опора качения

Классы МПК:F16C19/14 для восприятия как радиальной, так и осевой нагрузки 
F16C33/51 из не соединенных между собой деталей 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Товарищество с ограниченной ответственностью "Эмвак"
Приоритеты:
подача заявки:
1996-01-23
публикация патента:

Изобретение может быть использовано в самосмазывающихся опорах вращения валов, работающих с большой радиальной нагрузкой и небольшими частотами вращения в сверхвысоком вакууме. Опора качения состоит из внешнего и внутреннего колец, цельнометаллических несущих шариков или роликов и сепарирующих шариков или роликов, поверхности которых выполнены из твердосмазочного материала. Приведено соотношение размеров рабочих и сепарирующих шариков или роликов, при котором устраняется возможность самозаклинивания. Опора качения позволяет повысить точность исполнительных механизмов, их надежность и долговечность при работе в сверхвысоком вакууме. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Опора качения, отличающаяся тем, что она содержит корпус, стопорное кольцо и установленные в корпусе радиально-упорные подшипники, включающие наружные и внутренние кольца, цельнометаллические несущие шарики или ролики, сепарирующие шарики или ролики, расположенные поочередно с несущими шариками или роликами, имеющие на поверхности твердосмазывающий материал, при этом сепарирующие шарики или ролики выполнены диаметром Dс, определяемым из неравенства

Dн-Hб.н -Hб.в<D<D-2опора качения, патент № 2109178д-2опора качения, патент № 2109178R,

где Hб.н - высота наружного бортика;

Hб.в - высота внутреннего бортика;

Dн - диаметр несущих шариков или роликов

опора качения, патент № 2109178д - упругая деформация;

опора качения, патент № 2109178R - высота микронеровностей.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к самосмазывающимся опорам вращения валов, работающим с большой радиальной нагрузкой и небольшими частотами вращения в сверхвысоком вакууме, требующем высокотемпературного обезуглеращивающего прогрева.

Известен роликовый подшипник, в котором для уменьшения сил трения и вероятности заклинивания часть роликов - сепарирующие ролики, изготовлены из того же материала, что и несущие ролики, но имеют меньший диаметр (патент США N 1972355, кл. F 16 C 3/00, 1974).

Однако, использование одинаковых материалов для сепарирующих и несущих роликов подшипников, работающих в вакууме при больших радиальных нагрузках, приводит к возрастанию сил трения за счет схватывания и задира контактирующих поверхностей, к увеличению газовыделения, износа и, как следствие, к снижению точности и долговечности подшипника.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является роликовый подшипник, который содержит наружное и внутреннее кольца, тела качения и сепарирующие элементы, расположенные поочередно с телами качения (SU, авторское свидетельство, 708082, кл. F 16 C 33/51, 1980).

Техническим результатом изобретения является устранение возможности заклинивания элементов и снижение интенсивности их износа, чем увеличена долговечность опоры.

Технический результат достигается за счет выполнения сепарирующих шариков или роликов, устанавливаемых между несущими шариками или роликами, с диаметром Dc, определяющимся из неравенства

Dн-Hон-Hбв<D<D-2опора качения, патент № 2109178д-2опора качения, патент № 2109178R,

где

Hбн - высота наружного бортика;

Hбв - - высота внутреннего бортика;

Dн - диаметр несущих шариков или роликов;

Dс - диаметр сепарирующих шариков или роликов;

опора качения, патент № 2109178д - упругая деформация;

опора качения, патент № 2109178R - высота микронеровностей,

а также за счет нанесения на сепарирующие шарики или ролики твердосмазочного покрытия, исключающего содержание полимерных смазочных компонентов.

На фиг.1 и 2 изображена предлагаемая опора. Опора качения состоит из сепарирующих шариков 1 или роликов, имеющих твердосмазочное покрытие 2, цельнометаллических несущих шариков 3 или роликов, наружного 4 и внутреннего 5 колец, корпуса 6 и стопорного кольца 7.

Опора качения представляет собой два радиально-упорных подшипника, которые собраны в единый корпус, исключающий возможность взаимного осевого и радиального смещения колец подшипников и выпадения сепарирующих элементов.

При работе опоры сепарирующие шарики (ролики) 1, имеющие твердосмазочное покрытие 2, обкатывают цельнометаллические несущие шарики (ролики) 3, причем в каждый момент времени сепарирующий шарик (ролик) касается, либо наружного кольца 4, либо внутреннего кольца 5 из-за разности диаметров несущих и сепарирующих шариков (роликов).

Опору качения используют в качестве опоры вращения привода карусели установки напыления в сверхвысоком вакууме.

Поверхность сепарирующих шариков 1 предварительно подвергают физико-химической обработке с образованием твердосмазочного покрытия 2. Температура обезгаживания внутрикамерных элементов и опоры 900oK.

При длительной работе опоры до 106 циклов при частоте вращения 60 об/мин не отмечено заклинивания, а при осмотре поверхностей трения не обнаружено следов схватывания, задира. Изнашивание по длинам контактов было равномерным, что свидетельствует о высокой точности, надежности и долговечности предлагаемой опоры.

Класс F16C19/14 для восприятия как радиальной, так и осевой нагрузки 

радиально-упорный шариковый подшипник -  патент 2095649 (10.11.1997)
подшипник -  патент 2010118 (30.03.1994)
подшипник -  патент 2010117 (30.03.1994)

Класс F16C33/51 из не соединенных между собой деталей 

Наверх