гидродиамический подшипник скольжения

Классы МПК:F16C17/02 радиальные 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Авиадвигатель"
Приоритеты:
подача заявки:
1994-11-01
публикация патента:

Гидродинамический подшипник скольжения предназначен для скоростных высоконагруженных устройств. На рабочей поверхности цапфы вала выполнена кольцевая канавка, совпадающая с кольцевой канавкой втулки. При этом от кольцевой канавки цапфы вала выполнены плавно уменьшающиеся по сечению, направленные под острым углом к направлению вращения вала канавки. Втулка подшипника скольжения имеет антифрикционный слой. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Гидродинамический подшипник скольжения, содержащий цапфу вала и втулку с кольцевой канавкой, отличающийся тем, что на рабочей поверхности цапфы вала выполнена кольцевая канавка, совпадающая с кольцевой канавкой втулки, от кольцевой канавки цапфы вала выполнены на ее рабочей поверхности канавки, плавно уменьшающиеся по сечению и направленные под острым углом к направлению вращения вала, причем втулка с кольцевой канавкой снабжена антифрикционным слоем.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах.

Известен гидродинамический подшипник скольжения, содержащий втулку с кольцевой канавкой на ее рабочей поверхности и с каналом подвода рабочей среды в эту кольцевую канавку и направленные под острым углом к направлению вращения вала канавки, равномерно расположенные в окружном направлении и симметрично относительно кольцевой канавки и сообщающиеся с последней, а также цапфу вала [1].

Недостатками известной конструкции являются малое давление смазывающей жидкости и большие осевые габариты.

Технический результат заключается в повышении надежности за счет увеличения давления смазывающей жидкости и использования слоя на втулке, а также в уменьшении осевых габаритов и улучшении технологии конструкции.

Это обеспечивается тем, что в гидродинамическом подшипнике скольжения, содержащем цапфу вала и втулку с кольцевой канавкой, на рабочей поверхности цапфы вала выполнена кольцевая канавка, совпадающая с кольцевой канавкой втулки, от кольцевой канавки цапфы вала выполнены канавки, плавно уменьшающиеся по сечению и направленные под острым углом к направлению вращения вала, причем втулка с кольцевой канавкой снабжена антифрикционным слоем.

На фиг. 1 изображен продольный разрез подшипника скольжения; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг.1 по канавкам цапфы вала.

Гидродинамический подшипник скольжения содержит втулку 1 с антифрикционным слоем 2 и кольцевой канавкой 3. Во втулке 1 установлена цапфа 4 вала 5 с выполненной на ней кольцевой канавкой 6, от которой по спирали отходят плавно уменьшающиеся по сечению канавки 7 по спирали поверхности цапфы 4, при этом канавка 3 втулки 1 с канавкой 6 цапфы 4, а спиральные канавки 7 направлены под острым углом к направлению вращения вала 5.

Гидродинамический подшипник скольжения работает следующим образом. Масло из кольцевой канавки 3 втулки 1 поступает в кольцевую канавку 6 цапфы 4, подхватывается стенками спиральных плавно уменьшающихся канавок 7, которые при вращении вала 5 создают повышенное давление масла по типу шнекового насоса и подают его в зазор между втулкой 1 и цапфой 4, при этом цапфа 4 вала 5 всплывает от повышенного давления масла по всей его поверхности.

Таким образом, использование гидродинамического подшипника скольжения повышает его надежность путем увеличения давления масла и применения антифрикционного слоя на втулке, а также упрощает его изготовление.

Класс F16C17/02 радиальные 

подшипник скольжения с регулярным микрорельефом -  патент 2475653 (20.02.2013)
подшипник скольжения -  патент 2463492 (10.10.2012)
опора скольжения -  патент 2461744 (20.09.2012)
перфоратор или отбойный молоток с подшипником скольжения, снабженным средством фиксации от проворачивания -  патент 2460632 (10.09.2012)
опорный подшипник скольжения тягового двигателя железнодорожного локомотива (варианты), способ увеличения площади смазываемой поверхности контакта такого подшипника скольжения и смазочный фитиль для использования в таком подшипнике скольжения -  патент 2445520 (20.03.2012)
гидродинамический подшипник скольжения -  патент 2437004 (20.12.2011)
способ сборки подшипника скольжения -  патент 2422690 (27.06.2011)
подшипник скольжения -  патент 2422689 (27.06.2011)
подшипниковая опора торсионной рессоры системы подрессоривания боковой качки рельсового транспортного средства -  патент 2415315 (27.03.2011)
материал подшипника скольжения и его применение -  патент 2414631 (20.03.2011)
Наверх