устройство аварийного изменения параметров движения судна

Классы МПК:B63H25/44 управление или торможение с помощью парусов или подобных элементов 
B63H25/50 управление с помощью средств, не отнесенных к другим группам 
Патентообладатель(и):Таланов Борис Петрович
Приоритеты:
подача заявки:
1995-11-22
публикация патента:

Устройство аварийного изменения параметров движения судна предназначено для изменения курса движения судна, его торможения и остановки при возникновении аварийной ситуации. Устройство содержит размещенную в выемке корпуса судна по меньшей мере одну пластину с приводом ее перемещения в водной среде и цилиндр, на конце штока поршня которого закреплена упомянутая пластина. Привод перемещения пластины выполнен в виде управляемого источника среды под давлением, который соединен с надпоршневой полостью цилиндра. Штоковая и надпоршневая полости цилиндра соединены с атмосферой через управляемые клапаны. Поршень снабжен механизмом возврата его в начальное положение, в котором он удерживается управляемой защелкой. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Устройство аварийного изменения параметров движения судна, содержащее размещенную в выемке корпуса судна по меньшей мере одну пластину с приводом ее перемещения в водной среде и цилиндр, на конце штока поршня которого закреплена упомянутая пластина, отличающееся тем, что привод перемещения пластины выполнен в виде управляемого источника среды под давлением, который соединен с надпоршневой полостью упомянутого цилиндра, при этом штоковая и надпоршневая полости цилиндра соединены с атмосферой через управляемые клапаны, а поршень снабжен механизмом возврата его в начальное положение, в котором он удерживается управляемой защелкой.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что управляемый источник среды под давлением выполнен в виде взрывного заряда.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что управляемый источник среды под давлением выполнен в виде баллона со сжатым газом с клапаном.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам изменения направления и скорости движения судна. Оно имеет преимущественное применение при возникновении аварийной ситуации, например, при возникновении опасности столкновения с любым объектом - судном, посторонним плавучим объектом или выступом из водной среды.

Известно устройство изменения параметров движения судна, содержащее размещенную в выемке корпуса судна по меньшей мере одну пластинку с приводом ее перемещения в водной среде и цилиндр, на конце штока поршня которого закреплена упомянутая пластина [1].

Недостатком известного устройства является малая его эффективность. Это объясняется тем, что указанное устройство способно изменять направление движения судна только при его движении и имеет низкую способность перемещать судно при неподвижном его положении.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности работы устройства.

Он достигается тем, что в устройстве изменения параметров движения судна, содержащем размещенную в выемке корпуса судна по меньшей мере одну пластину с приводом ее перемещения в водной среде и цилиндр, на конце штока поршня которого закреплена упомянутая пластина, привод перемещения пластины выполнен в виде управляемого источника среды под давлением, который соединен с надпоршневой полостью упомянутого цилиндра, при этом штоковая и надпоршневая полости цилиндра соединены с атмосферой через управляемые клапаны, а поршень снабжен механизмом возврата его в начальное положение, в котором он удерживается управляемой защелкой.

Кроме того, управляемый источник среды под давлением выполнен в виде взрывного заряда.

Кроме того, управляемый источник среды под давлением выполнен в виде баллона со сжатым газом с клапаном.

На чертеже, схематически изображено устройство аварийного изменения параметров движения судна.

Устройство содержит пластину 1, которая расположена в выемке корпуса 2 и не выступает за корпус 2 в водную среду. Пластина 1 закреплена на штоке 3, который соединен с поршнем 4 цилиндра 5. Поршень 4 удерживается в крайнем левом положении (походном и исходном) защелкой 6. Штоковая полость цилиндра 5 имеет в своей передней части соединительный канал 7. Механизм возврата штока 3 с пластиной 1 и поршнем выполнен в виде источника среды под давлением 8, редуктора 9, магистрали 10 с управляемым клапаном 11. Конец магистрали расположен в штоковой полости цилиндра 5. Защелка 6 соединена магистралью 12 через управляемый клапан 13, редуктор 9 - с источником среды под давлением 8. Все управляемые клапана могут быть заменены на золотниковые, а управление ими целесообразно иметь электрическое. Источник среды под давлением 8 соединен непосредственно магистралью 14 через клапан 15 с надпоршневой полостью 16. Надпоршневая полость 16 и соединительный канал 7 сообщаются с атмосферой через управляемые клапаны 17 и 18.

Действует устройство аварийного изменения параметров движения судна следующим образом.

В исходном положении устройство занимает положение, которое показано на чертеже. В штоковой полости устанавливается атмосферное давление, как и в надпоршневой полости 16, кратковременным открыванием управляемых клапанов 17 и 18 перед выходом в море. При возникновении аварийной ситуации или по другой причине, когда требуется осуществить быстрый маневр, отводится управляемая защелка 6 путем открывания управляемого клапана 13 и одновременно подают среду под давлением из источника 8, открывая управляемый клапан 15. Поршень 4 со штоком 3 и пластиной 1 начинают перемещаться в сторону среды со значительной скоростью, создавая усилие реакции противоположного направления, которое приводит к развороту судна или изменению скорости его движения (в зависимости от места установки устройства). При движении поршня 4 на своем конечном участке движения он соединяет полости - надпоршневую 16 и штоковую соединительным каналом 7, давление в обеих полостях выравнивается, а т. к. левый конец соединительного канала 7 перекрывается раньше, чем поршень 4 дойдет до своего крайнего левого положения (так расположен левый конец соединительного канала 7), то перед поршнем 4 создается воздушная подушка, которая обеспечивает безударное перемещение поршня в конце его хода. Затем клапан 15 закрывается, а клапана 17 и 18 открываются и клапан 13 закрывается. Защелка 6 занимает начальное выступающее положение под действием пружины возврата в ней (условно не показано, т.к. так устроены практически все защелки). Затем закрывают клапан 17 и открывают клапан 11, который осуществляет функцию механизма возврата в начальное положение поршня 4. Поршень 4 перемещается в начальное положение, отжимая по пути защелку 6. Клапан 11 перекрывается, а клапаны 17 и 18 кратковременно открываются и затем снова закрываются. Устройство заняло свое начальное положение и готово к повторному срабатыванию.

Класс B63H25/44 управление или торможение с помощью парусов или подобных элементов 

гидродинамический тормоз для остановки плота -  патент 2457979 (10.08.2012)
устройство для управления водоизмещающим судном -  патент 2363615 (10.08.2009)
устройство для создания реверсивной силы судна -  патент 2058245 (20.04.1996)
устройство аварийного изменения параметров движения судна -  патент 2011606 (30.04.1994)

Класс B63H25/50 управление с помощью средств, не отнесенных к другим группам 

Наверх