способ восстановления звездочек приводных цепей

Классы МПК:B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий
B22D19/10 восстановление дефектных или поврежденных изделий путем наплавки
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Зайченко Юрий Александрович,
Косаревский Владимир Валерьевич
Приоритеты:
подача заявки:
1996-12-11
публикация патента:

Использование: изобретение относится к машиностроению, а именно к восстановлению звездочек различного назначения с помощью наплавки, и может быть использовано, в частности, для восстановления зубьев гусеничных колес тракторов с предельным износом. Сущность изобретения заключается в том, что зубчатые венцы удаляют частично до чертежного диаметра делительной окружности звездочки, а дополнительные элементы выполняют из прутка длиной, равной толщине венца зуба, причем после восстановления профиля зубьев звездочки нагревают до 700 - 800oС с последующим нанесением шихты толщиной слоя 4 - 6 мм из гранулированного твердого сплава и боросодержащего флюса и упрочняют поверхности зубьев ТВЧ в течение 30 - 120 с, при этом диаметр прутка рассчитывают по формуле

a = Dв - Dд : 2,

где a - диаметр прутка дополнительного элемента;

Dв - диаметр выступов звездочки;

Dд - диаметр делительной окружности.

Формула изобретения

Способ восстановления звездочек приводных цепей, заключающийся в удалении изношенного зубчатого венца с последующим восстановлением контура зацепления путем присоединения дополнительных элементов, отличающийся тем, что зубчатые венцы удаляют частично до чертежного диаметра делительной окружности, дополнительные элементы выполняют из части прутка длиной, равной толщине венца зуба, после присоединения дополнительных элементов осуществляют наплавку до восстановления профиля зубьев, причем после восстановления профиля зубьев звездочки нагревают до 700 - 800oС, наносят слой шихты толщиной 4 - 6 мм из гранулированного твердого сплава и боросодержащего флюса и упрочняют поверхность зубьев токами высокой частоты в течение 30 - 120 с, при этом диаметр a прутка для дополнительных элементов определяют по формуле

a = (Dв - Dд)/2,

где Dв - диаметр выступов звездочки, мм;

Dд - диаметр делительной окружности, мм.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к восстановлению звездочек различного назначения с помощью наплавки, в частности ведущих колес гусениц тракторов с предельным износом зубьев.

Известен способ восстановления зубчатых колес (см. авт.св. N 1682109, кл. B 23 P 6/00, Б 37, 1991), при котором нанесение присадочного материала осуществляют электродуговой наплавкой, а при формировании зуба по всей высоте колеса в зубе выполняют сквозное отверстие, затем его помещают в закрытый объем, эквизистантный профилю зуба, а электрод вводят в это отверстие до основания закрытого объема, который заполняют металлом, полученным при наплавке.

Недостатком известного способа является то, что его можно использовать для восстановления изделий с небольшим износом, так как при больших износах требуется для восстановления профиля значительное количество металла.

За прототип выбран способ восстановления звездочек цепных передач (см. книгу Молодых Н.В., Зенкин А.С. Восстановление деталей машин, М.: Машиностроение. 1989, ст. 371-375), заключающийся в том, что изношенный зубчатый венец удаляют, а затем фрезеруют или изготавливают новый зубчатый венец в виде дополнительных элементов, восстанавливаемых профиль зубчатого зацепления, которые приваривают к обрезанной ступице.

Однако недостатком прототипа является то, что в этом способе удаляют весь зубчатый венец, а затем новый, выполненный фрезерованием, приваривают к ступице, что снижает эксплуатационную надежность и срок службы восстановленных изделий.

При этом указанная технология требует большого расхода наплавочного материала и высокой энергоемкости.

Задача изобретения - повышение эксплуатационной надежности и срока службы восстановленных деталей.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе восстановления звездочек приводных цепей, заключающемся в удалении изношенного зубчатого венца с последующим восстановлением контура зацепления путем присоединения дополнительных элементов, зубчатые венцы удаляют частично до чертежного диаметра делительной окружности звездочки, дополнительные элементы выполняют из части прутка длиной, равной толщине венца зуба, после присоединения дополнительных элементов осуществляют наплавку до восстановления профиля зубьев, причем после восстановления профиля зубьев звездочки нагревают до 700-800oC, наносят слой шихты толщиной 4-6 мм из гранулированного твердого сплава и боросодержащего флюса и упрочняют поверхность зубьев токами высокой частоты в течение 30-120 с, при этом диаметр прутка для дополнительных элементов определяют по формуле

способ восстановления звездочек приводных цепей, патент № 2109614

где

a - диаметр прутка для дополнительных элементов, мм;

Dв - диаметр выступов звездочки, мм;

Dд - диаметр делительной окружности, мм.

На чертеже изображена технология восстановления зубчатого колеса; где а) - изношенный зуб; б) - обрезка зуба; в) - прихватка ремонтной заготовки; г) - восстановление профиля зуба.

Способ осуществляется следующим образом.

При предельном износе зубьев ведущих звездочек (зубчатых колес) вершины последних обрезают на величину a при условии, что

способ восстановления звездочек приводных цепей, патент № 2109614

где

Dв - диаметр выступов;

Dд - диаметр делительной окружности.

Из круга диаметром, равным a, отрезают ремонтные заготовки (дополнительные элементы) длиной, равной чертежной ширине зуба при вершине.

В сварочной кондуктор укладывают звездочку и дополнительные элементы, осуществляя затем прихватку электросваркой последних к телу колеса. После этого звездочку с дополнительными элементами устанавливают на стенд для восстановления профиля зубьев дуговой наплавкой, после которой профиль зубьев контролируют специальным шаблоном. Затем производят тщательное удаление сварочного шлака с упрочняемой поверхности.

После этого звездочку устанавливают на вращатель специального манипулятора, с помощью которого упрочняемую поверхность размещают в горизонтальное положение и нагревают до 700-800oC. На нагретую поверхность наносят слой шихты толщиной 5 мм, состоящей из гранулированного твердого сплава и специального боросодержащего флюса.

Предварительный нагрев упрочняемый поверхности звездочки способствует уменьшению магнитной проницаемости порошкового сплава, уменьшает ссыпание шихты с упрочняемой поверхности и улучшает распределение нанесенного износостойкого сплава по толщине слоя.

После нанесения шихты упрочняемую поверхность подводят под индуктор, питаемый от высокочастотного генератора мощностью 60 кВт и частотой 440 кГц и упрочняет поверхность зуба в течение 30-120 с. Для исключения замыканий витков индуктор через шихту нагревающий виток индуктора располагают выше плавящего витка на 3-4 мм.

Шихта расплавляется и после кристаллизации сплава зуб звездочки выводят из-под индуктора, колесо поворачивают до установки следующей упрочняемой поверхности в горизонтальное положение, и приведенные операции повторяют до тех пор, пока не обработают все зубья.

Пример. Восстановлению подлежало ведущее колесо трактора ДТ-75, имеющее 23 зуба с большим износом. Изготовили специальный шаблон, повторяющий геометрические параметры новой звездочки, где Dв = 690 мм; Dд = 660 мм.

Обрезали зубья колеса по специальному шаблону. Изготовили 23 ремонтные заготовки из прутка диаметром 15 мм, длиной, равной 25 мм. Затем уложили колесо в кондуктор и присоединили к каждому зубу ремонтную заготовку, после чего поочередно их прихватывали электросваркой. После этого на стенде дуговой наплавкой восстановили профиль зубьев и проверили шаблоном.

Счистив сварочный шлак абразивным кругом, предварительно перед упрочнением поверхности ее нагрели до 800oC. Затем на нагретую поверхность насыпали шихту: сплав ПГС-27 по ГОСТ 21448-89 и соответствующий флюс НП-2, толщиной 5способ восстановления звездочек приводных цепей, патент № 21096140,5 мм.

С помощью генератора ВЧГ-9 произвели наплавку каждого зуба. Режим наплавки: мощность I - 60 кВт, частота 440 кГц, длительность процесса t - 90-120 с.

Предложенный способ восстановления зубчатых колес позволяет простым по технологии методом увеличивать эксплуатационную надежность и срок службы восстановленных колес в 1,5-2 раза выше новых колес. Испытания проведены в 18 хозяйствах Краснодарского края и нашли широкое использование.

Класс B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий

способ упрочнения рабочего органа почвообрабатывающей машины -  патент 2529610 (27.09.2014)
способ ремонта полых валков центробежной машины для получения минеральной ваты -  патент 2529147 (27.09.2014)
способ упрочняющего восстановления стрельчатых лап культиваторов различного назначения -  патент 2527558 (10.09.2014)
способ восстановления лопатки турбины, снабженной по меньшей мере одной платформой -  патент 2527509 (10.09.2014)
способ восстановления изношенных поверхностей металлических деталей -  патент 2524470 (27.07.2014)
способ и устройство для обработки уплотнительной поверхности запорной арматуры -  патент 2521569 (27.06.2014)
способ восстановления лемехов плугов -  патент 2520875 (27.06.2014)
способ ремонта диска вентиляторного ротора турбореактивного двигателя, вентиляторный ротор турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель -  патент 2519707 (20.06.2014)
способ задержки развития дефектов в конструкциях и устройство "токмач" для его осуществления -  патент 2519386 (10.06.2014)
способ восстановления и упрочнения стальных рабочих лопаток влажнопаровых ступеней паровой турбины -  патент 2518036 (10.06.2014)

Класс B22D19/10 восстановление дефектных или поврежденных изделий путем наплавки

устройство для электрошлаковой наплавки -  патент 2514245 (27.04.2014)
способ индукционного упрочнения и восстановления деталей -  патент 2507027 (20.02.2014)
способ получения биметаллических слитков с износостойким наплавленным слоем -  патент 2501628 (20.12.2013)
способ реставрации анодных штырей алюминиевых электролизеров -  патент 2500501 (10.12.2013)
ролик для поддерживания и транспортирования горячего материала, имеющий наплавленный посредством сварки материал, присадочный сварочный материал, а также сварочная проволока для проведения наплавки сваркой -  патент 2499654 (27.11.2013)
способ восстановления колодцев корпусов шестеренных насосов из алюминиевых сплавов -  патент 2416489 (20.04.2011)
способ восстановления шеек стальных коленчатых валов -  патент 2385211 (27.03.2010)
способ получения разнородного покрытия с антифрикционными свойствами -  патент 2385210 (27.03.2010)
устройство для восстановления деталей электрошлаковой наплавкой -  патент 2368476 (27.09.2009)
способ восстановления изношенных поверхностей деталей машин -  патент 2352444 (20.04.2009)
Наверх