фрикционная муфта

Классы МПК:F16D25/04 в которых жидкость или газ воздействуют на упругий сцепляющий элемент, например на мембрану или вспучивающуюся втулку
Патентообладатель(и):Алексеев Владимир Алексеевич
Приоритеты:
подача заявки:
1994-06-16
публикация патента:

Фрикционная муфта может быть использована в машиностроении, в частности, в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания. Во фрикционной муфте, содержащей ведущую и ведомую полумуфты, ведущая полумуфта выполнена в виде установленного на валу фланца со ступицей с закрепленным на нем фигурным резиновым диском, подвижно контактирующим со ступицей, образующим с ней и фланцем замкнутую полость изменяемого объема и взаимодействующим с ведомой полумуфтой. Фрикционная муфта при уменьшении габаритов сохраняет передаваемую мощность. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Фрикционная муфта, содержащая ведущую полумуфту, установленную на валу, и ведомую полумуфту, отличающаяся тем, что она снабжена фигурным резиновым диском, при этом ведущая полумуфта выполнена в виде фланца со ступицей, а фигурный резиновый диск закреплен на фланце с возможностью взаимодействия с ведомой полумуфтой и подвижно контактируя со ступицей, причем фигурный резиновый диск со ступицей и фланцем образует полость изменяемого объема.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах вентиляторов двигателей внутреннего сгорания.

Известна фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, фрикционные накладки, нажимной диск, гаситель крутильных колебаний, выполненный в виде резинового кольца и полость с термочувствительной рабочей средой [1].

Ее недостатком является большая продолжительность времени полного включения, приводящая к повышенному износу фрикционных накладок, а также необходимость размещения большого объема термочувствительной рабочей среды для обеспечения необходимого усилия нажима на фрикционные накладки.

Известно устройство для привода и отключения агрегатов, содержащее фрикционную муфту, управляемую подачей рабочей среды [2|.

Его недостатком является конструктивная сложность.

Целью изобретения является упрощение фрикционной муфты и уменьшение ее габаритов при сохранении передаваемой мощности.

Цель достигается тем, что во фрикционной муфте, содержащей ведущую и ведомую полумуфты, ведущая полумуфта выполнена в виде установленного на валу фланца со ступицей с закрепленным на нем фигурным резиновым диском, подвижно контактирующим со ступицей, образующим с ней и фланцем замкнутую полость изменяемого объема и взаимодействующим с ведомой полумуфтой.

Положительный эффект заключается в простоте конструкции, компактности, возможности установки муфты на серийно выпускаемые двигатели без изменения компоновочных схем в увязке с автомобилями.

На чертеже показан продольный разрез муфты.

На валу 1 на шлицах (или шпонке) установлена ведущая полумуфта, выполненная в виде фланца 2 со ступицей 3, на котором обечайкой 4 и болтами 5 закреплен фигурный резиновый диск 6 с уплотнительным буртиком 7, подвижно контактирующим со ступицей 3 и образующим с ней и фланцем 2 замкнутую полость 8 изменяемого объема. Ведомая полумуфта 9 установлена на радиально-упорном подшипнике 10 и имеет резьбовые отверстия, в которые ввернуты болты 11, крепящие крыльчатку вентилятора 12. В валу 1 и ступице 3 выполнены каналы 13 и 14 подачи рабочей среды.

Вал 1 получает вращение через шестерни от коленчатого вала двигателя. Ему передаются и крутильные колебания, возникающие на коленчатом валу. При низких температурах охлаждающей жидкости полмуфты разомкнуты. При повышении температуры охлаждающей жидкости в двигателя сверх нормы открывается подача масла из системы смазки (не показана), которое под заданным давлением по каналам 13 и 14 поступает в полость 8 и давит на резиновый диск 6, прижимая его к торцевой поверхности полумуфты 9. Происходит сцепление полумуфт, вентилятор получает вращение. Крутильные колебания от фланца 2 передаются диску 6 в месте его соединения с фланцем, но в силу большой инерционности вентилятора они демпфируются на кольцевом участке диска 6 между радиусами R и r. Происходят окружные изгибы резины, и поверхность диска 6, контактирующая с торцом полумуфты 9, крутильных колебаний не испытывает. При понижении температуры охлаждающей жидкости двигателя подача масла в полость 8 прекращается, давление сбрасывается и диск 6 приходит под действием сил упругости в исходное положение, полумуфты разъединяются.

Резина со сталью во фрикционных парах работает нормально (Поляков В.С. и др. Справочник по муфтам. - Л.: Машиностроение, 1979, с.180.

Источники информации

1. Авт. свид. СССР N 1627760.

2. Авт. свид. СССР N 312058.

Наверх