14, который воздействует на тарельчатые пружины 13, растормаживая ступицу 4 относительно оси колеса 6. При подаче рабочей среды по каналам 17 через плоские грани 8 многогранника 7 и далее через профилированный статор 5 в рабочие камеры, образованные пластинами 3, сила ее давления вращает ротор 2 пластинчатой гидромашины 1 и соединенную с ним ступицу 4 вокруг профилированного статора 5 и оси колеса 6. Зубья 9 передают крутящий момент. Уплотнительные кольца 11 предотвращают утечки рабочей среды.

Класс B60K7/00 Расположение двигателей в ведущих колесах транспортного средства или вблизи от них

конструкция шасси воздушного судна и узел передней опоры шасси -  патент 2509685 (20.03.2014)
электрический гусеничный ходовой механизм, а также его применение для самоходной рабочей машины -  патент 2489295 (10.08.2013)
транспортное средство высокой проходимости -  патент 2483937 (10.06.2013)
мотор-колесо -  патент 2476330 (27.02.2013)
ведущий управляемый мост транспортного средства -  патент 2468936 (10.12.2012)
колесный движитель перекатывающегося типа -  патент 2467890 (27.11.2012)
ведущий мост транспортного средства -  патент 2460651 (10.09.2012)
электромотор-колесо -  патент 2446061 (27.03.2012)
колесо на магнитной подушке -  патент 2431573 (20.10.2011)
узел привода для аккумуляторного вильчатого погрузчика -  патент 2425265 (27.07.2011)
Наверх