средство спасения летательного аппарата

Классы МПК:B64D25/00 Аварийные устройства, не отнесенные к другим группам
Патентообладатель(и):Таланов Борис Петрович
Приоритеты:
подача заявки:
1996-12-26
публикация патента:

Изобретение может быть использовано в авиационной технике и направлено на обеспечение безопасности посадки летательного аппарата при возникновении аварийной ситуации. Средство спасения летательного аппарата снабжено устройством стабилизации положения летательного аппарата в пространстве, позволяющим развернуть летательный аппарат до вертикального положения с носовой частью вверху, и устройством, создающим подъемную силу, выполненным в виде лопастей, поворачивающихся в аварийной ситуации из прилегающего к поверхности фюзеляжа положения до положения, преимущественно перпендикулярного оси летательного аппарата. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Средство спасения летательного аппарата, включающего фюзеляж, крылья и хвостовое оперенье, содержащее устройство стабилизации положения летательного аппарата в пространстве и устройство, создающее подъемную силу, отличающееся тем, что устройство стабилизации положения летательного аппарата в пространстве выполнено в виде механизма, разворачивающего его до вертикального положения с носовой частью вверху, а устройство, создающее подъемную силу, выполнено в виде лопастей, оси которых установлены на поворотно соединенной с фюзеляжем обойме с упорами и защелками, удерживающими лопасти в преимущественно перпендикулярном оси летательного аппарат положении, при этом устройство, создающее подъемную силу, снабжено управляемыми защелками для удержания лопастей в прилегающем к поверхности фюзеляжа положении.

2. Средство по п.1, отличающееся тем, что устройство стабилизации положения летательного аппарата в пространстве выполнено в виде груза на тросе, закрепленного в хвостовой части летательного аппарата с возможностью отсоединения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к средствам спасения летательного аппарата при возникновении аварийной ситуации.

Известно средство спасения летательного аппарата, включающего фюзеляж, крылья и хвостовое оперение, содержащее устройство стабилизации положения летательного аппарата в пространстве и снижающее скорость падения летательного аппарата, выполненное в виде парашюта, соединенного с вытяжкой ракетой, закрепленной тросами не менее, чем в трех точках [1].

Недостатками известного устройства можно считать обязательное наличие рывка при использовании средства, который может привести к разрушению аппарата или парашюта, а также затрудненность использования такого средства спасения для пассажирского лайнера, имеющего большую массу.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является обеспечение безопасной посадки летательного аппарата при возникновении аварийной ситуации.

Технический результат, достигаемый при осуществлении изобретения, заключается в развороте летательного аппарата до положения, наиболее безопасного для пассажиров при приземлении летательного аппарата и обеспечении его плавного спуска с автоматически регулируемой скоростью.

Технический результат достигается тем, что в средстве спасения летательного аппарата, включающего фюзеляж, крылья и хвостовое оперение, содержащем устройство стабилизации положения летательного аппарата в пространстве и устройство, создающее подъемную силу, устройство стабилизации положения летательного аппарата в пространстве выполнено в виде механизма, разворачивающего его до вертикального положения с носовой частью вверху, а устройство, создающее подъемную силу, выполнено в виде лопастей, оси которых установлены на поворотно соединенной с фюзеляжем обойме с упорами и защелками, удерживающими лопасти в преимущественно перпендикулярном оси летательного аппарата положении, при этом устройство, создающее подъемную силу, снабжено управляемыми защелками для удержания лопастей в прилегающем к поверхности фюзеляжа положении.

Устройство стабилизации положения летательного аппарата в пространстве может быть выполнено в виде груза на тросе, закрепленного в хвостовой части летательного аппарата с возможностью отсоединения.

На фиг. 1 схематично изображен летательный аппарат при наступлении аварийной ситуации; на фиг.2 - узел I на фиг.1; на фиг.3 - разрез A-A на фиг.2.

Летательный аппарат 1 содержит крылья 2, фюзеляж 3, хвостовое оперение 4. На фюзеляже 3 размещена обойма 5, которая подвижно в угловом направлении соединена с фюзеляжем. На обойме 4 закреплена ось 6 с лопастью 7. Конец лопасти 7 удерживается защелкой 8 с приводом 9 и козырьком 10 для снижения аэродинамического сопротивления. Конец лопасти 7 удерживается у защелки 8 пружиной 11. На ступице 12 лопасти 7 закреплена заслонка 13, а с осью 6 соединена вторая защелка 14 с пружиной 15. В хвостовой части летательного аппарата 1 размещен груз 16 на тросе 17, который намотан на катушке 18 с возможностью его отсоединения.

Стабилизирующее устройство летательного аппарата в пространстве образовано тросом 17 с грузом 16, а устройство, создающее подъемную силу, - лопастями 7.

Действует спасательное средство следующим образом.

При возникновении аварийной ситуации, когда летательный аппарат 1 теряет управление и начинает падать, как показано на фиг.1, включается привод 9 от аварийного источника сжатого газа и защелка 8 освобождает лопасти 7, которые под действием пружины 11 в начальный момент, а затем под воздействием воздушного набегающего потока поворачиваются до упора на обойме 5. При этом заслонка 13 удерживает защелку 14 до положения, когда лопасть 7 не займет перпендикулярного оси летательного аппарата 1 положения, при котором пружина 15 подает защелку за лопасть 1 и будет удерживать ее в этом положении. Лопасти 7 начинают вращаться, поглощая энергию падения, что приводит к снижению скорости падения летательного аппарата 1. При этом скорость вращения лопастей будет точно соответствовать скорости движения летательного аппарата. После набора скорости вращения лопастей 7 выбрасывают груз 16 на тросе 17, путем освобождения катушки 18. Груз 16 вылетает и начинает поворачиваться как маятник (показано пунктиром). В нижнем положении груз 16 создает вращающий момент на летательный аппарат 1, который поворачивает его до вертикального положения, после чего груз отсоединяется. Летательный аппарат 1 начинает спускаться, удерживаясь от падения вращающимися лопастями 7, которые приобрели скорость, соответствующую скорости движения летательного аппарата.

Возможно выполнение лопастей складными посередине с дополнительными защелками. Желательно, чтобы обойма 5 была размещена за центром тяжести летательного аппарата ближе к носовой части.

Если летательный аппарат не потерял управления, то вертикальное положение можно получить за счет отклонения закрылков и остальных элементов управления. Возможен случай, когда груз с тросом не понадобиться. Момент стабилизации летательного аппарата в пространстве (вертикальное положение) нужно осуществлять как можно ближе к поверхности приземления, чтобы приобретенная угловая скорость вращения лопастей оказалась достаточной для спуска. Если же приобретенная угловая скорость больше, то можно ожидать незначительного подъема летательного аппарата с последующим спуском.

Вертикальное положение летательного аппарата при приземлении позволяет ему войти в контакт с любой по профилю местностью. После контакта летательный аппарат будет падать в любом направлении, но более вероятно на шасси, так как наклон аппарата, хотя и незначительный, но будет сохраняться. Удар придется на хвостовую часть, где нет энергоносителей. Пассажиры, сидящие в креслах, воспримут нагрузку в удобном для них положении.

Класс B64D25/00 Аварийные устройства, не отнесенные к другим группам

способ обеспечения переносимости космонавтами эксплуатационных и аварийных перегрузок в космическом летательном аппарате -  патент 2527615 (10.09.2014)
кресло космонавта -  патент 2527603 (10.09.2014)
кресло транспортного средства -  патент 2514281 (27.04.2014)
кресло энергопоглощающее -  патент 2509284 (10.03.2014)
амортизационное кресло транспортного средства -  патент 2509005 (10.03.2014)
способ торможения катапультного кресла и система для его осуществления -  патент 2500583 (10.12.2013)
энергопоглощающее кресло летательного аппарата -  патент 2500582 (10.12.2013)
аварийно-спасательная система спасения пассажиров -  патент 2491207 (27.08.2013)
авиационное аэрозольное устройство и способ маркирования места происшествия -  патент 2486593 (27.06.2013)
газогенератор -  патент 2486002 (27.06.2013)
Наверх