привод несущего винта вертолета

Классы МПК:B64C27/18 с реактивными устройствами 
Патентообладатель(и):Дученко Александр Лазаревич
Приоритеты:
подача заявки:
1995-11-23
публикация патента:

Использование: изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкции привода несущего винта вертолета. Сущность изобретения заключается в том, что привод несущего винта вертолета, выполненный в виде газовой турбины и содержащий втулку винта с лопастью, общий газопровод, имеет сферическую газовую камеру, которая закреплена в фюзеляже шарнирно, на камере шарнирно закреплена трубчатая ось втулки винта, при этом втулка винта выполнена с рассекателем, на котором выполнены лопатки, изогнутые в направлении, противоположном вращению лопасти винта, причем в полости лопасти винта закреплены лопатки турбины, а сама лопасть закреплена во втулке винта с помощью сферического фланца - универсального шарнира, общий газопровод выполнен с возможностью подачи рабочего тела в сферическую камеру, из которой рабочее тело по трубчатой оси поступает во втулку винта и через универсальные шарниры в виде сферических фланцев - на лопатки турбины, а вращение втулки винта обеспечивается подшипником с уплотнением. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Привод несущего винта вертолета, выполненный в виде газовой турбины и содержащий втулку винта с лопастью, образующий газопровод, отличающийся тем, что он содержит сферическую газовую камеру, которая закреплена в фюзеляже шарнирно, на камере шарнирно закреплена трубчатая ось втулки винта, при этом втулка винта выполнена с рассекателем, на котором выполнены лопатки, изогнутые в направлении, противоположном вращению лопасти винта, причем в полости лопасти винта закреплены лопатки турбины, а сама лопасть закреплена во втулке винта с помощью сферического фланца - универсального шарнира, общий газопровод выполнен с возможностью подачи рабочего тела в сферическую камеру, из которой рабочее тело по трубчатой оси поступает во втулку винта и через универсальные шарниры в виде сферических фланцев - на лопатки турбины, а вращение втулки винта обеспечивается подшипником с уплотнением.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкции привода несущего винта вертолета.

Известен привод несущего винта вертолета, выполненный в виде газовой турбины и содержащий втулку винта с лопастью, общий газопровод.

Основным недостатком известного устройства является его техническое несовершенство, препятствующее широкому использованию в конструкциях систем передачи вертолетов.

Целью изобретения является устранение указанного недостатка.

Для этого привод несущего винта вертолета, выполненный в виде газовой турбины и содержащий втулку винта с лопастью, общий газопровод, согласно изобретению содержит сферическую газовую камеру, которая закреплена в фюзеляже шарнирно, на камере шарнирно закреплена трубчатая ось втулки винта, при этом втулка винта выполнена с рассекателем, на котором выполнены лопатки, изогнутые в направлении, противоположном вращению лопасти винта, причем в полости лопасти винта закреплены лопатки турбины, а сама лопасть закреплена во втулке винта с помощью сферического фланца - универсального шарнира, общий газопровод выполнен с возможностью подачи рабочего тела в сферическую камеру, из которой рабочее тело по трубчатой оси поступает во втулку винта и через универсальные шарниры в виде сферических фланцев - на лопатки турбины, а вращение втулки винта обеспечивается подшипником с уплотнением.

На фиг. 1 дан вид привода винта сбоку; на фиг. 2 - вид привода винта сверху без втулки, оси, лопасти; на фиг. 3 - прикорневая часть лопасти, заключенная между обшивкой и лонжероном с размещенными в ней лопатками турбины, прямолинейным соплом в плане; на фиг. 4 - лабиринтное размещение лопаток, размерами стрелок показан нарастающий поток газа, профиль.

Предлагаемое устройство включает: двигатель 1, тарелку клапана 2, общий газопровод 3, подшипник скольжения 4 с уплотнением, сферическую газовую камеру 5, трубчатую ось втулки 6 винта, подшипник с уплотнением 7, отверстие 8 для подачи газа в лопасть, рассекатель 9, втулку 10 винта, прямолинейное сопло 11, лопасть 12, лонжерон 13, дефлектор сферический 14, крышку люка 15, лопатки турбины 16, сферический фланец 17, щель струйного закрылка 18, выхлопные отверстия радиальной центробежной турбины 19.

Двигатели закреплены на фюзеляже и соединены газовыми трактами с общим газопроводом 3 в виде тройника. В тройнике 3 шарнирно закреплена тарелка клапана 2 с возможностью вращения в горизонтальной плоскости для автоматического перекрытия газового тракта остановившегося двигателя. Общий газопровод 3 через подшипник скольжения 4 с уплотнением соединен со сферической газовой камерой 5, которая закреплена в фюзеляже шарнирно с возможностью вращения вокруг оси общего трубопровода для отклонения вектора тяги в поперечной плоскости. На камере 5 шарнирно закреплена ось втулки 6 винта с помощью сферического фланца 17, обеспечивающего отклонения вектора тяги в продольной плоскости. Подшипник с уплотнением 7 обеспечивает вращение втулки 10 винта. Отверстия 8 служат для крепления лопастей с помощью сферических фланцев и подачи газов в полость лопасти. Рассекатель 9 закреплен на крышке люка 15. На рассекателе выполнены лопатки, изогнутые в направлении, противоположном вращению лопасти винта так, что втулка 10 винта с рассекателем 9 образуют радиальную центробежную турбину. На фиг. 3 показана полость лопасти, заключенная между лонжероном 13 и обшивкой. В полости закреплены лопатки 16 турбины в порядке возрастания их площади и прямолинейное сопло 11, выполненное на нижней стороне лопасти под острым углом к хорде лопасти. По периметру втулки винта выполнены выхлопные отверстия 19 радиальной центробежной турбины. Лопасть 12 закреплена во втулке 10 с помощью фланца, являющегося универсальным шарниром.

Работает устройство следующим образом.

Рабочее тело двигателей, обтекая тарелку 2 клапана, поступает в общий газопровод 3, откуда газы поступают в сферическую камеру 5, из которой направляются в трубчатую ось втулки 6 винта. Далее газы поступают во втулку 10, из которой через отверстия 8 подаются в полость лопасти 12, приводя лопасть во вращение. Оставшаяся часть энергии газов реализуется соплом 11 на создание дополнительного вращающего момента лопасти. При этом весь газовый тракт в составе позиций 3, 5, 6, 10, 8, 14, 9 работает как направляющий газовый аппарат турбины реактивного двигателя.

Класс B64C27/18 с реактивными устройствами 

турбовинтовая силовая установка разнесенной винтовой схемы с переключающими реактивными и винтовыми типами тяг воздушного летательного аппарата -  патент 2529737 (27.09.2014)
воздушное транспортное устройство -  патент 2501714 (20.12.2013)
способ работы компрессорного воздушно-реактивного двигателя -  патент 2495269 (10.10.2013)
способ горизонтального полета высокоскоростного винтокрылого летательного аппарата -  патент 2494925 (10.10.2013)
вращающееся уплотнение -  патент 2470207 (20.12.2012)
пилон подвески турбореактивного двигателя для летательного аппарата -  патент 2400401 (27.09.2010)
струйно-щелевая лопасть (варианты) -  патент 2362707 (27.07.2009)
вертолет с водяными реактивными устройствами (варианты) -  патент 2344967 (27.01.2009)
способ аварийной посадки вертолета -  патент 2313476 (27.12.2007)
вертолет -  патент 2271310 (10.03.2006)
Наверх