способ прогнозирования нарушения состояния здоровья младших школьников

Классы МПК:A61B5/16 устройства для проведения психологических опытов
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Нежкина Наталия Николаевна
Приоритеты:
подача заявки:
1994-01-10
публикация патента:

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии. Способ позволяет повысить эффективность прогнозирования нарушений состояния здоровья младших школьников на 2-ом году обучения, в период начала интенсивного изучения иностранного языка и своевременно проводить профилактические мероприятия. Для этого у первоклассников специализированной школы с углублением изучением иностранного языка на 17-ой неделе учебного года с помощью корректурных проб определяют уровень умственной работоспособности. Рассчитывают коэффициент точности. При значении коэффициента менее 60 баллов прогнозируют нарушения состояния здоровья детей в виде снижения остроты зрения, развития невротических реакций, недостаточной прибавки массы тела на 2-ом году обучения. 1 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ прогнозирования нарушения состояния здоровья младших школьников путем количественной оценки уровня умственной работоспособности, отличающийся тем, что уровень умственной работоспособности определяют по корректурной пробе с использованием фигурных таблиц Анфилова на семнадцатой неделе первого года обучения в школе с углубленным изучением иностранного языка, рассчитывают коэффициент точности i по формуле

способ прогнозирования нарушения состояния здоровья младших   школьников, патент № 2107462

где a - количество проверенных заданных знаков;

b - количество пропущенных заданных знаков;

c - количество допущенных ошибок;

d - количество всех знаков в проверенном тексте,

и при значении коэффициента менее 60 баллов прогнозируют нарушение состояния здоровья детей на втором году обучения в период начала интенсивного изучения иностранного языка.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, позволяет прогнозировать возможные нарушения состояния здоровья младших школьников под влиянием повышенной учебной нагрузки в школах с углубленным изучением иностранного языка.

Необходимость способа обоснована высокой частотой нарушений здоровья младших школьников, а особенно учащихся 2-х классов специализированных школ, т. к. именно в этот период их организм подвергается воздействию повышенной учебной нагрузки, связанной с началом интенсивного изучения иностранных языка. Ведущими проявлениями нарушения состояния здоровья детей в этот являются частые ОРВИ, невротические реакции, снижение остроты зрения, аномалия осанки, недостаточная прибавка массы тела. Нами установлено, что у второклассников специализированной школы указанные нарушения здоровья диагностируются в 2-3 раза чаще, чем у детей обычной общеобразовательной школы.

Наиболее близким по своей сущности к предлагаемому способу относится способ прогнозирования срыва адаптации к началу обучения в школе у 7-летних первоклассников посредством подсчета суммы диагностических коэффициентов 21 фактора социального и биологического анамнеза по формализованной таблице, составленной с помощью последовательного анализа Вальда. При значении суммы диагностических коэффициентов более +13 делается прогноз о неблагоприятном течении адаптации.

Недостатками прототипа являются:

1 - возможность прогнозировать только выраженные невротические реакции, а не нарушения состояния здоровья в виде частых ОРВИ, снижения остроты зрения, аномалии осанки, недостаточной прибавки массы тела;

2 - прогноз осуществляется на основании социально-биологических факторов; культурный уровень, социальное положение родителей, погрешности в воспитании ребенка и др. Эти факторы являются нестабильным и клиническим не подтвержденным материалом. Оценка данных анамнеза для определения диагностических коэффициентов в значительной степени субъективна:

3 - большая трудоемкость способа, определяемая необходимостью оценки большого числа признаков (более 20);

4 - точность способа прототипа при его проверке по предлагаемому способу - 60%.

Предлагаемый способ лишен этих недостатков, поскольку для прогнозирования нарушений состояния здоровья младших школьников используется один объективный показатель - коэффициент точности умственной работоспособности (i), характеризующий адаптированность ребенка к обучению. Обращает на себя внимание простота способа и его доступность для массового обследования первоклассников.

Цель изобретения - повышение точности прогноза.

Указанная цель достигается тем, что определяются критические значения показателей умственной работоспособности младших школьников на 17-й неделе первого учебного года путем проведения корректурных проб по таблицам Анфимова. Вычисляется коэффициент точности работы (i) и при его значении менее 60 баллов прогнозируются неблагоприятные нарушения состояния здоровья детей в течение 2-го года обучения, в период начала интенсивного изучения иностранного языка.

Новизна способа заключается в том, что впервые уровень умственной работоспособности использован для прогнозирования возможных нарушений состояния здоровья младших школьников в специализированной школе с интенсивным изучением иностранного языка, где учебная нагрузка заведомо больше, чем в обычной общеобразовательной школе. Определены критические значения коэффициента точности i (60 баллов) и оптимальные сроки прогнозирования (17-я неделя 1-го учебного года).

Способ осуществляется следующим образом:

На 17 неделе 1-го учебного года (конец 2-тй четверти 1 класса), в пятницу, после 3-го урока определяется уровень умственной работоспособности детей по результатам выполнения корректурных проб. Корректурные пробы проводятся по фигурным таблицам Анфимова объемом 100 знаков. Работа с таблицами по определенному заданию выполняется в течение 2 мин. Результаты выполнения корректурных проб оценивались по следующим показателям: количественному - количество просмотренных знаков и качественному - количество допущенных ошибок. По этим показателям рассчитывался интегральный показатель: коэффициент точности (i) М.В. Антропова (1977). Рассчет проводился по формулам

способ прогнозирования нарушения состояния здоровья младших   школьников, патент № 2107462

где

a - количество проверенных заданных знаков;

b - количество пропущенных заданных знаков;

c - количество допущенных ошибок;

d - количество всех знаков в проверенном тексте.

При значении i менее 60 баллов прогнозировались нарушения состояния здоровья детей в период их перехода к интенсивному изучению иностранного языка в виде: частых ОРВИ, невротических реакций, снижения остроты зрения, недостаточной прибавки массы тела на 2-мо году обучения.

Пример 1. Анисимов Семен, 7 лет. На 17 неделе 1-го года обучения коэффициент точности работы (i) - 17,7 балла (менее 60 баллов). Спрогнозировано неблагоприятное изменение состояния здоровья во 2-ом классе. На 2-ом году обучения мальчик 5 раз переболел ОРВИ, отмечалась недостаточная прибавка массы тела (менее 1500 г за год), развилась значительно выраженная невротическая реакция (соматовегетативный, астенический, фобический синдромы). Прогноз подтвердился.

Пример 2. Маринцев Вова, 7 лет. На 17 неделе 1-го учебного года коэффициент точности работы (i) - 120,5 балла (более 60 баллов). Спрогнозировано отсутствие нарушений состояния здоровья на 2-ом году обучения. Во 2-ом классе нарушения состояния здоровья не сформировались. Прогноз подтвердился.

Всего обследовано 46 детей в период первых двух лет обучения в специализированной школе. Полученные результаты показывают, что предлагаемый способ позволяет прогнозировать нарушения состояния здоровья младших школьников с точностью 90%, что выше точности способа прототипа (60%) - см. таблицу.

Существенные отличия способа:

1. Использование для прогнозирования одного объективного показателя - коэффициента точности умственной работоспособности (i), характеризующего адаптированность ребенка к обучению.

2. Применение в специализированной школе с углубленным изучением иностранного языка.

Преимущества предлагаемого способа:

1. Повышение точности прогноза до 90% (по прототипу - 60,7%).

2. Простота способа и доступность для массового обследования первоклассников.

Класс A61B5/16 устройства для проведения психологических опытов

способ оценки восприятия информации -  патент 2529482 (27.09.2014)
способ выявления девиантных тенденций по комплексу психофизиологических показателей -  патент 2529402 (27.09.2014)
способ лечения больных с синдромом диспепсии в сочетании с избыточной массой тела -  патент 2528641 (20.09.2014)
способ оценки зрительно-моторной реакции на движение объекта в пространстве -  патент 2525638 (20.08.2014)
способ диагностики ишемической болезни сердца методом стресс-эхокардиографии с комбинированной изометрической и психоэмоциональной нагрузкой -  патент 2525510 (20.08.2014)
способ коррекции ожирения абдоминального типа -  патент 2525007 (10.08.2014)
способ психологических исследований человека-оператора -  патент 2523684 (20.07.2014)
способ прогнозирования медико-социальной эффективности комплексного лечения больных артериальной гипертонией -  патент 2522389 (10.07.2014)
способ выявления профессиональной ориентации -  патент 2519774 (20.06.2014)
способ определения предрасположенности спортсмена к бильярдному спорту -  патент 2515851 (20.05.2014)
Наверх