учебный стетофонендоскоп

Классы МПК:A61B7/02 стетоскопы 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Московское авиационное производственное объединение "МИГ",
Научная консультационно-внедренческая фирма "Социнновация"
Приоритеты:
подача заявки:
1995-04-05
публикация патента:

Использование: в медицинской технике, может быть использовано как в диагностических исследованиях, так и для повышения качества учебного процесса при освоении методики аускультации. Технический результат: сокращение времени подготовки обучаемого, проведение совместного обследования пациентов двумя и более специалистами. Сущность: учебный стетофонендоскоп содержит головку с раструбом, вильчатое распределительное устройство, систему звукопроводов, тройник со слуховыми трубками с ушными оливами и средство перекрытия, снабжен по крайней мере одним сообщенным с системой звукопроводов переговорным звукоприемником и средством его перекрытия. Возможно также выполнение стетофонендоскопа с возможностью переговорного звукоприемника на тройнике, на вильчатой приставке или на каждом звукопроводе. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Учебный стетофонендоскоп, содержащий головку с раструбом, связанную звукопроводом с вильчатой приставкой, соединенной звукопроводом с тройником, снабженным слуховыми трубками, соединенными между собой пружинами оголовья, и ушными оливами на их концах, и средство перекрытия, отличающийся тем, что он снабжен как минимум одним звукоприемником со средством перекрытия, которое подключено по крайней мере к одному из звукопроводов.

2. Стетофонендоскоп по п.1, отличающийся тем, что звукоприемник установлен на тройнике.

3. Стетофонендоскоп по п.1, отличающийся тем, что звукоприемник соединен звукопроводом с вильчатой приставкой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в диагностических исследованиях и для повышения качества учебного процесса при освоении методики аускультации.

Известно устройство для аускультации, содержащее звукоприемную головку с двумя камерами, звукопровод и оголовье, причем одна из камер выполнена с гофрированными боковыми стенками (SU, авт. св. N 226084, кл. A 61 B 7/00, 1964).

Такая конструкция устройства для аускультации хотя и обеспечивает его повышенную чувствительность к низкочастотным составляющим аускультативных признаков, но затрудняет получение достоверной информации, так как при пользовании одним стетофонендоскопом наблюдается разорванность процесса аускультации.

В период паузы характеристики выслушиваемых звуков могут кардинально изменяться, мигрировать. Преподаватель комментирует, только предполагая, что обучаемый слышит то же, что слышал он сам. Вместе с тем даже незначительное смещение раструба фонендоскопа обучаемого с зоны, аскультируемой ранее преподавателем, может привести к изменению характеристик исследуемых звуков.

Кроме того, преподаватель и обучаемый зачастую используют стетофонендоскопы различных модификаций, что также изменяет характеристики исследуемых звуков при аускультации с целью обучения.

Известен также стетофонендоскоп, включающий головку со звукоприемником (раструбом), вильчатую приставку, систему звукопроводов, тройник, пружины оголовья, слуховые трубки с ушными оливами и средство переключения [1].

Такое выполнение устройства для прослушивания (стетофонендоскопа) позволяет слушать исследователям или преподавателю и обучаемому одно и тоже, так как они пользуются общей головкой стетофонендоскопа и разными звукопроводами, слуховыми трубками с ушными оливами, однако не позволяет вести диалог между ними, так необходимый для акцентирования внимания на специально выслушиваемых звуках.

Задача изобретения заключается в том, чтобы избежать указанных трудностей и создать такой стетофонендоскоп, который при относительной простоте конструкции обеспечивал возможность пользования несколькими исследователями или преподавателем и обучаемыми, а также позволял без перерыва в аускультации вести диалог между ними.

Это достигается благодаря тому, что учебный стетофонендоскоп, включающий головку со звукоприемником (раструбом), вильчатую приставку, систему звукопроводов, тройник, пружины оголовья и слуховые трубки с ушными оливами, снабжен по крайней мере одним, сообщенным с системой звукопроводов переговорным звукоприемником и средством его перекрытия.

Возможно и такое выполнение стетофонендоскопа, когда переговорный звукоприемник установлен на тройнике или на вильчатой приставке, или на каждом звукопроводе.

На фиг. 1 изображен общий вид учебного стетофонендоскопа; на фиг. 2 - схема работы спаренным учебным стетофонендоскопом с переговорным звукоприемником на вильчатой приставке; на фиг. 3 - то же, на каждом звукопроводе; на фиг. 4 - схема работы c использованием группового варианта и расположением переговорного звукоприемника либо на первой вильчатой приставке, либо на тройниках; на фиг. 5 - схема работы учебным стетофонендоскопом в аудитории с использованием электронного переговорного звукоприемника.

Учебный стетофонендоскоп содержит головку 1 (фиг. 1) с раструбами 2, 3 и 4 и вильчатую приставку 5, соединенную звукопроводами 6 и 7 с тройниками 8 и 9 и разветвляющимися звуководами 10, 11 и 12, 13, сообщенными со слуховыми трубками 14, 15 и 16, 17, соединенными между собой пружинами 18 и 19 с центральными шарнирами 20, 21. Слуховые трубки заканчиваются ушными оливами 22, 23 и 24, 25. На тройниках 8 и 9 установлены переговорные звукоприемники 26, 27, сообщенные с системами звукопроводов 6 и 7 и имеющие средства их отключения 28 и 29. Переговорный звукоприемник 26 может быть включен в вильчатую приставку 5 (фиг. 2) и также иметь средство отключения 28. Переговорный звукоприемник 26 с вильчатой приставкой 5 может быть соединен, например, трубчатым звукопроводом 30 для удобства пользованием как преподавателем, так и обучаемым.

На фиг. 4 изображена схема использования этим учебным стетофонендоскопом группой обучаемых. Для этого вильчатую приставку 5 наращивают, например, еще двумя-тремя такими же вильчатыми приставками 31 и 32, 33 и так до тех пор, пока не будет обеспечена возможность включения в учебный процесс всех обучаемых.

Переговорные звукоприемники 26, 27 могут быть установлены как на первой вильчатой приставке 5, так и на каждом тройнике, как изображено на фиг. 1, 3.

В аудитории, оборудованной средствами для подключения звукопроводов 6 и 7 (фиг. 5), преподаватель, использующий электронный переговорный звукоприемник, в процессе выслушивания исследуемого человека комментирует услышанные звуки для акцентирования внимания обучаемых.

Используется учебный стетофонендоскоп следующим образом.

В первом (упрощенном) варианте при пользовании учебным стетофонендоскопом преподаватель и студент (фиг. 1, 2 и 3) вставляют оливы 22, 23 и 24, 25 в уши, а головку 1, например раструб 2, подносят к телу исследуемого и прижимают его для получения герметичной системы: исследуемый человек - учебный стетофонендоскоп - преподаватель, студент.

При этом звуки от исследуемого человека через раструб 2 (или 3, 4) головки 1 (фиг. 1) вильчатую приставку 5, звукопроводы 6 и 7, тройники 8 и 9, разветвляющиеся звуководы 10-13, слуховые трубки 14-17, ушные оливы 22-25 воспринимаются преподавателем и студентом. Используя средства отключения 28 и 29, включают переговорные звукоприемники 26 и 27, что позволяет преподавателю и студенту в процессе аускультации обмениваться мнением об услышанном, разговаривая, не вынимая олив оголовья из слуховых проходов, через переговорный звукоприемник. При этом звуковые волны распространяются по системе звукопроводов подключенных стетофонендоскопов.

Можно выполнить учебный стетофонендоскоп с одним переговорным звукоприемником на преподавателя и студента (фиг. 2). Переговорный звукоприемник 26 со средством его включения, отключения 28 через трубопровод 30 соединен с вильчатой приставкой 5.

Используя несколько дополнительных вильчатых приставок 31, 32, 33 (фиг. 4), можно обеспечить дополнительное обучение еще 4-х студентов.

Переговорные звукоприемники 26, 27 могут быть выполнены со своими звуководами, соединенными с головкой 1 (фиг. 3), например с вильчатой приставкой 5.

При выполнении учебного стетофонендоскопа с электронными переговорным звукоприемником (микрофонами) и телефонами, установленными в раструбе 26 или 3, 4 головки 1 и ушных оливах 22-25, его можно использовать в аудиториях для обучения большого количества студентов.

Использование предложенной конструкции учебного стетофонендоскопа позволяет сократить время подготовки обучаемого, повысить качество подготовки и снизить трудозатраты в учебно-педагогическом процессе, а также может быть использовано при проведении совместного обследования пациентов двумя и более специалистами.

Источники информации:

1. Авт. св. СССР 1769856, кл. A 61 B 7/00, 1992.

2. Авт. св. СССР 1660684, кл. A 61 B 7/02, 1991.

Класс A61B7/02 стетоскопы 

способ аускультативной диагностики экссудативного плеврита с помощью стереостетофонендоскопа -  патент 2509528 (20.03.2014)
способ аускультативной диагностики пневмонии с помощью стереостетофонендоскопа -  патент 2502462 (27.12.2013)
диагностирование непроходимости мочеиспускательного канала -  патент 2451487 (27.05.2012)
комбинированная система подачи/очистки воздуха -  патент 2397705 (27.08.2010)
индивидуальный электронный стетоскоп -  патент 2316256 (10.02.2008)
способ оценки силы тонов сердца и устройство для его осуществления -  патент 2261046 (27.09.2005)
стетофонендоскоп -  патент 2126652 (27.02.1999)
стетофонендоскоп -  патент 2123286 (20.12.1998)
полифон -  патент 2079286 (20.05.1997)
помехозащищенный акустический датчик для стетоскопа -  патент 2071726 (20.01.1997)
Наверх