способ охлаждения валков

Классы МПК:B21B27/10 снаружи 
Автор(ы):, , , , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат"
Приоритеты:
подача заявки:
1997-05-13
публикация патента:

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано на нереверсивных станах кварто для горячей и холодной прокатки листовой стали. Способ охлаждения валков клети кварто включает подачу охлаждающей жидкости в зону контакта рабочего и опорного валков и ее разгон вдоль оси рабочего валка от середины бочки к краям по спиральным канавкам левого и правого направлений на поверхности опорного валка. С целью повышения равномерности охлаждения валков и качества прокатываемых полос разгон охлаждающей жидкости осуществляют по спиральным канавкам с углом подъема, равномерно увеличивающимся от середины бочки к ее краю с 80 - 84o до 87 - 95o. 1 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ охлаждения валков клети кварто путем подачи охлаждающей жидкости в зону контакта рабочего и опорного валков и ее разгона вдоль оси рабочего валка от середины бочки к краям по спиральным канавкам левого и правого направлений на поверхности опорного валка, отличающийся тем, что разгон охлаждающей жидкости осуществляют по спиральным канавкам с углом подъема, равномерно увеличивающимся от середины бочки к ее краю с 80 - 84o до 87 - 95o.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано на нереверсивных станах кварто для горячей и холодной прокатки листовой стали.

Известен способ охлаждения валков клети кварто, согласно которому охлаждающую жидкость подают в зону контакта рабочего и опорного валков и осуществляют ее разгон вдоль оси рабочего валка от середины бочки к краям по спиральным канавкам левого и правого направлений на поверхности опорного валка [1].

Недостаток известного способа состоит в том, что он не обеспечивает равномерного охлаждения бочки рабочего валка, что снижает равномерность температуры, тепловой выпуклости и ухудшает качество прокатываемых полос.

Наиболее близким по своей технической сущности и достигаемым результатам к предлагаемому изобретению является способ охлаждения и очистки поверхности валков при холодной прокатке путем подачи охладителя в зону контакта рабочего и опорного валков. При этом охлаждающую жидкость разгоняют вдоль оси рабочего валка от середины к краям бочки по спиральным канавкам на поверхности опорного валка. Разгон охлаждающей жидкости от середины бочки рабочего валка в противоположные стороны обеспечивается спиральными канавками левого и правого направлений [2] - прототип.

Указанный способ также не обеспечивает равномерного охлаждения по всей длине бочки, что приводит к нестабильности тепловой выпуклости валков и ухудшению качества прокатываемых полос.

Цель изобретения состоит в повышении равномерности охлаждения валков и качества прокатываемых полос.

Цель достигается тем, что в известном способе охлаждения валков клети кварто путем подачи охлаждающей жидкости в зону контакта рабочего и опорного валков и ее разгона вдоль оси рабочего валка от середины бочки к ее краям по спиральным канавкам левого и правого направлений на поверхности опорного валка, согласно предложению разгон охлаждающей жидкости осуществляют по спиральным канавкам с углом подъема, равномерно увеличивающимся от середины бочки к ее краю с 80-84o до 87-95o.

Известное и предложенное технические решения имеют следующие общие признаки. Оба они являются способами охлаждения валков клети кварто путем подачи охлаждающей жидкости в зону контакта рабочего и опорного валков. Оба предусматривают разгон охлаждающей жидкости вдоль оси рабочего валка от середины бочки к ее краям. В обоих случаях разгон осуществляют по спиральным канавкам левого и правого направлений по поверхности опорного валка.

Отличия предложенного способа заключаются в том, что разгон охлаждающей жидкости осуществляют по спиральным канавкам с углом подъема, равномерно увеличивающимся от середины бочки к ее краю, тогда как в известном - по спиральным канавкам с постоянным углом подъема. Другое отличие состоит в том, что угол подъема спиральных канавок увеличивается с 80-84o до 87-95o, тогда как в известном способе угол подъема спиральных канавок не регламентирован.

Указанные отличительные признаки проявляют во всей совокупности новые свойства, не присущие им в известных совокупностях признаков и состоящие в повышении эффективности охлаждения валков и качества прокатываемых полос. Побочным эффектом является повышение стойкости опорных валков, так как в местах наиболее вероятного появления выкрошек, расположенных на концевых участках бочки, шаг спиральных канавок увеличен (вследствие увеличения угла подъема спиральных канавок) и поверхность бочки опорного валка ослаблена канавками в меньшей степени. Хотя регламентирование угла подъема спиральной канавки само по себе известно (а.с. СССР N 1245368, кл. B 21 B 27/10, 1986), эта величина постоянна и неприемлема в предложенном техническом решении, так как приводит к ухудшению охлаждения валков и качества прокатываемых полос. Это свидетельствует о соответствии предложенного технического решения критерию "существенность отличий".

Сущность изобретения поясняется следующим. При прокатке полос температурное поле по длине бочки рабочего валка распределено неравномерно: средняя часть бочки имеет максимальную температуру, которая снижается к ее краям. Для выравнивания температурного поля рабочего валка середину его бочки следует охлаждать более интенсивно, чем края. Выполнение спиральных канавок на поверхности опорного валка с углом подъема, равномерно увеличивающимся от середины бочки к ее краям с 80-84o до 87-95o, позволяет организовать более интенсивное охлаждение середины бочки рабочего валка, уменьшающееся к ее краям. За счет этого достигается повышение равномерности температуры и тепловой выпуклости рабочего валка, точности и плоскостности прокатываемых полос.

Экспериментально установлено, что при угле подъема спиральной канавки в середине бочки опорного валка менее 80o эффективность охлаждения снижается вследствие сокращения продолжительности единичного цикла разгона охлаждающей жидкости. Увеличение этого угла более 84o ухудшает равномерность температурного поля рабочего валка: температура в середине бочки становится ниже, чем по краям. В результате ухудшается качество прокатываемых полос. При угле подъема спиральной канавки на краю бочки более 95o снижается эффективность охлаждения концевых участков рабочего валка, увеличивается их температура и тепловая выпуклость, на прокатываемых полосах образуется краевая волна. Уменьшение этого угла менее 87o приводит к ухудшению равномерности охлаждения и к тому же, ослаблению поверхности бочки опорного валка слишком большим числом витков спиральной канавки.

Примеры осуществления способа.

На бочках опорных валков непрерывного широкополосного стана 2000 горячей прокатки выполняют спиральные канавки левого и правого направлений, расходящиеся от середины бочки к ее краям. Каждая из спиральных канавок имеет угол подъема, равномерно увеличивающийся от середины бочки к ее краю от способ охлаждения валков, патент № 2109584c=82o до способ охлаждения валков, патент № 2109584.

Опорные валки со спиральными канавками, а затем и рабочие валки заваливают в 11-ю клеть стана. После этого осуществляют горячую прокатку полос. В процессе прокатки валки охлаждают подачей воды в зону контакта рабочего и опорного валков. При вращении валков спиральные канавки на поверхности опорного валка разгоняют охлаждающую воду по длине бочки рабочего валка от середины к ее краям. За счет регламентированного изменения угла подъема спиральной канавки достигается изменение интенсивности охлаждения: средняя более горячая часть бочки рабочего валка охлаждается интенсивнее, чем ее края. Это приводит к улучшению равномерности охлаждения и повышению качества прокатываемых полос: перепад температуры по длине бочки способ охлаждения валков, патент № 2109584 T = 3oC, неплоскостность полос S = 1 мм/м, относительная разнотолщинность способ охлаждения валков, патент № 2109584 H = способ охлаждения валков, патент № 21095841%.

Варианты реализации способа и показатели их эффективности приведены в таблице.

Как следует из данных, приведенных в таблице, наилучшую равномерность охлаждения валков и качество прокатываемых полос обеспечивает предложенный способ (варианты 2-4).

В случае запредельных значений заявленных параметров (варианты 1 и 5) и при реализации способа-прототипа (вариант 6) эффективность охлаждения валков и качество прокатанных полос ухудшаются.

Технико-экономические преимущества предложенного способа заключаются в том, что разгон охлаждающей жидкости по спиральным канавкам правого и левого направлений, выполненным на бочке опорного валка, с углом подъема, равномерно увеличивающимся от середины бочки к ее краям с 80-84o до 87-95o, обеспечивает наилучшие условия охлаждения валков, повышает равномерность температуры по длине бочки валков и улучшает качество прокатываемых полос. Помимо этого достигается повышение стойкости опорных валков за счет увеличения шага между витками спирали на краях бочки.

За базовый объект принят способ-прототип. Использование предложенного способа охлаждения валков нереверсивной клети кварто позволит повысить рентабельность производства горячекатаной и холоднокатаной полосовой стали на 17%.

Класс B21B27/10 снаружи 

способ охлаждения рабочих валков стана горячей прокатки полосы и устройство для его осуществления -  патент 2487772 (20.07.2013)
способ и устройство для охлаждения валков прокатной клети -  патент 2483817 (10.06.2013)
устройство для охлаждения валка в прокатной клети -  патент 2469807 (20.12.2012)
способ и устройство для смазки валков и прокатываемой полосы в прокатной клети -  патент 2463118 (10.10.2012)
способ охлаждения рабочих валков станов горячей прокатки -  патент 2457913 (10.08.2012)
способ охлаждения прокатных валков и устройство для охлаждения прокатных валков -  патент 2446025 (27.03.2012)
способ и устройство для смазки валков -  патент 2400318 (27.09.2010)
способ непрерывной прокатки изделий -  патент 2385194 (27.03.2010)
прокатная клеть с опорными и/или рабочими валками для прокатки листов или полос -  патент 2375132 (10.12.2009)
способ смазки прокатываемого материала -  патент 2364454 (20.08.2009)
Наверх