способ получения битума
Классы МПК: | C10C3/04 продувкой и(или) окислением |
Автор(ы): | Ишкильдин А.Ф., Хайрутдинов И.Р., Салихов З.Г., Кутьин Ю.А. |
Патентообладатель(и): | Уфимский государственный нефтяной технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-06-26 публикация патента:
27.02.1998 |
Изобретение относится к области нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для получения строительных битумов. Изобретение решает задачу удешевления способа получения битума с улучшением его качества. Сущность изобретения заключается в смешении асфальта деасфальтизации гудрона с экстрактом селективной очистки масел в соотношении 10 - 20 мас.%, с последующим окислением полученной смеси кислородом воздуха, причем используют асфальт пропан-бутановой деасфальтизации. 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Способ получения битума, включающий окисление асфальта деасфальтизации гудрона кислородом воздуха и использование экстракта селективной очистки масел, отличающийся тем, что в качестве асфальта деасфальтизации гудрона используют асфальт пропан-бутановой деасфальтизации, который перед окислением предварительно смешивают с экстрактом селективной очистки масел, взятым в количестве 10 20 мас. от смеси.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для получения строительного битума. Известен способ получения битума [1] путем окисления нефтяного гудрона и смеси с песком, полученным на основе нефтяного сырья, взятом в количестве 3-25 мас. при температуре 240-260oC кислородом воздуха. Недостатком известного способа является дороговизна процесса, обусловленная использованием в качестве нефтяных остатков для окисления дорогостоящего дефицитного сырья гудрона, а в качестве углеводородной добавки пека, полученного на специальной установке. Наиболее близким по технической сущности к изобретению (прототипом) является способ получения битума [2] путем окисления (переокисления) асфальта с последующим разжижением. Переокисленный асфальт разбавляют нефтяными остатками-гудроном либо экстрактом селективной очистки масел. Содержание асфальта в смеси составляет 30-40%Недостатками прототипа являются дороговизна процесса ввиду большого расхода разбавителя экстракта селективной очистки масел, потребность в растворителе составляет 30-60 мас. Изобретение решает задачу удешевления способа с улучшением качества целевого продукта. Сущность изобретения заключается в том, что в известном способе получения битума, включающем окисление асфальта деасфальтизации гудрона кислородом воздуха и использовании экстракта селективной очистки масел, согласно изобретению, асфальт деасфальтизации гудрона перед окислением предварительно смешивают с экстрактом селективной очистки масел, взятом в количестве 10-20 мас. от смеси, причем используют асфальт пропан-бутановой деасфальтизации. Способ осуществляют следующим образом. Сырье асфальт деасфальтизации гудрона смешивают с экстрактом селективной очистки масел, взятом в качестве 10-20 мас. окисляют в лабораторном кубе при температуре 260oC и расходе воздуха 2 л/мин на 1 кг сырья. Пример 1. Асфальт деасфальтизации гудрона с пенетрацией при 25oC 25 мм, температура вспышки 200oC, температура размягчения 69oC смешивают с 5 мас. экстракта селективной очистки масел с последующим окислением при температуре 250oC и расходе воздуха 2 л/мин на 1 кг сырья. Полученный битум имеет следующие показатели: пенетрация при 25oC, растяжимость менее 1 мм при 25oC, время окисления 5 ч. Режимные условия проведения процесса и качества полученных в данном примере и последующим примерах бутимов приведены в табл. 1. Пример 2. Способ осуществляют аналогично примеру 1. Экстракт селективной очистки масел добавляют в количестве 10 мас. Время окисления 7 ч. Пример 3. Способ проводят аналогично примеру 1. Экстракт селективной очистки масел добавляют в количестве 20 мас. Время окисления 15 ч. Пример 4. Способ проводят аналогично примеру 1 с чистым асфальтом. Экстракт селективной очистки масел добавляют в количестве 20 мас. после окисления. Время окисления 20 ч. Качество исходного асфальта деасфальтизации гудрона приведено в табл. 2. Качество остаточного экстракта приведено в табл. 3. Как видно из данных табл. 1, полученные битумы (примеры 2, 3) удовлетворяют требованиям ГОСТ на строительные битумы марки БН 70/30 (пример 2) и марки 90/10 (пример 3). Битум, полученный в примере 4, не удовлетворяет требованиям ГОСТ по пенетрации и растяжимости при одинаковом расходе разбавителя экстракта, равного 20 в примере. Только увеличение расхода разбавителя в 105 раз, то есть до 35 позволяет выработать битум марки БН 90/10 с указанными показателями, удовлетворяющими требованиям ГОСТ на нижнем пределе (пример 5). Способ дешев, так как расходуется в 1,5-3,5 раза меньше разбавителя, чем в прототипе, и может быть использован в нефтеперерабатывающей промышленности для получения строительных битумов.
Класс C10C3/04 продувкой и(или) окислением