способ повышения долговечности деталей подвижных соединений механизмов машин

Классы МПК:G01N3/56 исследование сопротивления износу или истиранию 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Белорусская государственная политехническая академия (BY)
Приоритеты:
подача заявки:
1992-02-27
публикация патента:

Сущность изобретения: способ повышения долговечности деталей подвижных соединений механизмов машин заключается в том, что перед приведением соединения "вал - втулка" в движение определяют длину b и r одной из деталей соединения и рассчитывают коэффициент износа К детали из зависимости К=Y/P, где P - среднее давление в соединении за цикл, равное способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902, где Qcp - среднеарифметическое значение силы реакции в соединении за цикл, Y - интенсивность изнашивания, а цикл - время одного оборота вала, перед определением распределения износа трущейся поверхности разбивают трущуюся поверхность детали на i участков и определяют износ в точках на границе каждого участка из зависимости способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902, где dспособ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021 - приращение угла поворота вала машины; Nц - заданное расчетное число циклов нагружения; V = V1 - V2 - абсолютные линейные скорости в точке их соприкосновения; способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 - угловая координата точки, лежащей на трущейся поверхности детали в системе координат, связанной с соединением, определяют суммарный износ Uсум трущейся поверхности, как сумму износа в точках на границе каждого участка, средний износ Uсрi,i+1 из зависимости способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902, средний суммарный износ Uсрсум из зависимости способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 и коэффициент износа Ki на каждом участке из зависимости способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902, по которому судят о распределении износа, а нанесение покрытия осуществляют в зависимости от величины Ki, причем на участках с большим Ki наносят более износостойкое покрытие, все операции повторяют для другого элемента соединения. 1 з.п.ф-лы, 12 ил., 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13

Формула изобретения

Способ повышения долговечности деталей подвижных соединений механизмом машин, заключающийся в том, что соединение типа "вал-втулка" приводят в движение, определяют давление на трущейся поверхности и направление прижимного усилия и определяют распределение износа трущейся поверхности, с учетом которого наносят на трущиеся поверхности износостойкое покрытие, отличающийся тем, что, перед приведением соединения в движение, определяют длину b и радиус r одной из деталей соединения и рассчитывают коэффициент износа K детали из зависимости K = J/Pср, где Pср - среднее давление в соединении за цикл, равное 2Qср/способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902br , где Qср - среднеарифметическое значение силы реакции в соединении за цикл, J - интенсивность изнашивания, а цикл - время одного оборота вала, перед определением износа трущейся поверхности разбивают трущуюся поверхность детали на i участков и определяют износ в точках на границе каждого участка из зависимости

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

где dспособ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021 - приращение угла поворота вала машины;

Nц - заданное расчетное число циклов нагружения;

Vск = V1 - V2 - скорость скольжения на трущейся поверхности детали;

V1 - V2 - абсолютные линейные скорости в точке их соприкосновения;

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 - угловая координата точки, лежащей на трущейся поверхности детали в системе координат, связанной с соединением,

определяют суммарный износ Uсум трущейся поверхности как сумму износа в точках на границе каждого участка, средний износ Uсрi,i+1 из зависимости

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 ,

средний суммарный износ U2сум из зависимости

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

и коэффициент износа Ki на каждом участке из зависимости

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

по которому судят о распределении износа, а нанесение покрытия осуществляют в зависимости от величины Ki, причем на участках с большим Ki наносят более износостойкое покрытие, все операции повторяют для другого элемента соединения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин.

Наиболее близким к изобретению является способ, учитывающий распределение износа трущихся поверхностей звеньев механизмов, входящих во вращательную кинематическую пару. Характер изношенных поверхностей в этих случаях определяется нагрузкой (давлением) в зоне контакта и направлением прижимного усилия по отношению к подвижной или неподвижной деталям звеньев.

Однако в рассмотренных примерах не учитывается закон относительного вращения деталей, входящих в кинетическую пару. Как известно закон относительного вращения звеньев зависит от типа механизма и соотношения размеров подвижных звеньев. В рассмотренном способе не учитывается также характер изменения сил в подвижных соединениях. Как известно силовое взаимодействие определяется не только кинематикой (аналогами скоростей и ускорений), но и соотношениями сил движущих и сил полезного сопротивления. Речь идет от том, что реакции в кинематических парах механизмов машин в каждом конкретном значении обобщенной координаты (угла поворота приводного вала) будут различными. Определение их значений в каждом таком положении требует учета индивидуальных особенностей силового взаимодействия отдельных звеньев, их веста, кинематических особенностей относительного движения, а также сил трения в подвижных соединениях. Кроме этого, требуется также учитывать как силы движущие, так и силы технологического (полезного) сопротивления. Другими словами, в отличие от рассмотренного предлагается в оценку конфигурации изношенных поверхностей положить не механизм, а так называемый машинный агрегат, объединяющий в себе привод (двигатель, коробку скоростей), исполнительный механизм, к выходному звену которого приложена сила технологического сопротивления. Иначе говоря, предлагается в основу оценки эпюры износа трущихся поверхностей детали положить силовые, кинематические, массовые и геометрические характеристик конкретной рабочей машины с конкретным двигателем. Такой подход позволит более точно выявить особенности износа трущихся поверхностей подвижных звеньев. Кроме этого, представляется также возможность особенности износа каждой кинетической пары в отдельности. Это в свою очередь, позволяет решить не только проблемы повышения долговечности за счет выявления износа наиболее интенсивно изнашивающихся соединений но и, что немаловажно, решить проблему равноресурсности по износу всех кинематических мер механизмов, входящий в конкретную машину, например, путем формирования износостойких покрытий с различным значением их коэффициентов износа.

Для достижения такого повышения долговечности предлагаются износостойкие покрытия, наносимые на трущиеся поверхности деталей в поперечном направлении, наносить в соответствии с эпюрами их износа так, чтобы на участки поверхности и большим износом наносить покрытия, отличающиеся большей износостойкостью и наоборот. При этом, как отмечалось ранее, при оценке конфигурации изношенных поверхностей подвижных соединений звеньев скорости скольжения и давление в них определяются с учетом кинематических и динамических характеристик машины в целом, т.е. с учетом характеристики приводного двигателя и силы технологического сопротивления.

Ко всему сказанному предлагается учитывать также то, что обобщенная скорость машины (скорость вращения ее главного приводного вала) внутри цикла не остается постоянной, а изменяется. Неравномерность вращения приводного вала машины (неравномерность угловой скорости способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021 , например, кривошипа (см. фиг. 1-4) предлагается учитывать тем, что действительное значение способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021 определяют, рассматривая динамику всей машины (машинного агрегата).

Решение уравнения движения в дифференциальной или интегральной формах позволяет определить скорость способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021 и ускорение способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021 . Действительные же скорости Vsi и ускорения asi точек, совпадающих с центрами масс Si подвижных звеньев, а также угловые скорости и ускорение способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902i этих звеньев определяются по формулам:

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

где способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021, способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021 - обобщенные скорость и ускорение (скорости и ускорение кривошипа, определенные в результате решения динамических уравнений); способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 - аналоги скорости и ускорения центра масс i-того звена.

Таким образом, определив действительные ускорения звеньев механизма, представляется возможным учесть и действительные значения сил инерции. Этим самым представляется возможность отразить особенности влияния выполняемой технологической операции и характеристики приводного двигателя на характер износа трущихся поверхностей конкретного исполнительного механизма.

На фиг. 1-4 схематично даны особенности контактного взаимодействия трущихся поверхностей подвижных соединений.

На фиг. 1 схематично показано положение точек (зон) контакта подвижных соединений в процессе преобразования движения. Например, общая точка контакта aI12 (см. фиг. 1) перемещается в положение aII12 (см. фиг. 2) и далее в положение aII12I (см. фиг. 3), и еще далее в положение aIV12 (см. фиг. 4). Рассмотренный пример (фиг. 1 - фиг. 4) отражает схематично закономерности контактного взаимодействия звеньев, входящих во вращательные кинематические пары при наличии Fc сопротивления, приложенной к звену 3 и момента движущих сил Mg, приложенного к звену 1. Поэтому нетрудно представить себе, что ко всему сказанному при оценке износа звеньев, входящих во вращательные кинематические пары, следует учитывать также и соотношение сил как движущих, так и сил сопротивления. В каждом отдельном случае должны учитываться как силы сопротивления и силы (моменты сил) движущие, так и силы веса звеньев и инерционные силы и моменты. Следует отметить также, что в процессе изнашивания (с учетом вышеперечисленных параметров) меняется и конфигурация трущихся деталей, входящих в кинематические пары. При этом для каждого конкретного случая, а именно:

- для конкретной технологической операции;

- для конкретного приводного двигателя;

- типа исполнительного механизма машины;

- размеров его звеньев;

- массовых характеристик подвижных звеньев

конфигурация изношенных поверхностей трудящихся деталей будет вполне определенной. Другими словами, зазоры в подвижных соединениях, образованные износом, должны быть определены моделированием процесса изнашивания с учетом вышеперечисленных параметров. Конечно же время (количество циклов), в течение которого происходит образование одинаковых зазоров во всех кинематических парах, будет разным. Поэтому встает вопрос о распределении износостойкости трущихся деталей, обеспечивающим одинаковое время (количество циклов), в течение которого все кинематические пары изнашивались бы на одинаковую величину. Этим самым достигается равный ресурс выработки по износу всех подвижных соединений машины. Часто требуется увеличить износостойкость отдельной кинематической пары, как наиболее нагруженной и быстро изнашивающейся. В этом случае требуется знать характер износа такого соединения, обусловленный вышеперечисленными параметрами.

Таким образом, вопрос о рациональном распределении износостойкости трущихся поверхностей деталей, входящих в кинематические пары подвижных соединений всей машины, должен решаться с учетом массовых, геометрических кинематических характеристик подвижных звеньев, сил (моментов) движущих и сил (моментов сопротивления).

Рассмотрим пример, поясняющий необходимость такого подхода. Пусть вал 1 (см. фиг. 5) вращается равномерно в подшипнике, т.е. способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021= const, способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079022 = 0 , при этом нормальное усилие способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 . В этом случае U1=const (вал 1 будет изнашиваться равномерно), а U2 - переменная величина - подшипник будет изнашиваться неравномерно. Через некоторое число циклов работы центр вала переместиться из положения O в положение O1, следовательно, износ подшипника 2 в направлении вектора силы способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 будет во всех точках рабочей поверхности одинаковым и равным Um2ax= 001 , а в направлении нормали и поверхности трения различным, изменяясь, согласно фиг. 5 по закону косинуса:

U2= Um2ax cosспособ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902, (1) ,

где способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 - угловая координата рассматриваемой точки подшипника 2.

Так как скорость скольжения одинакова для всех точек, (Vck =const) то и закон распределения давления будет косинусоидальным

P = Pmaxcosспособ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902. (2) .

Для определения максимального давление Pmax в точке, находящейся на линии действия силы способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 , рассмотрим элементарную площадку на втулке подшипника шириной dS = rdспособ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 и длиной b (b - размер, перпендикулярный плоскости чертежа).

Элементарная сила в направлении нормали к поверхности трения, приложенная к валу (см. фиг. 5), определяется так:

dQn21= PbdS = Pmaxbспособ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902rспособ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902cosспособ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902dспособ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

Сила способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 уравновешена суммой проекций сил dQn21 на ось y, поэтому

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 ,

откуда

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

тогда уравнение 2 примет вид

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

Рассмотренный пример может быть использован только для оценки износа соединения кривошипа 1 со станиной 0 (см. фиг. 1-4) и то с большими погрешностями. Для случая, например, вращательной пары 1-2 рычажного механизма с обобщенной координатной Y1 (фиг. 6) при переменной по модулю и направлению Q12 формула (5) должна применяться для каждого мгновенного положения. Поэтому при определении одного из элементов пары (например, звена 1 в некоторой точке a) нужно знать угловую координату J21 (см. фиг. 6) и угловую координату способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 210790221= способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 210790221(способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 210790221) вектора силы способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 , приложенной к этому звену со стороны звена 2, а также в системе координат X1O1Y1, связанной со звеном 1, - угловую координату способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 используемой точки a1.

Тогда давление P в точке a1 определится по формулам (2), (4)

P = Pmaxcosспособ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(1), (6) ,

где

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

а угловая координата способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 = способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(2) рассматриваемой точки, например, в системе координат X2, O2, Y2 измеряется от направления вектора силы способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 , согласно фиг. 6, определяется по формуле

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 = способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(2)= способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 210790221-способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079022+способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 210790221 (8)

В системе координат X101Y1 координат имеет вид

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 = способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(1)= способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 210790221-способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021 (9)

Как видно из фиг.6, связь между углами способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 в неподвижной системе координат XOY, способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021 и способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079022 определится выражением

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902-способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079022= способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079022 (10)

или

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902-способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021= способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021 (11)

Таким образом координата способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(1) для построения эпюры u1= f(способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902) износа первого звена и способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(2) для построения эпюры износа второго позволяет определить характер износа звеньев в системах, связанных со звеньями. При этом, если способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 , то p=0.

В этом случае имеет место разрыв контакта. Угол способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 210790221 вектора силы способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 в подвижных системах координат или в неподвижной определяется по методике, изложенной выше. Если звено 2 входит во вращательную кинематическую пару со звеном 3, то методика определения соответствующих координат остается в силе, меняются только соответствующие индексы. Если же звено 2 входит во вращательную кинематическую пару со звеном, совершающим поступательное движение, то угловые координаты имеют вид (см. фиг.7).

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

При совпадении осей X неподвижной системы координат с осью X3 системы, связанной с третьим звеном (ползуном) способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 = способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079023 и скоростью скольжения в точках a2 и a2 (см. фиг.6) определяется соотношением

v(1ск2)= способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 210790212r = (способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021-способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079022)r (14)

Для кинетической пары звено 2 с ползуном 3 (фиг.7) имеем

v(2ск3)= способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 210790223r = способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079022r (15),

т.к. способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079023= 0.

Если начальное звено механизма обозначено номером 1, то аналог скорости скольжения для вращательной пары 1-2 определиться выражением

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

Для схемы соединения звеньев на фиг.7 имеем

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

Износ в некоторой точке a1 с координатой способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079022 (см. фиг.6) за 1 цикл (чаще всего на 2способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902) определится совместным решением уравнений (6), (7), (9), (16) и подстановкой их в уравнение dU=kpVckdt, где способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 . После преобразований получим

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

Для точки a2 звена 2 с координатой способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079022 износ за 1 цикл определится аналогично.

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

Здесь способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(2) определяется выражением (8) k1k2 - коэффициенты износа материалов звеньев 1 и 2, b1 - ширина (длина) рабочих участков подшипника скольжения. Для вращательной климатической пары, образованной вращающимся звеном и ползуном (фиг.7) имеем:

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

Здесь b2 - ширина (длина) подшипника скольжения.

В уравнениях (20), (21) углы способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(2) и способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(3) определяются выражениями (12), (13). Задаваясь рядом значений углов способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079022(способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079022способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079023) , определяется ряд значений износа и строится эпюра за время, соответствующее Nц циклом, с использованием формулы

U = Uц способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 Nц

где Uц - износ за 1 цикл, Nц - количество циклов нагружения.

В доказательство того, что вышеперечисленные параметры оказывают существенное влияние на износ трущихся поверхностей, приведем результаты численного исследования, проведенного с использованием ЭВМ, конечной целью которого было построение эпюр распределения ожидаемого износа элементов вращательной пары 2-3 (шатун-поршень).

В качестве исполнительного механизма выбран кривошипно-ползунный механизм вертикальной поршневой машины со следующими геометрическими и массовыми характеристиками (см. фиг.8):

1. l1 = 0,086 м - длина кривошипа;

2. способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902e= l2/l1= 4,85 - относительная длина шатуна,

3. способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902S2= lBS2/lBS= 0,3 - относительная длина (координата) центра масс шатуна;

4. способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902e= l/l1= 0 - относительный эксцентриситет, определяемый расстояниями между осями X и X3;

5. массы звеньев: m1 = 104 кг, M2 = 14 кг, m3 = 12 кг;

6. приведенный момент инерции привода машины к звену приведения (кривошипу) J1/n = 9,43 кгм2;

7. момент инерции шатуна 2 относительно его центра масс J32 = 0,32 кгм2;

8. Частота вращения кривошипа n1 = 12,16 1/с.

Значения действительной угловой скорости способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021= способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021(способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021) и силы Fс технологического сопротивления Fc= f(способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021) приведены в таблице. Результаты кинематического и силового расчета приведены также в таблице.

Для построения эпюры износа элементов кинематических пар 2-3 необходимы следующие дополнительные исходные данные:

d3 = 0,230 м - диаметр цилиндра 3,

2r = 0,040 м - диаметр поршневого пальца,

b2 = 0,150 м - длина рабочей части поршневого пальца,

Nц = 108 - расчетное число циклов.

При частоте вращения кривошипа n1 = 12,16 1/с = 730 об/м продолжительность работы механизма определится из выражения

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

Среднее давление для пары 2-3 в точках рабочей поверхности, расположенных в плоскости, совпадающей с вектором способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 , определим по формуле (7) по среднеарифметическому значению P(2ср3) , подсчитанному по позициям из таблицы.

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

Примем для пары 2-3 сочетание (подшипниковый сплав-сталь). Тогда для втулки подшипника имеем следующую интенсивность изнашивания Js2 = 4,способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 210790210-10, для поршневого пальца интенсивность изнашивания Js3 = 1,6способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 210790210-12.

Тогда коэффициенты износа определятся следующим образом

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

Далее оценка характера износа требует определения его величины в отдельных точках, например, a2 и a3 (см. фиг.7), определяемых координатами способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079022 и способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079023 соответственно. Для этого определяются углы способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(2) и способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(3) по формулам (12), (13), используя данные, приведенные в таблице для N позиций по углу способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079021 поворота кривошипа (начального звена). Затем cosспособ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(2) и cosспособ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(3) при этом, если способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(2) или способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(3) способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902/2/ , контакт отсутствует и давление P=0.

Далее определяются значения произведений способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 .

Значение Q32 и i21 в функции способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 , приведены в таблице. Значения cosспособ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(2) и cosспособ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(3) , как было сказано выше, определяются формулами (12), (13) для конкретных значений углов способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079022 и способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079023 . В качестве примера определим для вращательной пары 2-3 износ U2 в точке Q2 (см. фиг. 7) элемента звена 2 с координатой способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079022= 150способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 , измеряемой от оси X2. Значения угла способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(2), cosспособ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(2) и произведения способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 приведены в таблице. Износ в точке Q2 за принятое время T работы определится из соотношений (20), (22) по формуле

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 .

Выражение (26), определяющее износ в мкм для рассматриваемого примера примет вид

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 .

Приближенное значение интеграла в выражении (27) определим суммой площадей прямоугольников, высотой, равной полусумме соседних координат, и шириной способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 = 2способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902/12 радиан из фиг. 9, построенного по результатам, приведенным в таблице.

В этом случае имеем

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 .

Тогда износ в точке Q2 за все время работы машины определится как произведение циклового износа на количество циклов, т.е.

U(223)= 0,0935способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079025730 способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 0,54 мкм .

Аналогично определяют износ в других точках Q2, фиксированных в системе координат X2O2Y2 с помощью угла способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902(2) , определяемого по формуле (12) с другими значениями способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 21079022 . На фиг. 10 построена эпюра износа рабочей поверхности звена 2, охватывающая зону 180o при 60oспособ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 240o (см. фиг. 7). Суммарный износ рабочей поверхности поршневого пальца определяется суммой износов в отдельный ее зонах. Считая износ в зонах, разбитых на способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 , постоянным (см. фиг. 10), получим

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

полученный линейный износ характеризует потерю размера рабочей поверхности поршневого пальца. При оценке массового или весового износа общий объем продуктов износа пропорционален 2,2 мкм. Объем же продуктов износа по выделенным участкам рабочей поверхности пропорционален высотам соответствующих прямоугольников на фиг. 10. Поэтому цель изобретения может быть достигнута выравниванием износа отдельных участков рабочей поверхности в соответствии с требуемым (напередзаданным) износом. В рассматриваемом примере требуемым будем считать равномерный износ по всей поверхности [U(223)]8 (см. фиг. 10). Как известно, форма (конфигурация) изношенной поверхности определяет закон перераспределения давления в зоне контакта трущихся поверхностей. Поэтому повышение долговечности подвижных соединений машины может быть достигнуто и при неравномерном, и другом наперед заданном их износе, обеспечивающем выравнивание давления. Однако в том и другом случае желательно не увеличивать общий (суммарный) объем продуктов износа (суммарный линейный износ). Здесь требуется более благоприятное его распределение по отношению к тому, который был получен при принятом неизменном значении коэффициента износа K (в нашем примере K2 = 2,2способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 210790210-16). Таким образом, задача сводится к тому, чтобы суммарный полученный неравномерный износ [U(223)]сум= 2,2 мкм определялся бы суммой износов такого же количества участков рабочей поверхности с равномерным их износом. Это означает, что площадь, ограниченная кривой фиг. 10, должна быть равна площади прямоугольника шириной способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 и высотой [U223]ср , определяемой из соотношения

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 .

Заменяя площадь под кривой U(223) суммой площадей прямоугольников, получим

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 .

С учетом последнего соотношения, выражение (29) дает:

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 .

Из фиг. 10 видно, что каждый участок поверхности в пределах выбранного значения способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 износился в соответствии с высотами прямоугольников [U(232)]iср . Задача же сводится к обеспечению условий равномерного износа, определяемого высотой прямоугольника [U(223)]ср . Таким образом, равномерность износа всей рабочей поверхности требует того, чтобы величина [U(223)]сум= 2,2 мкм определялась бы суммой равных износов

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 .

Такое выравнивание можно произвести путем перераспределения коэффициента износа Ki2 по выбранным участкам (см. фиг. 10). В основу такого выравнивания можно положить то, что выровненный средний износ [U(223)]iср на каждом участке равен среднему износу [U(223)]ср на всей рабочей поверхности (см. соотношение 30).

Примем среднее значение силы [Q(способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 210790232способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902)]i,срi+1 реакции во вращательной паре 2 равным среднеарифметическому значению силы Qср32 , подсчитанному по N позициям из таблицы, тогда

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 .

В соответствии формулой (26) может записать следующие выражения, определяющие износ:

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 .

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 .

Из следующих соотношений получим

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

или окончательно имеем

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 .

Соотношение (31) позволяет получить закон распределения коэффициента износа Ki2 по рабочей поверхности, обеспечивающий ее заданный равномерны износ всей поверхности при условиях, обеспечивающих неравномерное изнашивание отдельных ее участков. Оно позволяет "управлять" конфигурацией изношенной поверхности, выравнивая эпюру распределения износа на отдельных участках и тем самым получать желаемую эпюру распределения путем подбора коэффициентов износа.

Для рассматриваемого примера с учетом принятого допущения о том, что

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 ,

а также значений [U(223)]iср u в соответствии с фиг. 10 выражение (31) дает:

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 .

На фиг. 11 представлено коэффициентов Ki2 износа, обеспечивающее принятое равномерное распределение износа по рабочей поверхности поршневого пальца в поперечном направлении.

Физический смысл коэффициента K2 в формуле (20) раскрыт на стр. 7. Как видно из формулы (20), чем большее значение имеет K2, тем больший износ рабочей поверхности. Поэтому, чем большее значение имеет коэффициент [K(2способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902)]i , подсчитанный по формуле (31) (см. фиг. 10, 11), на каком-либо участке способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 тем более износостойкий материал требуется нанести на данный участок по сравнению с другими участками. Таким образом, распределение износостойкости покрытия, наносимого на рабочую поверхность поршневого пальца в соответствии с полученными значениями коэффициентов [K(2способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902)]i износа по участкам 1...6, приводит к выполнению поставленной цели.

В данном примере это означает, что вся поверхность в среднем износится на 2,2 мкм с износом на каждом участке по 0,366 мкм. Это означает, что общий объем наносимого износостойкого покрытия остается постоянным, но перераспределяется по отдельным участкам в соответствии с фиг. 11.

Пусть в соответствии с рассматриваемым примером при длине поршневого пальца b2 = 150 мм и диаметре 2r=40 мм и износе его рабочей поверхности на [U(223)]сум= 2,2 мкм объем продуктов износа составит

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 .

Этот объем износостойкого материала может быть использован для восстановления изношенной поверхности с перераспределением его по зонам в соответствии с фиг. 11 из условий

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902

или объем износостойкого материала Xiv по участкам распределится в соответствии с формулой

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 .

В рассматриваемом примере предполагалось равномерное распределение износа вдоль длины l2 рабочей поверхности поршневого пальца.

Если же в результате, например, неравномерного распределения давления, обусловленного изменением точки приложения реактивной силы вдоль оси, рабочая поверхность пальца износится неравномерно (см. фиг. 12), то алгоритм достижения равномерного износа остается прежним.

В этом случае формула (31) будет иметь тот же вид, но входящие в нее параметры будут относиться к продольному (осевому) измерению, т.е.

способ повышения долговечности деталей подвижных соединений   механизмов машин, патент № 2107902 ,

где (Ki2) - коэффициент износа i-того участка рабочей поверхности поршневого пальца в осевом направлении;

[U(223)]прсрод - средний постоянный износ рабочей поверхности, соответствующий выбранному коэффициенту K2 износа;

[U(223)]iпрод - износ i-того участка рабочей поверхности в продольном направлении.

Если предложенный алгоритм будет использован для выравнивания износа всех подвижных соединений исполнительного механизма машины при выбранном первоначальном одинаковом для всех коэффициентов износостойкости, то после перераспределения коэффициента износостойкости все подвижные соединения износятся равномерно на определенную (известную) величину за одно и то же время T работы машины (за одно и то же количество циклов нагружения). В этом случае при определении среднего суммарного износа по предлагаемой методике будет выявлено слабое звено (подверженное наибольшему износу за время работы машины). Это дает возможность ранжировать по степени изнашивания все подвижные соединения машины. После этого, используя предлагаемый способ перераспределения коэффициентов износа, достигается равноресурсность всех подвижных соединений машины по износу их рабочих поверхностей.

Класс G01N3/56 исследование сопротивления износу или истиранию 

способ определения качества смазочных масел -  патент 2528083 (10.09.2014)
способ оценки износостойкости полимерных композиционных материалов -  патент 2526223 (20.08.2014)
способ триботехнических испытаний материалов для уплотнений -  патент 2522832 (20.07.2014)
устройство с импульсной нагрузкой для испытаний на контактную выносливость -  патент 2522781 (20.07.2014)
стенд для испытаний на износ образцов -  патент 2521754 (10.07.2014)
стенд испытания на износ панелей пола -  патент 2518603 (10.06.2014)
способ прогнозирования износостойкости твердосплавных режущих инструментов -  патент 2518238 (10.06.2014)
способ динамического мониторинга фрикционных мобильных систем -  патент 2517946 (10.06.2014)
способ приработки трибосистемы -  патент 2516345 (20.05.2014)
способ повышения износостойкости пар трения -  патент 2514189 (27.04.2014)
Наверх