антифрикционное изделие

Классы МПК:F16C33/10 конструкции, касающиеся смазки 
Патентообладатель(и):Сагов Магомет Салиханович
Приоритеты:
подача заявки:
1996-04-16
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах. Изделие содержит тело 1, являющееся его основанием, на котором расположена поверхность скольжения 2, состоящая из выступов 3, выполненных равномерно, сужающимися по всему периметру от основания к верхней части поверхности скольжения, и впадин 4, заполненных смазкой 5, которая одновременно закрывает наружную часть 6 выступов 3. В теле 1 выполнены каналы 7, связывающие основания впадин 4 с устройством подачи смазки. 1 з. п. ф-лы. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Антифрикционное изделие, содержащее тело-основание с дополнительно нанесенной на него смазываемой рельефной поверхностью скольжения, рельеф которой характеризуется множеством хаотически расположенных на теле-основании различной произвольной формы выступов, выполненных в сечении плоскостью параллельной наружной части этой поверхности разной произвольной замкнутой формы, расположенных между выступами впадин, заполненных смазкой, отличающееся тем, что выступы рельефной поверхности выполнены сужающимися по всему периметру от основания к наружной части поверхности скольжения, при этом основания соседних выступов находятся в частичном контакте между собой, а промежутки между основаниями выступов связаны через каналы в теле-основании изделия с устройством подачи смазки.

2. Изделие по п.1, отличающееся тем, что выступы поверхности скольжения выполнены из пористого материала.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах.

Известно антифрикционное изделие, содержащее тело-основание с дополнительно нанесенной на него смазываемой поверхностью скольжения, рельеф которой характеризуется множеством хаотически расположенных на теле-основании различной произвольной формы выступов, выполненных в сечении плоскостью, параллельной наружной части этой поверхности разной произвольной замкнутой формы, и впадин, заполненных смазкой.

Это изделие при нормальной нагрузке обеспечивает достаточно хорошее удержание смазки и равномерное распределение давления в слое смазки, расположенном между антифрикционным изделием и рабочей поверхностью взаимодействующего с ним элемента (вал, направляющие и т.д.).

В то же время при значительных нагрузках в контакт с рабочей поверхностью могут вступать верхние части выступов, имеющих достаточно большую общую площадь наружной поверхности. Это может привести к разрыву слоя смазки и образованию в нем турбулентности.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в обеспечении при любых нагрузках процесса трения только непосредственно в слое смазки, т.е. жидкостного трения без срыва слоя и снижения турбулентности, за счет уменьшения площади наружной части выступов.

Указанный технический результат достигается тем, что в антифрикционном изделии, содержащем тело-основание с дополнительно нанесенной на него смазываемой рельефной поверхностью скольжения, рельеф которой характеризуется множеством хаотически расположенных на теле различной произвольной формы выступов, выполненных в сечении плоскостью, параллельной наружной части этой поверхности разной произвольной замкнутой формы, и расположенных между выступами впадин, заполненных смазкой, выступы рельефной поверхности выполнены равномерно сужающимися по всему периметру от основания к наружной части поверхности скольжения, при этом основания соседних выступов находятся в частичном контакте между собой, а промежутки между основаниями выступов связаны через каналы в теле-основании изделия с устройством подачи смазки. Кроме того, выступы поверхности скольжения выполнены из пористого материала.

На фиг. 1 показано антифрикционное изделие - вид сверху, на фиг. 2 - вертикальное сечение антифрикционного изделия.

Антифрикционное изделие содержит тело 1, являющееся его основанием, на котором расположена нанесенная на него и выполненная из антифрикционного материала поверхность скольжения 2, состоящая из множества хаотически расположенных на тело-основании произвольной формы выступов 3, выполненных равномерно сужающимися по всему периметру от основания к верхней части поверхности скольжения, и распложенных между выступами впадин 4, заполненных смазкой 5, которая одновременно закрывает наружную часть 6 выступов 3. Фактически изделие состоит из двух слоев, выполненных из различного материала. Верхний слой наносится на тело-основание известными при изготовлении подшипников скольжения технологическими приемами. Основания соседних выступов, как показано на чертежах, находятся в частичном контакте между собой, а сечения выступов плоскостью, параллельной наружной части поверхности скольжения, имеют различную произвольную форму (фиг. 1). В теле-основании 1 выполнены каналы 7, связывающие основания впадин 4 с устройством подачи смазки. Выступы 3 могут быть выполнены из пористого материала.

Работает изделие следующим образом.

Из системы подачи смазки смазка через каналы 7 поступает во впадины 4, заполняет их, пропитывает поры выступов и выступает над наружной поверхностью выступов, заполняя при этом зазор между поверхностью скольжения антифрикционного изделия и рабочей поверхностью элемента, взаимодействующего с изделием. При этом между этими поверхностями образуется слой смазки, обеспечивающий между указанными поверхностями жидкостное трение при их относительном перемещении друг относительно друга. Выполнение выступов хаотической формы и сужающихся к поверхности скольжения обеспечивает увеличение в ней объема смазочного материала, взаимодействующего с рабочей поверхностью, в результате чего происходит стабильное поддержание слоя смазки даже при высоких динамических нагрузках. За счет небольшой площади наружной части выступов снижается возможность образования турбулентного движения жидкости в слое смазки и срыва этого слоя. Выполнение выступов из пористого материала обеспечивает удержание смазки в зоне впадин.

Предложенное антифрикционное изделие позволяет использовать его в подшипниковых узлах с подшипниками скольжения радиального и упорного типа, работающих при значительном давлении, динамических нагрузках и больших скоростях относительного перемещения между этим изделием и рабочей поверхностью вала, подпятника и т.д.

Класс F16C33/10 конструкции, касающиеся смазки 

подшипник турбокомпрессора -  патент 2500932 (10.12.2013)
блоки опорной втулки и подъемного механизма -  патент 2494954 (10.10.2013)
устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2494298 (27.09.2013)
упорный подшипник скольжения из синтетической смолы -  патент 2489614 (10.08.2013)
машина с удерживающим подшипником с антифрикционным слоем из жидкого металла -  патент 2483414 (27.05.2013)
подшипник скольжения с регулярным микрорельефом -  патент 2475653 (20.02.2013)
предварительно подпружиненный подшипниковый узел и оборудование для бурения скважин, содержащее этот узел -  патент 2470140 (20.12.2012)
система подшипникового узла с интегральным распределением смазки и оборудование для бурения скважин, содержащее эту систему -  патент 2468184 (27.11.2012)
трущаяся деталь в смазочной среде, работающая при контактном давлении, превышающем 200 мпа -  патент 2466307 (10.11.2012)
комбинированный способ смазки моторно-осевого подшипника и устройство для его реализации -  патент 2458265 (10.08.2012)
Наверх