отопительно-вентиляционное устройство для салона транспортного средства

Классы МПК:B60H1/24 устройства только для вентилирования или для процессов, не связанных с существенным нагревом или охлаждением воздуха
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Научно-технический центр АВТОВАЗ"
Приоритеты:
подача заявки:
1994-04-08
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных средств, например легковых автомобилей. Задача данного изобретения направлена на повышение эффективности устройства, расширение возможности для ремонта и модификации блоков и узлов всей системы, повышение безопасности водителя и пассажиров во время передвижения автомобиля. Отопительно-вентиляционная система соединена с салоном транспортного средства через отверстие в щитке передка. Со стороны салона к отверстию в щитке предка примыкает блок воздухораспределителя, жестко закрепленный на панели приборов. Внутри блока воздухораспределителя установлены взаимосвязанные посредством тяги заслонки, вращающиеся на осях. Привод заслонок осуществляется от одного рычага через тягу. К верхнему каналу блока воздухораспределителя примыкает воздуховод, через который подается воздух к дефлекторам вдоль ветрового стекла, подающим воздух в зону обзорности ветрового стекла и к боковым соплам, подающим воздух в зону обзорности зеркал заднего вида. К нижнему каналу блока воздухораспределителя присоединен воздуховод, подающий по своим каналам воздух в зону ног водителя и переднего пассажира и по каналу и воздуховодам в зоны ног задних пассажиров. К среднему каналу блока воздухораспределителя примыкает воздуховод, подающий воздух к центральным и боковым дефлекторам вентиляции салона. 1 з. п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

1. Отопительно-вентиляционное устройство салона транспортного средства, содержащее отопительно-вентиляционную установку с теплообменником и вентилятором, воздухораспределитель, включающий в себя взаимосвязанные заслонки, воздуховоды обогрева и обдува ветрового и бокового стекол, подачи воздуха в зону ног водителя и пассажиров передних и задних, подачи воздуха к центральным и боковым дефлекторам вентиляции салона и узел управления заслонками, отличающееся тем, что воздухораспределитель выполнен единым блоком, расположенным в салоне автомобиля и сообщенным посредством отверстия в щитке передка с отопительно-вентиляционной установкой, при этом взаимосвязанные заслонки представляют собой ведомую и ведущую, причем ведущая заслонка связана с узлом управления заслонками и установлена в воздуховоде подачи воздуха в зону ног водителя и пассажиров передних и задних, выполненным единым с возможностью перекрытия воздуховода вентиляции салона транспортного средства при положении ведомой заслонки в воздуховоде обдува и обогрева ветрового и бокового стекол, соответствующем его перекрытию.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что ведомая заслонка выполнена с возможностью принятия промежуточных положений, соответствующих одновременному открытию воздуховодов для обогрева и обдува ветрового и бокового стекол и салона при перемещении заслонки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных средств, например легковых автомобилей.

Известно отопительно-вентиляционное устройство салона транспортного средства (а. с. СССР N 1136971, кл. B 60 H 1/00, прототип), содержащее камеру с установленными в ней вентилятором и теплообменником отопителя, воздухораспределитель, установленный на выходе из корпуса вентилятора, включающий патрубок к соплам для обдува ветрового стекла, патрубок к центральному дефлектору салона, воздуховод подачи воздуха к ногам водителя и переднего пассажира и две взаимосвязанные поворотные заслонки, узел управления заслонками.

Недостатком известного технического решения является отсутствие возможности управления воздухораспределением одним управляющим элементом, так как для подачи воздуха в зону ног задних пассажиров необходимо управлять еще одной заслонкой, что снижает эффективность системы и безопасность движения, так как водителю необходимо дополнительное время для ее управления.

К недостаткам нужно также отнести то, что для подачи воздуха на размораживание и обдув ветрового и боковых стекол существуют два отдельных канала, увеличивающих аэродинамическое сопротивление, усложняющих конструкцию, повышая вес и материалоемкость автомобиля в целом.

Совмещение функции обдува боковых стекол и вентиляции салона через боковые дефлекторы снижает безопасность, так как требует дополнительного времени на их перенастройку из одного режима в другой.

Задача данного изобретения направлена на повышение эффективности устройства путем рационального распределения воздуха; расширение возможности для ремонта и модификации блоков и узлов всей системы, за счет разделения на отдельные элементы; повышение безопасности водителя и пассажиров во время передвижения автомобиля, за счет, минимального по времени, отвлечения водителя от функций непосредственного управления автомобилем и слежения за обстановкой движения для управления распределением воздуха в системе отопления и вентиляции.

Для решения поставленной задачи предлагается следующая конструкция отопительно-вентиляционного устройства, содержащая отопительно-вентиляционную установку, находящуюся в подкапотном пространстве и соединенную с салоном транспортного средства через специальное отверстие в щитке передка, блок воздухораспределителя с двумя взаимосвязанными заслонками, установленный в салоне транспортного средства и соединенный через то же отверстие в щитке передка с отопительно-вентиляционной установкой, блок управления отопительно-вентиляционной установкой и воздухораспределителем, воздуховод обогрева и обдува ветрового и боковых стекол, воздуховод подачи воздуха в зоны ног водителя и пассажиров, переднего и задних, воздуховод подачи воздуха к центральным и боковым дефлекторам вентиляции салона, в блоке распределителя установлены две подвижные взаимосвязанные заслонки, причем ведущая заслонка расположена между воздуховодом в зону ног и воздуховодом вентиляции, а ведомая заслонка - между воздуховодом обдува ветрового и боковых стекол и каналом ведущей заслонки.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения не была известна - следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".

Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".

На фиг. 1 показана принципиальная схема устройства и установка его в салоне транспортного средства;

на фиг. 2 - вид сверху фиг. 1;

на фиг. 3 - сечение А-А фиг. 2;

на фиг. 4, фиг. 5, фиг. 6 - положение заслонок блока воздухораспределителя.

Отопительно-вентиляционное устройство салона транспортного средства, содержащее отопительно-вентиляционную установку 1, расположенную в подкапотном пространстве 2 и соединенную с салоном транспортного средства 3 через отверстие 4 в щитке передка 5. Со стороны салона 3 к отверстию 4 в щитке передка 5 примыкает блок воздухораспределителя 6, который жестко закреплен на панели приборов 7. Внутри блока воздухораспределителя 6 установлены взаимосвязанные посредством тяги 8 заслонки 9,10, вращающиеся на осях 11, 12. Привод заслонок осуществляется от одного рычага 13, например, через тягу 14. К верхнему каналу 15 блока воздухораспределителя 6 примыкает воздуховод 16 через который подается воздух к дефлекторам вдоль ветрового стекла 17, подающий воздух в зону обзорности 18 ветрового стекла и к боковым соплам 19, 20, подающим воздух в зону обзорности 21 зеркал заднего вида 22 на боковых стеклах 22 боковых дверей 24. К нижнему каналу 25 блока воздухораспределителя 6 присоединен воздуховод 26, подающий по своим каналам 27, 28, 29, 30) воздух в зону ног водителя 31 и переднего пассажира 32 и по каналу 33, 34 и воздуховодам 35, 36 в зоны ног задних пассажиров 37, 38. К среднему каналу 39 блока воздухораспределителя 6 примыкает воздуховод 40, подающий воздух к центральным 41 и боковым 42, 43 дефлекторам вентиляции салона.

Устройство работает следующим образом: воздух снаружи транспортного средства подается в отопительно-вентиляционную установку, в котором может быть подогрет до необходимой температуры радиатором, через который циркулирует охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя. Обработанный воздух подается через отверстие в щитке передка в блок воздухораспределителя 6, посредством которого, в зависимости от положений взаимосвязанных заслонок 9, 10, распределяется следующим образом.

При положениях, указанных на фиг. 6, воздух подается по каналам воздуховода в зоны ног водителя, переднего и задних пассажиров, что обеспечивает наибольшую эффективность обогрева салона, в промежуточных положениях заслонок, указанных на фиг. 6, кроме того, обеспечивается подача воздуха в воздуховоды обдува и обогрев ветрового и боковых стекол в режиме отопления салона.

При положениях заслонок, указанных на фиг. 5, весь воздух подается в воздуховод обдува и обогрева ветрового и боковых стекол, что обеспечивает максимальную эффективность этого режима. Как вариант, при промежуточных положениях заслонок, обеспечивается подача воздуха в оба канала сразу.

При положении заслонок, указанных на фиг. 4, весь воздух подается в воздуховод, подающий воздух к центральным и боковым дефлекторам вентиляции салона.

Конструкция блока воздухораспределителя, размеры заслонок и промежуточной тяги, углы поворотов заслонок подобраны таким образом, что за один поворот ведущей заслонки 9, ведомая заслонка 10 совершает два поворота, и соответственно двум крайним положениям заслонки 9 соответствует одно положение ведомой заслонки 10.

Таким образом, установка блока воздухораспределителя, со взаимосвязанными заслонками, и воздуховодов, обеспечивает режимы с максимальной эффективностью:

- обогрев салона;

- обдува и обогрева ветрового стекол;

- вентиляции салона в летнее время года,

а также, в промежуточных положениях заслонок, за счет конструктивных особенностей блока воздухораспределителя, подачу воздуха одновременно:

- в воздуховоды обдува и обогрева ветрового и боковых стекол и отопления салона;

- в воздуховоды вентиляции салона и обдува ветрового и боковых стекол для предотвращения запотевания последних;

- во все каналы одновременно.

Привод к заслонкам осуществляется от одного элемента, что значительно упрощает управление отопительно-вентиляционным устройством автомобиля и привод на работу в необходимом режиме.

Класс B60H1/24 устройства только для вентилирования или для процессов, не связанных с существенным нагревом или охлаждением воздуха

электрическое транспортное средство -  патент 2465156 (27.10.2012)
устройство для вентиляции кабины крановщика -  патент 2306231 (20.09.2007)
вентиляционное устройство (варианты) -  патент 2251490 (10.05.2005)
устройство для отопительно-вентиляционной системы транспортного средства -  патент 2229392 (27.05.2004)
система кондиционирования воздуха для транспортного средства -  патент 2209142 (27.07.2003)
способ и устройство вентиляции кабин операторов машин -  патент 2190540 (10.10.2002)
устройство для отопительно-вентиляционной системы транспортного средства -  патент 2170182 (10.07.2001)
устройство для вентиляции и отопления салона кузова автомобиля -  патент 2148501 (10.05.2000)
устройство для отопления и вентиляции салона транспортного средства -  патент 2132284 (27.06.1999)
вихревой кондиционер для кабин и салонов автотранспортных средств -  патент 2056302 (20.03.1996)
Наверх