высокосекретный кодовый механизм замка, недоступный для отмычки (системы пятина)

Классы МПК:E05B35/04 с нажимными ключами 
Патентообладатель(и):Пятин Юрий Михайлович
Приоритеты:
подача заявки:
1996-10-02
публикация патента:

Кодовый механизм замка содержит установленные в корпусе и подпружиненные кодовый и тормозной барабаны с аксиальными соосными отверстиями для толкателей и подпружиненных штифтов, кодовый барабан имеет возможность вращения и несет вал для соединения с механизмом привода ригеля, и ключ для взаимодействия с толкателями. В кодовом и тормозном барабанах выполнены продольные пазы, в корпусе установлены направляющие штифты, имеющие возможность взаимодействия с продольными пазами, а кодовый и тормозной барабаны установлены с возможностью осевого смещения, при этом кодовый барабан имеет на внешней поверхности кольцевой паз сообщающийся с его продольным пазом, для обеспечения его вращательного движения, а в корпусе выполнены отверстия и расположены с возможностью перемещения совместно с барабанами тормозные пружины, установленные с возможностью контактирования с соответствующей парой толкатель-штифт, причем тормозные пружины имеют возможность заходить в отверстия в корпусе в их нерабочем положении, а в рабочем положении, при продольном смещении тормозного барабана, тормозные пружины имеют возможность расклиниваться между корпусом и парой толкатель-штифт заклинивания последнюю от смещения для воспрепятствования использования отмычки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Кодовый механизм замка, содержащий установленные в корпусе и подпружиненные кодовый и тормозной барабаны с аксиальными соосными отверстиями для толкателей и подпружиненных штифтов, кодовый барабан имеет возможность вращения и несет вал для соединения с механизмом привода ригеля и ключ для взаимодействия с толкателями, отличающийся тем, что в кодовом и тормозном барабанах выполнены продольные пазы, в корпусе установлены направляющие штифты, имеющие возможность взаимодействия с продольными пазами, а кодовый и тормозной барабаны установлены с возможностью осевого смещения, при этом кодовый барабан имеет на внешней поверхности кольцевой паз, сообщающийся с его продольным пазом для обеспечения его вращательного движения, а в корпусе выполнены отверстия и расположены с возможностью перемещения совместно с барабанами тормозные пружины, установленные с возможностью контактирования с соответствующей парой толкатель штифт, причем тормозные пружины имеют возможность заходить в отверстия в корпусе в их нерабочем положении, а в рабочем положении, при продольном смещении тормозного барабана, тормозные пружины имеют возможность расклиниваться между корпусом и парой толкатель - штифт, заклинивая последнюю от смещения для воспрепятствования использования отмычки.

2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что сумма длин толкателя и подпружиненного штифта в каждой паре одинакова, а ключ выполнен в виде диска со сквозными отверстиями и расположенными в последних штеккерами для взаимодействия с толкателями, причем диск имеет крепежные элементы для фиксации относительно штеккеров для изменения кода без замены ключа.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области запорных устройств и может быть использовано в качестве кодового механизма врезных, накладных и висячих замков. Целью изобретения является существенное повышение степени секретности замков, достижение их поной недоступности для отмычки и получение возможности менять код замка без замены ключа.

Прототипом изобретения является замок по авторскому свидетельству СССР 1668600, кл. E 05 B 27/00, опубликованного в 1991 г.

На фиг. 1 изображен кодовый механизм замка;

на фиг. 2 - ключ.

Кодовый механизм замка состоит из корпуса 1, кодового барабана 13, снабженного валом 9, тормозного барабана 10, с укрепленными на нем тормозными пружинами 5 (последние могут быть закреплены не только на тормозном барабане, главное чтобы они могли смещаться в совместно с барабанами), и главной пружины 8. В каналах кодового барабана расположены толкатели (цилиндры) 3, а в каналах тормозного барабана - подпружиненные возвратными пружинками 7 штифты 6. Торможение пары толкатель-штифт осуществляется нажатием на тормозные пружины 5 при сдвигании тормозного барабана вправо относительно отверстия 4, сделанного в корпусе 1 и расклиниванием тормозной пружины между корпусом и парой толкатель-штифт. На кодовом барабане имеются два сообщающихся паза: кольцевой паз 2 и продольный паз 15. На тормозном барабане имеется только продольный паз 12. В пазы барабанов входят без трения направляющие штифты 11 и 14, наличие которых позволяет обоим барабанам смещаться вправо до упора штифта 14 о стенку кольцевого паза 2. При достижении этого положения кодовый барабан получает возможность неограниченного вращения. Главная пружина 8 возвращает оба барабана в исходное положение, определяемое упором штифта 14 о стенку продольного паза 15. Вал 9 передает вращение кодового барабана механизму привода ригеля замка. Кольцевая расточка 16 и накладка 17 служит для строгой фиксации колпачка ключа на корпусе кодового механизма с целью точного попадания штеккеров (толкателей) ключа в отверстия кодового барабана.

Ключ состоит из: стержня 1, колпачка 2, шайбы 3, диска 4, штеккеров 7, крепежных винтов 8, кольцевой пружины 9 и шарика 10, упирающегося в паз 11. Колпачок служит направляющей, обеспечивающей точное попадание штекееров в отверстия кодового барабана. Это достигается благодаря наличию на колпачке уступа 5, входящего в кольцевую расточку 16 корпуса кодового механизма, и выемки 6, охватывающей зуб накладки 17. Шарик 10 служит направляющей прямолинейного движения стержня ключа.

Работа механизма

Когда ключ вставлен, то под воздействием штеккеров торцы всех толкателей и штифтов кодового и тормозного барабанов располагаются в плоскости их торцов. Но вращению барабана препятствует штифт 14, находящийся в его продольном пазу. Для того, чтобы штифт попал в кольцевой паз необходимо, нажав на ключ, сместить барабаны до упора. При этом тормозные пружины тормозного барабана прижмутся к его штифтам и сделают их практически неподвижными. Для работы ключа это значения не имеет, а злоумышленник, сдвинув барабаны до упора, зажмет штифты и не сможет пользоваться отмычкой. Для того, чтобы злоумышленник не смог определить код, сдвигая толкатели, а не барабаны, суммарная длина толкателя и штифта в каждой паре была одинаковой во всех каналах. Для предотвращения попыток рассверливания входных отверстий кодового барабана, он выполняется из закаленной стали.

Класс E05B35/04 с нажимными ключами 

цилиндровый замок -  патент 2474659 (10.02.2013)
кодово-замковая система -  патент 2443840 (27.02.2012)
кодовое устройство замка -  патент 2379454 (20.01.2010)
замок с кодовым устройством -  патент 2377376 (27.12.2009)
замок с механизмом секретности (варианты) -  патент 2363824 (10.08.2009)
запирающий механизм цилиндрового замка -  патент 2315844 (27.01.2008)
замок с кодовой матрицей -  патент 2314397 (10.01.2008)
замок -  патент 2314396 (10.01.2008)
замок -  патент 2306393 (20.09.2007)
замок с нажимным ключом -  патент 2298622 (10.05.2007)
Наверх