способ контроля скорости судна при обрастании корпуса
Классы МПК: | B63B9/00 Способы проектирования, строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации или определения характеристик водных транспортных средств, не отнесенные к другим группам |
Автор(ы): | Александров Владимир Леонидович, Матлах Александр Петрович, Нечаев Юрий Иванович, Поляков Виктор Исаакович, Ростовцев Дмитрий Михайлович |
Патентообладатель(и): | Александров Владимир Леонидович, Матлах Александр Петрович, Нечаев Юрий Иванович, Поляков Виктор Исаакович, Ростовцев Дмитрий Михайлович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-11-18 публикация патента:
27.05.1998 |
Использование: изобретение относится к судостроению и касается разработки способа контроля скорости судна при обрастании корпуса, при этом изобретение может быть применено для создания экспертной системы обеспечения мореходных качеств судов. Сущность изобретения заключается в том, что при реализации способа контроля скорости судна при обрастании, заключающегося в измерении высоты бугорков шероховатости и определении расчетом дополнительного вязкостного сопротивления с последующей оценкой снижения скорости судна, согласно изобретению, дополнительно измеряют скорость судна, число оборотов главного двигателя и осадки носом и кормой корпуса и учитывают их при расчете дополнительного вязкостного сопротивления. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ контроля скорости судна при обрастании корпуса, заключающийся в измерении высоты бугорков шароховатости и определении расчетом дополнительного вязкостного сопротивления с последующей оценкой снижения скорости судна, отличающийся тем, что дополнительно измеряют скорость судна, число оборотов главного двигателя и осадки носом и кормой корпуса и учитывают их при расчете дополнительного вязкостного сопротивления.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, а именно, к способам контроля скорости при эксплуатации судов, и может быть использовано при создании экспертной системы обеспечения мореходных качеств судов. Известен способ контроля скорости судна при обрастании корпуса, заключающийся в измерении высоты бугорков шероховатости и определении расчетом дополнительного вязкостного сопротивления с последующей оценкой снижения скорости судна. Сущность изобретения: дополнительно измеряют скорость судна, число оборотов главного двигателя и осадки носом и кормой корпуса и учитывают их при расчете дополнительного вязкостного сопротивления. На чертеже представлена обобщенная функциональная структурная схема устройства, реализующая предлагаемый способ. Способ контроля скоростей судна при обрастании корпуса осуществляют следующим образом. С помощью датчиков в измерительном блоке 1 регистрируют высоту шероховатости Кв, скорость судна v, осадки носом Тн и кормой Тк и число оборотов n главного двигателя. Поступающие с датчиков сигналы коммутируют и подвергают предварительной обработке в блоке 2, где происходит их сглаживание и преобразование в цифровые коды. По данным измерений устанавливают:1. Полное гидродинамическое сопротивление
R = 75KNn/v
где
- пропульсивный КПД;
КN - коэффициент, численное значение которого находят по характеристике двигателя. 2. Приращение вязкостного сопротивления
Rv= R-Ro,
где
Ro= 75KNn/vo;
v0 - скорость судна во время ходовых испытаний. 3. Долю вязкостной компоненты в балансе полного сопротивления
Kv = Rv/R,
где
;
RF= F(v2/2)S;
F= 0,455/(lgRe)2,58;
Re = vL/;
- кинематический коэффициент вязкости;
;
V - объемное водоизмещение, определенное по данным измерений осадок носом и кормой;
K = 33,82(B/L)2(T/B);
- коэффициент общей полноты;
L, B, T - главные размерения судна. 4. Потерю скорости во время эксплуатации (прогноз)
vi= viF(c,t)[1+(1-K)(v-vi)/v],
где
F(c,t) = c1t + c2t2 + c3t + c4t2;
С1 = 2,8910-4Кv;
С2 = 1,610-3С1;
С4 = 7,610-1С3;
- отношение параметра шероховатости (среднеквадратической высоты бугорков) к его первоначальному значению, измеренному перед спуском судна;
t - число дней плавания после докования. 5. Фактическую скорость судна
vф= vi-vi,
и осуществляют мероприятия по выбору эксплуатационной скорости и борьбе с обрастанием на основе рекомендаций экспертной системы. Операции по обработке данных измерений выполняются в вычислительном блоке 7 с помощью ЭВМ. Полученные данные заносят во внешнюю память 8, выводят на дисплей 9 и документируют с помощью принтера 10. Устройство, реализующее способ, работает следующим образом. С помощью датчиков, размещенных в блоке 1, ведут измерения высоты бугорков шероховатости корпуса. Одновременно производят измерения скорости судна, осадок носом и кормой, числа оборотов главного двигателя, сигналы от которых поступают на средства обеспечения совместимости 2, состоящие из блока нормирования и коммутации сигналов 3, управляющего процессора 4, АЦП 5 и интерфейса 6, осуществляющего преобразование исходной информации и ввод ее в ЭВМ 7 с периферийным оборудованием, включающим накопитель на магнитном диске 8, цветной графический дисплей 9 и печатающее устройство 10, позволяющее реализовать разработанный алгоритм обработки данных измерений и отобразить результаты в виде, удобном для судоводителя.
Класс B63B9/00 Способы проектирования, строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации или определения характеристик водных транспортных средств, не отнесенные к другим группам