амортизирующая стяжка

Классы МПК:F16F7/12 с использованием пластической деформации 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики
Приоритеты:
подача заявки:
1995-09-12
публикация патента:

Использование: изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, а именно к амортизаторам однократного действия с пластически деформируемыми элементами, и может быть использовано, например, на железнодорожном транспорте в креплении контейнеров со взрывоопасными грузами для снижения вероятности взрыва при столкновении поездов в железнодорожной аварии. Сущность изобретения: данное устройство простой конструкции отличается большой жесткостью и большой силой сопротивления деформированию при значительном рабочем ходе. Это достигается тем, что в амортизирующей стяжке, содержащей пластически деформируемый элемент 1 с проушинами 2 по концам для его крепления, пластически деформируемый элемент 1 выполнен в виде по крайней мере двух отрезков проволоки, скрученных между собой от середины таким образом, что на одной половине длины проволоки завивка правая, а на другой половине - левая. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Амортизирующая стяжка, содержащая пластически деформируемый элемент с проушинами по концам для его крепления, отличающаяся тем, что пластически деформируемый элемент выполнен в виде по крайней мере двух отрезков проволоки, скрученных между собой от середины таким образом, что на одной половине длины проволоки завивка правая, а на другой половине левая.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к деталям машин, а именно к амортизаторам однократного действия с пластически деформируемыми элементами (ПДЭ), и может быть использовано, например на железнодорожном транспорте в креплении контейнеров со взрывоопасными грузами для снижения вероятности взрыва при столкновении поездов в железнодорожной аварии.

Известно устройство для поглощения растягивающих усилий [1], состоящее из гибкого элемента, пропущенного через изогнутую трубу с криволинейной центральной осью. Труба имеет свободные концевые части, направленные в противоположные стороны, и упруго деформируется так, что препятствует выпрямлению гибкого элемента.

Такое устройство не позволяет амортизировать большие нагрузки, возникающие, например, при резком, ударном торможении транспорта при аварии. В этом устройстве энергия удара поглощается за счет упругой деформации рабочего элемента - трубы, при упругой работе прочностные свойства материала используются лишь в очень малой мере по сравнению с пластическим течением.

Известен амортизатор, выполненный в виде спиральной пружины [2]. В этом амортизаторе один конец пластически деформируемого элемента (ПДЭ) прикреплен к металлической опоре посредством стяжки. Другой конец прикреплен к ленте, охватывающей трубопровод через промежуточный элемент. При расширении и сжатии амортизатора меняется шаг его витков, и при значительной величине его хода он может перемещаться с минимальным сопротивлением.

Это устройство выбрано за прототип.

По существу данное устройство есть обычная пружина, но работающая за пределами упругости. Определим рабочее усилие сопротивления устройства деформированию по отношению к предельному усилию для растягиваемого поперечного сечения. Здесь и далее используются формулы и положения теории пластичности (Н. Н.Малинин. Прикладная теория пластичности и ползучести. - М.: Машиностроение, 1975). Поперечное сечение пружины растяжения-сжатия работает на кручение, предельный момент кручения равен Mк = 0,15 амортизирующая стяжка, патент № 2105213амортизирующая стяжка, патент № 2105213тамортизирующая стяжка, патент № 2105213 d3 для круглого сечения диаметром d на уровне напряжения текучести амортизирующая стяжка, патент № 2105213т предельное усилие Tк = 2Mк/D = 0,3амортизирующая стяжка, патент № 2105213тамортизирующая стяжка, патент № 2105213d3/D при диаметре D витков. При растяжении такого же сечения имеем предельное усилие Tк = 0,79амортизирующая стяжка, патент № 2105213амортизирующая стяжка, патент № 2105213тамортизирующая стяжка, патент № 2105213d2 , или в Tт/Tк=2,6амортизирующая стяжка, патент № 2105213D/d раз больше. У пружин D/d >> 1, поэтому предельное усилие пружины гораздо меньше предельного усилия при простом растяжении той же проволоки.

Для пружины характерны гораздо большая упругая податливость и гораздо меньшая предельная сила сопротивления по сравнению со случаем растяжения проволоки той же длины, что и пружина. Указанная совокупность свойств может быть полезной при каких-то применениях, но во многих случаях требуется жесткое крепление и большая сила сопротивления деформированию.

Недостаток устройства-прототипа при использовании в качестве амортизирующей стяжки заключается, таким образом, в том, что оно имеет большую упругую податливость и относительно малое усилие сопротивления при срабатывании, а при необходимости получить большое усилие будут велики габариты и масса. Зато это устройство очень простое по конструкции.

Предлагаемое устройство также отличает простота конструкции, но оно обладает большой жесткостью и дает большую силу сопротивления деформированию при значительном рабочем ходе.

В предложенном устройстве амортизирующей стяжки, содержащей ПДЭ с проушинами по концам для его крепления, это достигается тем, что ПДЭ выполнен в виде по крайней мере двух отрезков проволоки, скрученных между собой от середины таким образом, что на одной половине длины проволоки завивка правая, а на другой половине - левая.

Сущность изобретения поясняется чертежом и последующим описанием. На фиг. 1 показан общий вид амортизирующей стяжки в исходном состоянии (А), в промежуточном растянутом состоянии (Б) и в предельном состоянии (В) при выбранном ходе, позициями обозначены: 1 - ПДЭ из проволоки, 2 - проушины.

Амортизирующая стяжка содержит по крайней мере два проволочных ПДЭ 1, заделанных по концам в проушины 2. Проволока скручена при изготовлении от середины таким образом, что одна половина длины имеет правую завивку, а вторая половина - левую.

При срабатывании амортизирующей стяжки она растягивается за проушины 2 и угол подъема спирали, по которой завита проволока, возрастает, соответственно уменьшается кривизна спиральной оси проволоки, что приводит к пластическому изгибу. При пластической деформации поглощается энергия удара.

Технология получения свивки следующая. В исходном состоянии (фиг. 1В) параллельные отрезки проволоки заделаны в проушины. Посередине длины между проволоками вставляется стержень-ворот и проволоки скручиваются до заданного укорочения стяжки. Скручивание должно вестись под некоторой растягивающей нагрузкой, приложенной к стяжке. После скручивания можно провести отжиг.

Устройство отличает полнота использования прочностных свойств материала. Чтобы показать это, получим расчетную оценку силы сопротивления растяжению стяжки с ПДЭ из круглой проволоки диаметром 2r.

Ось проволоки представляет собой винтовую линию, ее кривизна равна амортизирующая стяжка, патент № 2105213 = r/(r2+S2), где S - шаг подъема винтовой линии (И.Н.Бронштейн, К.А.Семендяев. Справочник по математике. - М.: Наука, 1988). Введем угол амортизирующая стяжка, патент № 2105213 подъема винтовой линии tg( амортизирующая стяжка, патент № 2105213 )=S/r, тогда кривизну можно записать в виде амортизирующая стяжка, патент № 2105213 = cos2(амортизирующая стяжка, патент № 2105213)/r .

Обозначим усилие растяжения одной проволоки из свивки как Т, предельный момент изгиба как Mт, причем Mк = 4/3амортизирующая стяжка, патент № 2105213тамортизирующая стяжка, патент № 2105213r3 (см., например, цитированный выше источник по теории пластичности), здесь амортизирующая стяжка, патент № 2105213т , - предел текучести. При растяжении свивки она раскручивается, увеличивается шаг S и, соответственно, под действием изгибающего момента Mт уменьшается кривизна. Из равенства работы внешней силы и энергии пластического деформирования получаем уравнение Tамортизирующая стяжка, патент № 2105213dZ = Mтамортизирующая стяжка, патент № 2105213dамортизирующая стяжка, патент № 2105213амортизирующая стяжка, патент № 2105213L где dZ - элементарное удлинение свивки, L - полная длина одной проволоки; данное уравнение распространяется на обе половины проволоки, деформациями центрального участка свивки пренебрегаем. Кроме того, пренебрегаем скручиванием проволоки вокруг оси (помимо кривизны винтовая линия имеет еще и кручение), это слишком усложнит задачу, так как потребует учета совместного действия изгиба и кручения поперечного сечения. Отсюда имеем T = Mтамортизирующая стяжка, патент № 2105213Ldамортизирующая стяжка, патент № 2105213/dZ и поскольку амортизирующая стяжка, патент № 2105213 получаем T= 2Mт/rамортизирующая стяжка, патент № 2105213sin( амортизирующая стяжка, патент № 2105213 ). Нас больше интересует относительная величина t=T/Tт, где Tт = амортизирующая стяжка, патент № 2105213тамортизирующая стяжка, патент № 2105213амортизирующая стяжка, патент № 2105213амортизирующая стяжка, патент № 2105213r2 есть предельное усилие растяжения прямой проволоки. После подстановок получаем амортизирующая стяжка, патент № 2105213 .

Удлинение W свивки, т.е. ход равен W=Z-Z0, где начальная длина Z0 свивки при начальном угле подъема винтовой линии амортизирующая стяжка, патент № 2105213o есть Zo = Lамортизирующая стяжка, патент № 2105213sin(амортизирующая стяжка, патент № 2105213o) . Тогда относительное удлинение амортизирующая стяжка, патент № 2105213 = W/L равно амортизирующая стяжка, патент № 2105213(амортизирующая стяжка, патент № 2105213) = sin(амортизирующая стяжка, патент № 2105213) - sin(амортизирующая стяжка, патент № 2105213o) .

Силовая характеристика t( амортизирующая стяжка, патент № 2105213 ) стяжки при растяжении в пределах рабочего хода задана формулами t(амортизирующая стяжка, патент № 2105213) и амортизирующая стяжка, патент № 2105213(амортизирующая стяжка, патент № 2105213) параметрически. Она линейна, на фиг.2 показана расчетная зависимость для свивки с начальным углом амортизирующая стяжка, патент № 2105213= 45o. Величина Wmax рабочего хода зависит от начального угла свивки. При амортизирующая стяжка, патент № 2105213o = 45o имеем

Wmax/L=1-sin(45o)амортизирующая стяжка, патент № 21052130,29

Существенной положительной чертой данной конструкции является высокая степень использования прочности материала проволоки, - более 60% (величина t). К тому же силовая характеристика сравнительно постоянна, постоянство силовой характеристики есть оптимум для ударозащитного амортизатора.

Класс F16F7/12 с использованием пластической деформации 

амортизатор одноразового действия с разрушающимися элементами -  патент 2526109 (20.08.2014)
энергопоглощающее кресло летательного аппарата -  патент 2500582 (10.12.2013)
пластический амортизатор -  патент 2480641 (27.04.2013)
амортизатор одностороннего действия с регулируемой энергоемкостью -  патент 2476739 (27.02.2013)
модуль для гашения энергии при соударении транспортных средств -  патент 2476339 (27.02.2013)
модуль для гашения энергии при соударении транспортных средств -  патент 2475392 (20.02.2013)
вентилятор газотурбинного двигателя, газотурбинный двигатель и втулка крепления фланца платформы -  патент 2467211 (20.11.2012)
управляемый упругопластический демпфер оборудования и трубопроводов главного циркуляционного контура реактора аэс -  патент 2463496 (10.10.2012)
противоударное устройство -  патент 2462381 (27.09.2012)
энергопоглощающее устройство транспортного средства (варианты) и способ его изготовления -  патент 2444656 (10.03.2012)
Наверх