способ трелевки пачек длинномерных лесоматериалов в полностью погруженном положении

Классы МПК:A01G23/02 пересадка, выкорчевывание, валка деревьев или обрезка ветвей или сучьев с деревьев
B60P3/41 для транспортировки бревен
B60P3/40 для перевозки длинномерных грузов, например с прицепной площадкой на колесах для поддерживания грузов
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Акционерное общество закрытого типа "Русьимпэкс"
Приоритеты:
подача заявки:
1996-12-26
публикация патента:

Изобретение относится к технологии лесозаготовок, в частности к способам транспортировки пачек длинномерных лесоматериалов (деревьев, хлыстов, полухлыстов). При реализации способа транспортировки пачек длинномерных лесоматериалов тягово-транспортное средство (ТТС) 1, при его подаче на полосу лесосеки, ориентируют на торец пачки 6, например на комлевую часть лесоматериалов. Производят охват и зажим пачки 6 в зоне ее участка, примыкающего к названному торцу, при помощи силового захвата 4. Посредством ТТС 1 и силового захвата 4 осуществляют подъем и одновременно смещение пачки в продольном направлении в сторону опорных элементов 2,3, крайние из которых установлены с передней и задней сторон ТТС. Поднимают и перемещают силовой захват 4 с пачкой длинномерных материалов в зону над опорными элементами 2,3 или опорным элементом 3, опускают с одновременным раскрытием силового захвата 4 и перемещают ТТС в направлении, противоположном направлению указанного подъема и перемещению пачки 6 в сторону другого конца, что обеспечивает смещение (скольжение) пачки вдоль продольной оси ТТС по его опорному элементу 3 до саморасположения центра тяжести пачки в зоне опорного элемента 3, причем момент совмещения центра тяжести пачки с опорным элементом 3 совпадает с моментом полного отрыва от поверхности лесосеки 5 вершинной части пачки 6, а комлевая часть пачки в этот момент под действием собственного веса укладывается на опорный элемент 2. Транспортировку полностью погруженной на опорные элементы 2,3 ТТС 1 пачки 6 производят при силовом прижиме ее к опорным элементам 2,3, например при помощи силового захвата 4, при этом усилие прижима в зависимости от обстановки и динамики движения ТТС может регулироваться. 1 з. п.ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

1. Способ трелевки пачек длинномерных лесоматериалов в полностью погруженном положении, включающий подачу тягово-транспортного средства на полосу лесосеки с ориентацией на торец пачки, охват пачки силовым захватом указанного средства, подъем и укладку пачки длинномерных лесоматериалов на опорные элементы тягово-транспортного средства, крайние из которых расположены с передней и задней сторон последнего, отличающийся тем, что конец пачки длинномерных лесоматериалов со стороны силового захвата поднимают последним, смещают в направлении продольной оси тягово-транспортного средства с переносом в зону, расположенную над предыдущим или над предыдущим и последующими по ходу указанного смещения опорными элементами и укладывают этот конец пачки на предыдущий опорный элемент посредством опускания и раскрытия силового захвата, а в направлении другого конца пачки и вдоль нее перемещают тягово-транспортное средство до момента полного отрыва этого конца пачки от поверхности полосы лесосеки и до укладки под действием собственного веса другого ранее упомянутого конца пачки на второй и последующие по ходу смещения тягово-транспортного средства опорные элементы, и при транспортировке пачку длинномерных лесоматериалов прижимают силовым захватом к опорным элементам.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при транспортировке пачки усилие зажима силового захвата ослабляют и одновременно продвигают вперед или назад тягово-транспортное средство до смещения центра тяжести указанной пачки относительно опорной поверхности последнего до преодоления труднопроходимого участка лесосеки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технологии лесозаготовок, в частности к способам трелевки пачек длинномерных лесоматериалов в полностью погруженном положении посредством тягово-транспортного средства к месту назначения и может быть использовано в лесозаготовительном и лесохозяйственном производствах.

Известен способ трелевки пачек длинномерных лесоматериалов в полностью погруженном положении, заключающийся в подаче тягово-транспортного средства на лесосеку с ориентацией его на полосу, соседнюю с полосой, на которой сформированы пачки длинномерных лесоматериалов, в последующей ориентации опорных элементов тягово-транспортного средства вдоль продольной оси пачки, в охвате пачки силовым захватом указанного средства в зоне, расположенной между противолежащими концами пачки, в подъеме и в укладке пачки с опусканием на названные опорные элементы с расположением противолежащих концов пачки на крайних опорных элементах названного средства, в последующей трелевке полностью погруженной на указанные элементы пачки лесоматериалов при транспортировке ее тягово-транспортным средством (см. SU авт. св. N 1106702, кл. B 60 P 3/40, 1984).

При известном технологическом процессе силовой захват пачки, подъем и укладка ее на опорные элементы тягово-транспортного средства осуществляются с боковой стороны последнего, которое подается на полосу лесосеки, соседний к полосе со сформированными на ней пачками лесоматериалов, что приводит к нарушению лесоводственных требований по сохранению подроста на разрабатываемой лесосеке, а также к увеличению общей площади повреждаемости грунта, что в целом ухудшает экономические и экологические показатели оценки лесозаготовительного процесса. При выполнении известного технологического процесса затрудняется также погрузка пачек, сформированных из целых деревьев, вследствие значительной их длины и при этом нарушается устойчивость тягово-транспортного средства.

Известен способ трелевки пачек длинномерных лесоматериалов в полностью погруженном на опорные элементы тягово-транспортного средства положении, подача и ориентация которого осуществляется на полосу лесосеки, на которой уложены пачки длинномерных лесоматериалов, что наиболее предпочтительно по экономическим и экологическим требованиям, предъявляемым к разработке лесосек при использовании машинной валки, пакетирования и трелевки лесоматериалов (см. SU, авт. св. N 1164104, кл. B 60 P 3/40, 1985).

При известном способе трелевки тягово-транспортное средство подают на полосу лесосеки с ориентацией на торец пачки длинномерных лесоматериалов, сформированной на длинной полосе, по крайней мере, на поверхности лесосеки, конец названной пачки со стороны комлевого торца охватывают силовым захватом, например тросом, поднимают указанный конец пачки со смещением его упомянутым захватом, например, путем затаскивания при помощи лебедки по наклонной плоскости, образованной приемным щитом, до положения, определенного конструкцией крайнего опорного элемента указанного средства, другой противолежащий конец пачки укладывают на второй крайний опорный элемент при отрыве с подъемом данного конца пачки от названной поверхности лесосеки, например, посредством этого крайнего опорного элемента при его повороте, а затем полностью погруженную на тягово-транспортное средство пачку длинномерных лесоматериалов трелюют к месту назначения.

Однако при таком способе трелевки пачка длинномерных лесоматериалов при загрузке тягово-транспортного средства занимает всегда постоянное положение по отношению комлевого торца и произвольное по отношению расположения центра тяжести и распределения ее веса относительно опорных элементов, вследствие чего нарушается устойчивость тягово-транспортного средства, что приводит к ухудшению его проходимости при движении по пересеченной местности, что особенно существенно при трелевке пачек целых деревьев.

Известный способ трелевки пачек длинномерных лесоматериалов в полностью погруженном положении наиболее близок по своей технической сущности к заявляемому техническому решению и выбран в качестве прототипа.

Цель изобретения - повышение устойчивости тягово-транспортного средства и его проходимости при трелевке полностью погруженной пачки длинномерных лесоматериалов независимо от их параметров и рельефа трассы.

На фиг. 1-6 показан пример реализации заявленного способа трелевки пачек длинномерных лесоматериалов в тягово-транспортное средство (ТТС). ТТС 1 оснащено опорными элементами 2, 3 или группой их, последовательно расположенных на ТТС с размещением крайних из них с передней и задней сторон ТТС. Указанное тягово-транспортное средство оснащается погрузочным оборудованием с силовым захватом 4, обеспечивающим подъем и перенос пачки в зону, расположенную по крайней мере над опорным элементом 3, и укладку конца пачки длинномерных лесоматериалов, на который воздействует силовой захват, на крайний опорный элемент 3.

При осуществлении заявляемого способа трелевки производят заготовку длинномерных лесоматериалов (деревьев, хлыстов, полухлыстов), которую с учетом лесоводственных требований по разработке лесосеки производят, например, машинным способом с использованием валочно-пакетирующих или валочно-сучкорезно-пакетирующих машин. Заготовленные деревья, хлысты или полухлысты укладывают в пачки 6 указанным лесозаготовительным оборудованием вдоль полос лесосеки, используемых в дальнейшем для вывозки /трелевки/ длинномерных лесоматериалов посредством ТТС 1 к месту назначения. При укладке пачек лесоматериалов формируют их торец с учетом заданных технологических требований, что традиционно.

Укладку пачек длинномерных лесоматериалов 6 при этом осуществляют на поверхности полосы лесосеки 5 или на другой опорной поверхности, например, на предварительно поваленные деревья.

На полосу лесосеки, где на ее поверхности 5 уложены пачки длинномерных лесоматериалов, например деревья, подают ТТС 1, который ориентируют на торец пачки /фиг. 1/. В указанном примере (фиг. 1-6) показана ориентация ТТС 1 на торец пачки со стороны комлевых частей. Силовым захватом 4 погрузочного оборудования ТТС 1 осуществляют охват и силовой зажим конца пачки, примыкающего к указанному торцу, подъем и смещение в направлении опорных элементов 2, 3 при этом указанное продольное смещение пачки 6 производят с переносом ее конца силовым захватом 4 в зону, распложенную над предыдущим 3 и последующим 2 по ходу указанного смещения "А" опорными элементами (фиг. 1, 2). Указанное продольное смещение пачки может быть произведено и только в зону, расположенную над одним предыдущим по ходу смещения "А" опорным элементом 3 (не показано). Пачку 6 посредством силового захвата 4 опускают (фиг. 2) до момента соприкосновения пачки с предыдущим опорным элементом 3, силовой захват 4 раскрывают, укладывая тем самым поднятый конец пачки на опорный элемент 3 (фиг. 3). Затем в направлении "B", соответствующем противолежащему концу, например, вершиной части пачки деревьев, и вдоль пачки в направлении "C" перемещают ТТС 1, тем самым при относительном перемещении ТТС 1 и при контакте пачки с опорным элементом 3 происходит смещение последней в продольном направлении в сторону опорного элемента 2 до тех пор, пока центр тяжести пачки не достигнет опоры 3 и под действием собственного веса пачка не уложится одним (в нашем примере, комлевым) концом на опору 2. В этот момент другой (вершинный) конец пачки поднимется и полностью оторвется от поверхности полосы лесосеки 5 (фиг. 4). Далее силовым захватом 4 пачка 6 охватывается и прижимается к опорным элементам 2, 3 для надежного ее удержания, и ТТС 1 начинает движение к месту назначения (фиг.5). С учетом действующих при транспортировке динамических факторов, условий проходимости и рельефа местности усилие охвата и прижима пачки регулируется. При этом усилие охвата и прижима ослабляют и тягово-транспортное средство одновременно продвигают в ту или иную сторону (вперед или назад) до смещения центра тяжести пачки лесоматериалов относительно опорной поверхности тягово-транспортного средства до преодоления труднопроходимого участка лесосеки.

В случае необходимости ТТС имеет возможность выбирать на лесосеке воз из нескольких пачек путем последовательного их сдвигания в направлении от комля к вершине (фиг. 6). Разгрузка ТТС производится при помощи смонтированного на тягово-транспортном средстве оборудования в обратной последовательности.

Таким образом, при укладке противолежащих концов пачки на крайние опорные элементы 2 и 3 центр тяжести пачки и центр тягово-транспортного средства располагаются относительно друг друга в наиболее выгодном для проходимости положении, вследствие чего при транспортировке полностью погруженных на ТТС пачек лесоматериалов обеспечивается их надежное и устойчивое расположение независимо от весовых, геометрических и иных параметров как пачки в целом, так и отдельных составляющих ее элементов (деревьев, хлыстов, полухлыстов), при этом повышается проходимость тягово-транспортного средства, а процесс разработки лесосек происходит с соблюдением лесоводственных и экологических требований.

Класс A01G23/02 пересадка, выкорчевывание, валка деревьев или обрезка ветвей или сучьев с деревьев

машина для рубок ухода за лесом -  патент 2529171 (27.09.2014)
двигатели и обрабатывающие устройства для обработки деревьев -  патент 2515637 (20.05.2014)
способ лесозаготовки -  патент 2513528 (20.04.2014)
способ выборочной заготовки и транспортировки древесины -  патент 2512167 (10.04.2014)
способ посадки защитных лесонасаждений -  патент 2504948 (27.01.2014)
способ разработки лесосек машинами манипуляторного типа -  патент 2504146 (20.01.2014)
способ разработки пораженных пожарами лесных массивов -  патент 2499383 (27.11.2013)
комбайн лесозаготовки -  патент 2484618 (20.06.2013)
способ создания покрытия усов на участках с низкой несущей способностью грунтов -  патент 2479200 (20.04.2013)
способ заготовки сортиментов машиной манипуляторного типа с сохранением молодняка -  патент 2467559 (27.11.2012)

Класс B60P3/41 для транспортировки бревен

Класс B60P3/40 для перевозки длинномерных грузов, например с прицепной площадкой на колесах для поддерживания грузов

Наверх