опора скольжения

Классы МПК:F16C17/02 радиальные 
F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Кузбасский государственный технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
1994-03-22
публикация патента:

Опора скольжения предназначена для использования в опорах валов. В опоре скольжения цапфа вала имеет синусоидообразный профиль в продольном сечении. Средняя полуволна профиля имеет форму, позволяющую рассекать поток смазочного материала. Паз в корпусе выполнен синусоидообразного профиля. Такое выполнение обеспечивает увеличение несущей способности и надежности опоры скольжения путем увеличения длины линии контакта и среднего диаметра цапфы вала. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Опора скольжения, содержащая корпус с пазом, цапфу вала и вкладыш, отличающаяся тем, что цапфа вала имеет синусоидообразный профиль в продольном сечении, средняя полуволна которого имеет форму, позволяющую рассекать поток смазочного материала, при этом паз в корпусе выполнен синусоидообразного профиля.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок.

Известна опора скольжения [1], состоящая из корпуса с двумя пазами прямоугольного сечения, антифрикционных вкладышей, размещенных на цапфе вала и входящих в пазы корпуса. Упругий элемент поджимает бурты вкладышей к стенкам пазов, создавая торцевое уплотнение опоры.

Недостаток данной конструкции - низкая несущая способность.

Также известен подшипник скольжения [2], корпус которого имеет паз полукруглого сечения, наклоненный к оси вала. На цапфе вала выполнен выступ, входящий в паз, что повышает надежность крепления деталей.

К недостаткам данного подшипника можно отнести недостаточную защищенность поверхностей трения от проникнов ения внешних абразивных частиц, невысокую несущую способность опоры.

В качестве наиболее близкого аналога рассматривается опора скольжения [3] (с. 368, рис.370, б), содержащая цапфу вала и корпус, а также установленный в корпусе и охватывающий цапфу вкладыш и канал для подвода смазки.

Основной недостаток - высокое удельное давление в пятне контакта, что снижает надежность данной конструкции и, как следствие, недостаточная несущая способность опоры.

Технический результат - повышение несущей способности и надежности опор скольжения.

Это достигается тем, что в опоре скольжения, содержащей корпус с пазом, цапфу вала и вкладыш, цапфа вала имеет в продольном сечении профиль синусоидообразной формы, средняя полуволна которого имеет форму, позволяющую рассекать поток смазочного материала, при этом паз в корпусе выполнен синусоидообразного профиля.

На чертеже представлен продольный разрез опоры скольжения.

Опора скольжения имеет корпус 1 с пазом синусоидообразного профиля, в котором установлен вкладыш 2. Цапфа 5 вала имеет в продольном сечении профиль синусоидообразной формы. Средняя полуволна 3 имеет форму, позволяющую рассекать поток смазочного материала, подаваемого через отверстие 4. Отработанный смазочный материал отводится через отверстия 6 в корпусе 1, обеспечивая нормальные условия смазки опоры, теплоотвод и удаление продукта износа.

Возможно применение антифрикционных вкладышей указанной формы и твердых смазок на основе графита.

Реализация данной конструкции позволяет увеличить нагрузочную способность и надежность опор скольжения за счет увеличения длины линии контакта и увеличения среднего диаметра цапфы вала. Форма профиля поверхностей точность установки цапфы относительно вкладыша. Сложное профиля создает лабораторное уплотнение и затрудняет доступ абразивных частиц на рабочие поверхности.

Далее приведено сравнение несущих способностей подшипника с постоянным диаметром цапфы вала (наиболее близкий аналог) и предлагаемого подшипника с сечением синусоидообразной формы.

Пусть нагрузка на опору будет Fr=10 кН, диаметр цапфы d1=100 мм, частота вращения вала n= 1000 об/мин. Для компрессоров и насосов соотношение длины вала к диаметру рекомендуется в диапазоне 0,6...1,2 [4], (с.69). Принимаем опора скольжения, патент № 2111387 = l1/d1=0,8; тогда длина вкладыша l1=80 мм.

Окружная скорость на валу:

V = опора скольжения, патент № 2111387опора скольжения, патент № 2111387dопора скольжения, патент № 2111387n/60, м/с; ,

где

d - диаметр цапфы вала; n - частота вращения вала.

V1= опора скольжения, патент № 2111387опора скольжения, патент № 2111387d1опора скольжения, патент № 2111387n/60 = 3,14опора скольжения, патент № 21113870,1опора скольжения, патент № 21113871000/60 = 5,24 м/с. .

Условия расчета [5], (с.277):

p=Fr/(lопора скольжения, патент № 2111387d)<=[p];V<=[pопора скольжения, патент № 2111387V];

где p - удельное давление; [p] - допустимое удельное давление; l - длина линии контакта; Fr - радиальная нагрузка на опору.

Для баббита Б-16 [5], (с. 278): [p]=15 МПа, [pопора скольжения, патент № 2111387V]=10 МПаопора скольжения, патент № 2111387м/с.

Находим удельное давление и pопора скольжения, патент № 2111387V - фактор для первого подшипника:

p1=10000/(100опора скольжения, патент № 211138780)=1,25 МПа <[p]=15 МПа;

p1опора скольжения, патент № 2111387V1=1,25опора скольжения, патент № 21113875,24=6,5 МПаопора скольжения, патент № 2111387м/с<[pопора скольжения, патент № 2111387V]=10 МПаопора скольжения, патент № 2111387м/с.

Для цапфы вала переменного сечения: диаметр средний dср=110 мм, длина увеличивается до l2=140 мм, опора скольжения, патент № 2111387 = l2/dср=110/140=1,27.

Скорость определяется по формуле (I):

V2=3,14опора скольжения, патент № 21113870,11опора скольжения, патент № 21113871000/60=5,75 м/с.

Удельное давление в подшипнике с переменным диаметром цапфы:

p2=10000/(110опора скольжения, патент № 2111387140)=0,65 МПа,[p]=15 МПа;

p2опора скольжения, патент № 2111387V2=0,65опора скольжения, патент № 21113875,75=3,73 МПаопора скольжения, патент № 2111387м/с<[pопора скольжения, патент № 2111387V]=10 МПаопора скольжения, патент № 2111387м/с.

Получим, что удельное давление в предлагаемом подшипнике уменьшается в 1,9 раза, p2опора скольжения, патент № 2111387V2<pопора скольжения, патент № 2111387V1 - в 1,74 раза.

Определим расчетную несущую способность первого и второго (предлагаемого) подшипников при неизменной частоте вращения. Максимальное удельное давление будет:

plmax=[pопора скольжения, патент № 2111387V]/V1=10/5,24=1,9 МПа;

p2max=[pопора скольжения, патент № 2111387V]/V2=10/5,75=1,74 МПа.

После чего расчетная несущая способность, в соответствии с формулой (2), будет равна:

Fr=pmaxопора скольжения, патент № 2111387lопора скольжения, патент № 2111387d,H;

Fr1=1,9опора скольжения, патент № 211138780опора скольжения, патент № 2111387100=15,2 кН;

Fr2=1,74опора скольжения, патент № 2111387140опора скольжения, патент № 2111387110=26,8 кН.

Таким образом, расчетная несущая способность предлагаемого подшипника увеличилась в Fr2/Fr1=1,76 раза без изменения осевого габарита опоры скольжения.

Если произвести только увеличение диаметра цапфы, т.е. d3=110 мм, при той же длине l3=l1=80 мм, то получим по формулам (1)-(4):

V3=5,75 м/с; p3=10000/(80опора скольжения, патент № 2111387110)=1,13 МПа;

p3опора скольжения, патент № 2111387V3=6,53 МПаопора скольжения, патент № 2111387м/с.

При [pопора скольжения, патент № 2111387V] = 10 МПаопора скольжения, патент № 2111387м/с, p3max=1,73 МПа. Расчетная несущая способность будет равна:

Fr3=1,73опора скольжения, патент № 211138780опора скольжения, патент № 2111387110=15,304 кН,

т.е. практически не увеличивается

Таким образом, предложенное техническое решение повышает расчетную несущую способность и надежность опоры скольжения в 1,7 раза (по сравнению с наиболее близким аналогом).

Класс F16C17/02 радиальные 

подшипник скольжения с регулярным микрорельефом -  патент 2475653 (20.02.2013)
подшипник скольжения -  патент 2463492 (10.10.2012)
опора скольжения -  патент 2461744 (20.09.2012)
перфоратор или отбойный молоток с подшипником скольжения, снабженным средством фиксации от проворачивания -  патент 2460632 (10.09.2012)
опорный подшипник скольжения тягового двигателя железнодорожного локомотива (варианты), способ увеличения площади смазываемой поверхности контакта такого подшипника скольжения и смазочный фитиль для использования в таком подшипнике скольжения -  патент 2445520 (20.03.2012)
гидродинамический подшипник скольжения -  патент 2437004 (20.12.2011)
способ сборки подшипника скольжения -  патент 2422690 (27.06.2011)
подшипник скольжения -  патент 2422689 (27.06.2011)
подшипниковая опора торсионной рессоры системы подрессоривания боковой качки рельсового транспортного средства -  патент 2415315 (27.03.2011)
материал подшипника скольжения и его применение -  патент 2414631 (20.03.2011)

Класс F16C33/04 вкладыши; втулки; антифрикционные покрытия 

Наверх